Парламентский финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Парламентский контроль является одним из видов государственного контроля и выступает непременным условием устойчивого конституционного строя. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и призван обеспечить не только соблюдение и исполнение принятых им законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие и структура парламентского финансового контроля.
Парламентский финансовый контроль и факторы его действенности.
Правовые основы парламентского финансового контроля.
Субъекты и объекты парламентского финансового контроля.
Глава 2. Оценка деятельности органов осуществляющих финансовый контроль.
2.1. Характеристика органов осуществляющих финансовый контроль.
2.2. Оценка эффективности парламентского финансового контроля.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Парламентский финансовый контроль.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

В зависимости от осуществляемых функций деятельность юридических  лиц носит публично-правовой и  частно-правовой характер. К публичным  юридическим лицам причисляют, как  правило, государственные органы и  органы местного самоуправления, а  к частным - хозяйственные организации.

Вопрос о субъектах  парламентского финансового контроля тесно связан с объектом такого контроля. Они не могут существовать в отрыве друг от друга и поэтому взаимно  обусловлены.

У современных исследователей теории права нет единого подхода  к определению понятия "объект правоотношений". Чаще всего авторы исходят из того, что под объектом правоотношений следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением  и использованием которых удовлетворяются  интересы управомоченной стороны правоотношений[21]. Суммируя и конкретизируя различные  суждения относительно объектов правоотношений, М.Н. Марченко выделяет следующие их виды:

  • материальные блага, предметы материального мира - вещи;
  • результаты духовного, интеллектуального творчества;
  • поведение людей - их определенные действия или бездействие, а также последствия, результаты того или иного поведения;
  • личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей участников правоотношений и по поводу которых возникают у сторон юридические обязанности и субъективные права[22].

Исходя из общих подходов к определению объектов правоотношений, по нашему мнению, под объектами  парламентского финансового контроля следует понимать все то, на что  направлено поведение участников такого контроля. Поэтому в качестве объектов парламентского финансового контроля можно выделить следующие основные виды:

во-первых, действия или бездействие  государственных органов, органов  местного самоуправления, хозяйственных  организаций и индивидуальных предпринимателей, а также результаты, последствия  того или иного поведения в  ходе использования ими бюджетных  средств;

 

во-вторых, определенные материальные блага, которые можно определить в виде: денежных средств, налогов, сборов, бюджетных ассигнований, субсидий, бюджетных кредитов, дотаций, субвенций, свободных остатков прибыли государственных  предприятий, штрафов, недоимок, пеней  и государственного долга;

в-третьих, проекты федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и их бюджеты, управленческие решения государственных органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления по поводу распоряжения государственными финансами, денежные и иные финансово-расчетные документы, связанные с использованием бюджетных  и внебюджетных государственных  средств.

Основным объектом финансового  контроля со стороны законодательных  органов являются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации, формирующие  их доходную и расходную части. Доходы включают в себя все поступающие  в бюджет денежные средства (в виде налогов, неналоговых доходов, безвозмездных  поступлений) за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходами бюджета являются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, отнесенных в соответствии с Бюджетным кодексом к источникам финансирования дефицита бюджета. Структура расходов состоит  из разделов функциональной и ведомственной  классификации расходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации. Формирование расходных параметров бюджетов осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и на основании показателей  реестров расходных обязательств, обусловленных  установленным законодательством  Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Федерации.

Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем  финансовом году для исполнения бюджетных  обязательств. В соответствии со ст.69 Бюджетного кодекса к ним относятся  ассигнования на:

  1. оказание государственных услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
  2. социальное обеспечение населения;
  3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;
  4. предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
  5. предоставление межбюджетных трансфертов;
  6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  7. обслуживание государственного долга;
  8. исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, ее субъектам о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов.

Значительная часть ассигнований в регионы поступает в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Они предоставляются в  форме дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, а также  межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) выделяются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов  Федерации бюджетного законодательства и законов о налогах и сборах.

Под постоянным парламентским  контролем должны находиться формирование и обслуживание государственного долга  Российской Федерации и субъектов  Федерации. К государственному долгу  Российской Федерации относятся  долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований России, а также  долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным  видам долговых обязательств. Они  могут существовать в виде обязательств по:

- кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

- государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

- бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- государственным гарантиям Российской Федерации;

- иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг России.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет  включительно). В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, которые получены Россией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  входят:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

- объем основного долга по кредитам, которые получены Россией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Бюджетный кодекс определил  порядок прекращения долговых обязательств Российской Федерации и их списание с государственного долга. Соответствующая  структура государственного долга, виды и срочность долговых обязательств и порядок их прекращения предусмотрены  и на уровне субъектов Российской Федерации.

При осуществлении парламентского финансового контроля объектами  проверки также выступают различные  документы, касающиеся использования государственных финансов. Они имеют определенные формы и различаются в зависимости от стадии осуществляемого законодательными органами финансового контроля. Так, парламент Российской Федерации и законодательные органы субъектов через создаваемые ими специальные органы финансового контроля проводят экспертизы проектов: бюджетов на очередной финансовый год и плановый период и вносимых в них изменений; законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса; бюджетов государственных внебюджетных фондов; программ, на финансирование которых используются бюджетные средства. Объектами исследования и анализа являются и другие законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов регионов или влияющие на финансирование и исполнение бюджетов.

В ходе исполнения бюджетов объектами парламентского финансового  контроля становятся сметы доходов  и расходов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств с целью выявления  нарушений бюджетной дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов. Данный контроль направлен на решения  исполнительных органов государственной  власти, опирается на первичные документы  оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, в порядке  контроля проводится документальная проверка непосредственно государственных  органов и хозяйственных организаций, пользующихся государственными финансами  и государственной собственностью.

 

 

Глава 2. Оценка деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль.

2.1 Характеристика  органов осуществляющих финансовый  контроль.

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной  власти, специализированные контрольные  органы, а также распорядители бюджетных средств.

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с  Конституцией путем подписания федеральных  законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его  целью является обеспечение целостности  экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой  политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом  полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно  вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные  по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Важной формой финансового  контроля в России является парламентский  контроль. В соответствии с Бюджетным  кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

  • предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;
  • текущий контроль - при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль - при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

Информация о работе Парламентский финансовый контроль