Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.
Введение.
Глава 1. Понятие и структура парламентского финансового контроля.
Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
Правовые основы парламентского финансового контроля.
Субъекты и объекты парламентского финансового контроля.
Глава 2. Оценка деятельности органов осуществляющих финансовый контроль.
2.1. Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.
2.2. Оценка эффективности парламентского финансового контроля.
Заключение.
Список использованных источников.
В зависимости от уровня
проведения финансовый контроль может
быть государственным, муниципальным,
внутрихозяйственным и
Следует также отметить, что в зависимости от уровня государственной власти, органы которого осуществляют контрольную деятельность, государственный финансовый контроль может быть федеральным и региональным[14].
1.3. Субъекты и объекты парламентского финансового контроля
В ходе реализации задач
парламентского финансового контроля
складываются определенные, урегулированные
нормами права общественные отношения.
Как и любые другие правовые отношения,
они возникают между
В настоящее время в теории права под субъектами права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей[15]. Субъектом права может быть только лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное выступать в качестве участника правоотношений. Поэтому не случайно, по мнению известного исследователя в области теории государства и права М.Н. Марченко, "в современной юридической литературе понятие "субъект права" чаще используется в качестве синонима термина "субъект, или участник, правоотношений"[16].
Государственный финансовый
контроль многообразен, осуществляется
значительным количеством субъектов
финансовых правоотношений. Его специфика
заключается в том, что, во-первых,
он возникает в ходе деятельности
государства в финансовой сфере,
во-вторых, одним из субъектов этих
контрольных правоотношений в обязательном
порядке выступает
Финансовый контроль представительных
органов может осуществляться как
коллективными, так и индивидуальными
субъектами. В процессе его реализации
субъектами парламентского финансового
контроля выступают реальные участники
правоотношений, которые складываются
в процессе осуществления законодательными
органами непосредственно и через
создаваемые ими органы функции
по контролю за поступлением, движением
и расходованием
Коллективных участников рассматриваемых правоотношений в зависимости от выполняемых ими функций можно подразделить на следующие виды:
К первой группе участников
правоотношений в сфере финансового
контроля относятся Совет Федерации
и Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации, комитеты
и комиссии палат Федерального Собрания,
Счетная палата Российской Федерации,
законодательные органы субъектов
Российской Федерации, их комитеты и
комиссии, контрольно-счетные органы
регионов, создаваемые законодательными
органами субъектов Федерации. Эти
органы занимают приоритетное положение
в системе органов
В свою очередь, внутри данной группы субъектов их можно подразделить: по уровню своей деятельности - на федеральные органы (Совет Федерации, Государственная Дума, комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата РФ) и органы государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательные органы субъектов, их комитеты и комиссии, контрольно-счетные органы); исходя из решаемых задач, поставленных перед ними, - на органы, выполняющие общие функции контроля (палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов Федерации, их комитеты и комиссии), и на специальные органы финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов регионов (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов).
Ко второй группе субъектов
относятся органы исполнительной власти.
В силу своего правового положения
они не только распоряжаются финансовыми
ресурсами государства, обеспечивают
исполнение бюджетов, но и осуществляют
выработку единой государственной
финансовой, кредитной, денежной политики
и подзаконное нормативно-
В качестве участников бюджетных
правоотношений исполнительные органы,
являющиеся главными распорядителями
и администраторами бюджетных средств,
активно взаимодействуют с
Годовой отчет об исполнении
бюджета до его рассмотрения в
законодательном органе подлежит обязательной
внешней проверке, которая включает
проверку бюджетной отчетности всех
главных администраторов
Главные администраторы средств
федерального бюджета не позднее
первого апреля, а бюджета субъекта
Федерации - не позднее первого марта
текущего финансового года представляют
годовую бюджетную отчетность соответственно
в Счетную палату Российской Федерации
и контрольно-счетный орган
Правительство Российской Федерации
не позднее 15 июня направляет в Счетную
палату годовой отчет об исполнении
федерального бюджета и иные документы,
подлежащие представлению в
Активное внедрение в
последнее время новых
В Бюджетном кодексе Российской
Федерации предусмотрена
В четвертую группу коллективных участников правоотношений, связанных с реализацией законодательными органами функций контроля за использованием государственных финансов, входит большое количество хозяйствующих субъектов. К этой категории субъектов относятся предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, пользуются государственной собственностью либо управляют ею, а также имеют предоставленные законами льготы по налогам в соответствующие бюджеты.
В качестве субъектов парламентского финансового контроля могут выступать и общественные объединения, негосударственные фонды и другие некоммерческие организации в случаях предоставления им государственных финансов. В данной ситуации контрольные полномочия органов государственного финансового контроля законодательных органов распространяются на них в той части, которая связана с использованием ими в своей деятельности бюджетных средств.
Индивидуальными участниками
правоотношений, возникающих в процессе
осуществления парламентского финансового
контроля, являются физические лица, которые
могут быть субъектами права контроля
или же права получения
Субъектами права получения государственных финансов являются индивидуальные предприниматели. В случае получения и использования ими средств государственного бюджета и государственного внебюджетного фонда или же предоставления им льгот по налогам на них распространяются контрольные полномочия законодательных органов.
В целом участников правоотношений,
складывающихся при реализации контрольных
функций законодательных
В этой ситуации каждому
управомоченному лицу соответствует
наличие обязанного субъекта. Данный
довод ни в коем случае нельзя понимать
в том смысле, что одна сторона
обладает только правами, а другая -
обязанностями. Как управомоченная,
так и обязанная стороны в
контрольных правоотношениях
Деятельность участников
контрольных правоотношений закреплена
в различных нормативных