Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.
Введение.
Глава 1. Понятие и структура парламентского финансового контроля.
Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
Правовые основы парламентского финансового контроля.
Субъекты и объекты парламентского финансового контроля.
Глава 2. Оценка деятельности органов осуществляющих финансовый контроль.
2.1. Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.
2.2. Оценка эффективности парламентского финансового контроля.
Заключение.
Список использованных источников.
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган - Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Ее функции и статус будут рассмотрены нами более подробно.
В системе исполнительной
власти контрольными полномочиями наделены:
Министерство финансов, Федеральное
казначейство, региональные и муниципальные
финансовые органы, главные распорядители
и распорядители бюджетных
Министерство финансов РФ
является органом, обеспечивающим проведение
единой финансовой, бюджетной, налоговой
и валютной политики в стране, и
обладает широкими контрольными полномочиями
в данной сфере. Оно контролирует
рациональное и целевое использование
бюджетных средств главными распорядителями,
распорядителями и
Функцию бюджетного контроля
выполняет также Главное
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:
Широкие контрольные полномочия в рамках бюджетного процесса предоставлены налоговым органам. Налоги являются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная система не может эффективно функционировать.
Контроль за поступлением
налоговых доходов в бюджет государства
осуществляют система органов Министерства
РФ по налогам и сборам и Государственный
таможенный комитет. Министерство по налогам
и сборам ведет учет налогоплательщиков,
контролирует соблюдение ими налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноту и своевременность
Помимо названных органов,
в проведении финансового контроля
участвуют главные
Помимо государственного
и внутриведомственного контроля, важное
значение имеет и так называемый
внутрихозяйственный контроль. Он проводится
бухгалтерией и финансовыми службами
самой организации-
Для проведения контрольных мероприятий финансовые органы государства и сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой практике аудиторский контроль распространен очень широко. В настоящее время эта система получает развития и в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.
Аудиторские проверки подразделяются
на внешние и внутренние. Внутренний
аудит проводится аудиторской службой
самой организации. Его задача - это
сбор дополнительной информации для
принятия управленческих решений, повышения
эффективности работы организации,
увеличения рентабельности и рационального
использования производственных ресурсов.
Внутренний аудит проводится по инициативе
руководства, и организация самостоятельно
покрывает все связанные с
ним расходы. Отличие внешнего аудита
заключается в том, что его
выполняют специальные
Важное место в системе
государственного финансового контроля
принадлежит Счетной палате. Счетная
палата Российской Федерации является
постоянно действующим и
Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:
· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
· определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
·оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
· финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
· анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
· контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Хотя Счетная палата образована
парламентом и подотчетна ему, при
решении возложенных на нее задач
в соответствии она обладает организационной
и функциональной независимостью. Она
обеспечивает единую систему контроля
за исполнением федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов. Эта работа включает в себя:
оперативный контроль за исполнением
бюджета в отчетном году; проведение
комплексных ревизий и
Важнейшими направлениями
работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная,
экспертно-аналитическая и
2.2 Оценка эффективности парламентского финансового контроля в РФ.
Эффективность финансового контроля - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).
С учетом этого положения
критерием эффективности
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части (приложения А-Г). Методологической проблемой установления критериев по этим целям является определение "вклада" финансового контроля в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.
В узком смысле целью финансового контроля является сокращение количества и объемов правонарушений в экономической сфере. Определение этого критерия с методической точки зрения не представляет сложности.
По данным за прошедший год контрольно-ревизионными органами Минфина России в организациях различных отраслей экономики и видов деятельности проведены 49,5 тыс. ревизий и проверок, в том числе бюджетов 33 субъектов Российской Федерации, в ходе которых выявлено различных финансовых нарушений на общую сумму 95,6 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 28,8 млрд. рублей.
По материалам ревизий и проверок в органы федерального казначейства направлено 3,5 тыс. представлений на сумму 4 млрд. рублей. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры 8,7 тыс. материалов ревизий и проверок на 66 млрд. рублей, в том числе по федеральному бюджету - 2,6 тыс. материалов на 10 млрд. рублей.
Значительно хуже, пока, обстоят дела со второй составляющей государственного финансового контроля - оперативным и адекватным реагированием на выявленные финансовые нарушения. Или, другими словами, с реализацией результатов контрольно-ревизионной работы. В течение ряда последних лет реализация не выходит за пределы 10-15 % от объема вскрытых нарушений. Именно здесь надо исправлять ситуацию, создавать условия для эффективной работы.