Парламентский финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие и структура парламентского финансового контроля.
Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
Правовые основы парламентского финансового контроля.
Субъекты и объекты парламентского финансового контроля.
Глава 2. Оценка деятельности органов осуществляющих финансовый контроль.
2.1. Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.
2.2. Оценка эффективности парламентского финансового контроля.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Парламентский финансовый контроль.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение.

Глава 1. Понятие и структура  парламентского финансового контроля.

    1. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
    2. Правовые основы парламентского финансового контроля.
    3. Субъекты и объекты парламентского финансового контроля.

Глава 2. Оценка деятельности органов осуществляющих финансовый контроль.

2.1.  Характеристика органов  осуществляющих финансовый контроль.

2.2. Оценка эффективности  парламентского финансового контроля.

Заключение.

Список использованных источников.

 

Введение.

Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным  условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный  институт парламентаризма и призван  обеспечить не только соблюдение и  исполнение принятых им законов, но и  осуществлять контроль за деятельностью  исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.

Под парламентским контролем  понимается одна из основных функций  парламента, направленная на осуществление  контроля за деятельностью исполнительной власти в области государственного строительства, государственных финансов и собственности, а также в  других сферах. Такой контроль парламентом  обеспечивается с помощью различных  методов и способов: постановка вопроса  о доверии правительству, резолюция  порицания, интерпелляция, письменные и устные вопросы правительству, парламентские и депутатские  запросы, парламентские расследования  и др.

Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый контроль. Он осуществляется как самим законодательным  органом путем заслушивания отчетов  об исполнении бюджета, внесения парламентских  запросов, направления депутатских  запросов и вопросов правительству  или отдельным его членам, так  и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления  финансового контроля: счетные палаты, счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п. Объем контрольных полномочий парламента в финансовой сфере в большей  степени зависит от формы правления  государства, а также от сложившихся  в данной стране традиций.

Предназначение финансового  контроля заключается в успешной реализации функций государства  по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.

Парламентский финансовый контроль призван содействовать успешной реализации финансовой политики государства  во всех сферах социального и экономического развития страны. Общеизвестно, что  без наведения должного порядка  в бюджетно-финансовой сфере, без  стабильной системы государственного финансового контроля невозможно продуктивно  решать как общегосударственные  вопросы, так и конкретные социально-экономические  проблемы. В связи с этим встает справедливый вопрос: каким образом  можно повысить эффективность функционирования системы государственного финансового  контроля и какие отводятся место  и роль в этой системе законодательным  органам государственной власти?

Вполне логично, что парламентский  финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в  государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму  правления. Здесь высший законодательный  орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. Безусловно, данный фактор имеет большое значение, но, наверное, не всегда является решающим.

Эти, а так же другие вопросы, в своей совокупности послужили  причиной выбора данной темы исследования.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и структура парламентского финансового  контроля.

    1. Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.

Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным  условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный  институт парламентаризма и призван  обеспечить не только соблюдение и  исполнение принятых им законов, но и  осуществлять контроль за деятельностью  исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.

В настоящее время вопросы  организации парламентского контроля достаточно подробно и всесторонне  рассмотрены рядом современных  российских исследователей, таких как  С.А. Авакьян[1], А.С. Автономов[2], М.В. Баглай[3] и др. Они раскрывают формы и  содержание такого контроля. Так, С.А. Авакьян, определяя основные функции парламента Российской Федерации, отмечает, что  он должен "в пределах своих полномочий и присущими ему формами осуществлять функцию парламентского контроля в  области государственного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д. "[4].

Другой исследователь - М.В. Баглай парламентский контроль представляет прежде всего в виде права "представительного  органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной  власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства  в целом в случае признания  их деятельности неудовлетворительной"[5].

Таким образом, следует согласиться  с тем, что под парламентским  контролем понимается одна из основных функций парламента, направленная на осуществление контроля за деятельностью  исполнительной власти в области  государственного строительства, государственных  финансов и собственности, а также  в других сферах. Такой контроль парламентом обеспечивается с помощью  различных методов и способов: постановка вопроса о доверии  правительству, резолюция порицания, интерпелляция, письменные и устные вопросы правительству, парламентские  и депутатские запросы, парламентские  расследования и др.

Особой разновидностью парламентского контроля является финансовый контроль. Он осуществляется как самим законодательным  органом путем заслушивания отчетов  об исполнении бюджета, внесения парламентских  запросов, направления депутатских  запросов и вопросов правительству  или отдельным его членам, так  и через специальные органы парламента, создаваемые для осуществления  финансового контроля: счетные палаты, счетные суды, аудиторские суды, национальные офисы аудита и т.п. Объем контрольных полномочий парламента в финансовой сфере в большей  степени зависит от формы правления  государства, а также от сложившихся  в данной стране традиций.

Предназначение финансового  контроля заключается в успешной реализации функций государства  по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех сферах и звеньях жизнедеятельности  общества. Роль финансового контроля в современных условиях огромна.

Контроль, осуществляемый государством в области финансов, имеет свою специфику, к которой относятся  обязательность для всех субъектов  хозяйствования и строгая нормативно-правовая обоснованность. С точки зрения современного российского законодательства государственный  финансовый контроль, в том числе  и парламентский, включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственных внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ[6]. Он в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, территориальные органы финансового бюджетного надзора, органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных внебюджетных фондов.

Парламентский финансовый контроль призван содействовать успешной реализации финансовой политики государства  во всех сферах социального и экономического развития страны. Общеизвестно, что  без наведения должного порядка  в бюджетно-финансовой сфере, без  стабильной системы государственного финансового контроля невозможно продуктивно  решать как общегосударственные  вопросы, так и конкретные социально-экономические  проблемы. В связи с этим встает справедливый вопрос: каким образом  можно повысить эффективность функционирования системы государственного финансового  контроля и какие отводятся место  и роль в этой системе законодательным  органам государственной власти?

Вполне логично, что парламентский  финансовый контроль должен быть наиболее эффективным и действенным в  государствах, как было уже отмечено, имеющих парламентскую форму  правления. Здесь высший законодательный орган страны формирует правительство, и оно подотчетно ему по всем направлениям своей деятельности. Безусловно, данный фактор имеет большое значение, но, наверное, не всегда является решающим.

По моему мнению, на уровень  действенности парламентского финансового  контроля в не меньшей степени  влияет, а в отдельных случаях  имеет и определяющее значение, действующий  в стране государственный (политический) режим. Наглядный тому пример - советский  период развития российского государства, когда законодательные органы практически  выполняли второстепенные функции  и являлись орудием реализации решений  партийно-государственной номенклатуры. Поэтому важным фактором действенности  парламентского финансового контроля является становление и развитие институтов демократии.

В государствах с развитым гражданским обществом желание  и стремление держать под постоянным контролем процессы того, куда и  как расходуются бюджетные средства, должно быть присуще не только парламентариям, но и большинству граждан. Такая  гражданская активность требует  более высокого уровня самоорганизации  общества. В этом случае в государстве  не может быть зон, закрытых для парламентского финансового контроля.

Эффективность парламентского финансового контроля напрямую зависит  и от ряда других факторов, которые  определяют его действенность. К  числу таких наиболее важных, на мой взгляд, можно отнести решимость  и стремление парламентского большинства  обеспечить всесторонний и эффективный  контроль за расходованием финансовых ресурсов государства и распоряжением  его собственностью.

По итогам прошедших в  декабре прошлого года выборов депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации абсолютное большинство депутатских мандатов досталось Всероссийской политической партии "Единая Россия". Ее представители  получили 315 мест в Государственной Думе из 450 предусмотренных Конституцией Российской Федерации, или 70,0%. Они сформировали конституционное большинство в парламенте, т.е. могут обеспечить принятие как обычных федеральных, так и федеральных конституционных законов. Таким образом, действенность парламентского финансового контроля прежде всего будет зависеть от деятельности фракции "Единая Россия", от того, насколько она решительно настроена осуществлять контроль за расходованием средств федерального бюджета и распоряжением государственной собственностью.

Постоянный и тщательный контроль за финансовой деятельностью  Правительства и других органов  государственной власти, осуществляющих свою деятельность за счет привлечения  бюджетных средств, в правовых демократических  государствах составляет одну из основных функций парламента как высшего  законодательного органа власти. В  Российской Федерации формально  функции такого контроля принадлежат  обеим палатам Федерального Собрания. Однако, как уже нам приходилось  отмечать ранее, в Конституции Российской Федерации отсутствуют нормы, прямо  указывающие на контрольные функции  самого парламента России[7].

Отсутствие конституционного механизма взаимоотношений между  Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации является фактором, ограничивающим осуществление парламентского финансового контроля. Поэтому, на наш  взгляд, представляется целесообразным внесение поправок в ст.102 и 103 Конституции  Российской Федерации с целью  наделения Совета Федерации и  Государственной Думы прямыми полномочиями по осуществлению финансового контроля, в частности, за бюджетной деятельностью  Правительства Российской Федерации.

Полномочия Совета Федерации  по контролю за использованием средств  федерального бюджета практически  нигде законодательно не закреплены. Они косвенно проявляются лишь при  его участии в механизме законотворчества. В частности, ст.106 Конституции Российской Федерации предусматривает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета и финансового регулирования.

Незаметна роль Совета Федерации  и при процессе формирования федерального бюджета. Хотя ст.164 Бюджетного кодекса  Российской Федерации и включает его в число участников бюджетного процесса наряду с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой  и другими, но реальное его участие  в осуществлении предварительного, текущего и последующего финансового  контроля бюджетное законодательство не предусматривает.

Основное место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета отводится Государственной  Думе. Именно в Думу в соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса Правительство  Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период. Бюджетный кодекс предоставляет Государственной  Думе право отклонить в первом чтении проект федерального закона о  федеральном бюджете (ст. 202).

Также за ней закреплено право (ст. 203) не принимать решения  по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии. В этом случае проект федерального закона считается повторно отложенным в первом чтении. Но в Бюджетном  кодексе оговаривается, что повторное  отклонение проекта закона о федеральном  бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (ст. 203). В этой ситуации решающее значение будет иметь соотношение  парламентского большинства с Правительством Российской Федерации или же, по-другому  говоря, насколько состав Правительства  сформирован из сторонников парламентского большинства.

Информация о работе Парламентский финансовый контроль