Понятие и цели административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:00, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы - изучить систему административных наказаний, а также выявить актуальные проблемы их установления и применения.
Предмет настоящего исследования - нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекс об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.25 Кб (Скачать файл)

Введение

Известно, что административные наказания  оказывают значительное влияние  на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Вместе с тем для более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны  эти наказания, какое воздействие  они оказывают на сознание и поведение  людей, так как без достоверных  данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

Административное  наказание выступает как мера профилактического характера и  применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, преступлений, как самим правонарушителем, так  и другими лицами.  Именно устанавливая возможность применения административного наказания за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных случаях и общественную опасность, а также дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо, его совершившее.

Актуальность данной темы заключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей.

Объектом  дипломного исследования является система административных наказаний: теория и правоприменительная практика.

Методологическая основа исследования. Работа основана на общенаучных методах (системный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, диалектическое познание, моделирование) и специальных правовых методах исследования. Методологической основой для выработки понятий служат законы формальной логики и правила лингвистики.

 

Цель настоящей  дипломной работы - изучить систему административных наказаний, а также выявить актуальные проблемы  их установления и применения.

Предмет настоящего исследования - нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекс об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.

Структура дипломной работы. Диплом состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

    1. 1. Понятие и цели административных наказаний

Термин "административное наказание" обрел  свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием  КоАП РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание". Понятие административного наказания в отечественном административном законодательстве впервые дано в ст. 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ1. Анализируя данную статью, можно сделать вывод о том, что все дискуссии о понятии административного наказания велись через содержание целей административного наказания.

Это имеет место из-за того, что авторы закона два самостоятельных понятия (определение административного  наказания и его цели) рассматривают  как одно понятие. Данное в КоАП РФ понятие административного наказания (как говорилось ранее) терминологически несущественно отличается от понятия административного взыскания, закреплявшегося в КоАП РСФСР, что дает право с некоторой долей условности говорить о преемственности дефиниции исследуемой правовой категории и возможности анализа дореформенной административно-правовой литературы.

В административно-правовой литературе понятие административного наказания (взыскания) используется в самых  различных значениях:

1) как реакция государства на  совершенное административное правонарушение2;

2) мера ответственности за административное  правонарушение3;

3) санкция за совершение административных  проступков 4 или как применение государством предусмотренных в административно-правовой норме карательных (штрафных) санкций к правонарушителям5;

4) выражение отрицательной оценки  государством совершенного правонарушения  и самого правонарушителя;

5) кара, т.е. причинение виновному  в совершении административного  правонарушения определенных страданий, лишений и т.д.6;

6) вид административного принуждения  или принудительная мера государственного  воздействия на нарушителя соответствующих административных правил7 и т.д.

Представляется, что каждое из указанных значений, раскрывая особую грань, особое свойство такого разностороннего явления, как  административное наказание, высвечивает  его разные оттенки и имеет  право на существование, теоретически может быть отражено в понятии  административного наказания или  даже принято за основу при его  определении. Но ввиду того что каждое явление обладает своей особой сущностью, которая должна найти отражение  в определении, среди приведенного многообразия значений и свойств  административного наказания должно быть выделено стержневое, отражающее сущность данного понятия, его наиболее важные, характерные свойства, которые  определяют смысл существования  административного наказания, его  предназначение и роль в жизни  общества.

Вместе  с тем закон определяет административное наказание как установленную  государством меру ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами8. Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания - кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений.

Определение цели административного наказания  обычно смешивают с объяснением  и оправданием самого существования  административного наказания. Некоторые  авторы полагают, что если цель, преследуемая и достигаемая наказанием, разумна  и необходима, то необходимо и наказание, и в разумности цели видят оправдание самого наказания. Статья 3.1 КоАП РФ выделяет в качестве цели административного наказания предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами. Анализируя данную статью, можно сделать вывод о том, что все дискуссии о цели административного наказания велись в контексте терминологического определения административного наказания. Однако вопрос о целях административного наказания с методологических и практических позиций самостоятельный и служит скорее не оправданием данного наказания, а объяснением явления, не столько детерминирующего итоги административного преследования, сколько предопределяющего свойства самого наказания и прежде всего характер правоприменительной деятельности по его реализации. Таким образом, цель административного наказания выступает одновременно и обоснованием установки тех результатов, достижение которых желательно путем применения административного наказания. В принципе цели административного наказания следует рассматривать как конечный результат, которого стремится достичь государство, порицая виновного за совершение административного правонарушения. Вопрос о целях наказания вообще и административного наказания в частности теснейшим образом взаимосвязан с содержанием наказания.

КоАП РФ содержит положения, придающие административному наказанию предупредительную и профилактическую направленность. Последнее относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось.

Частная превенция (специальное предупреждение) заключается в таком воздействии  административного наказания на правонарушителя, когда он в будущем  не будет побуждаем к совершению новых правонарушений, хотя бы из-за страха перед самим наказанием.

Общая превенция (общее предупреждение) представляет собой предупреждение правонарушений со стороны других лиц, склонных к  совершению правонарушений (неустойчивых, незаконопослушных граждан), которых  от совершения правонарушений удерживает реальное административное наказание  конкретного правонарушителя. Устрашение административным наказанием сохраняется  в угрозе лишения человека каких-либо благ: свободы, определенного образа жизни, к которому он привык; отрыва от работы; материальных потерь и т.д.

Наказание так или иначе во все исторические эпохи использовалось в качестве средства устрашения лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств способны совершить правонарушение. Но также исторически доказано, что общепредупредительное воздействие наказания обусловливается не столько его жестокостью, сколько его неотвратимостью. Неотвратимость административного наказания всех совершивших правонарушения независимо от их положения - это важный фактор, имеющий общее предупредительное воздействие.

Общепредупредительное воздействие административного наказания нельзя сводить только к устрашающему воздействию на неустойчивых лиц. Немаловажным фактором в предупреждении правонарушений является воспитание всех членов общества в направлении выработки у них позитивной морали, убеждений и взглядов, наконец, нравственности. Важно также знать и то, что механизм влияния административного наказания на различных лиц неодинаковый, многое зависит от уровня общественного правосознания, морального и культурного уровня населения, полноты реализации принципа неотвратимости административного наказания и т.д. Поэтому в плане устрашения как предостережения от совершения правонарушений адресатами могут являться только незаконопослушные лица, а в плане воспитательного влияния - все граждане.

Таким образом, целями административного  наказания являются: предупреждение совершения новых правонарушений как  правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая  превенция). Не вызывает также сомнений и то, что указанные в законе цели административного наказания  являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Федеральный законодатель, руководствуясь принципом гуманизма юридической  ответственности, и в частности  административной, недвусмысленно указал на то, что административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

 

    1. Виды административных наказаний

В статье 3.2. КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение9.

В отличие от УК РФ (ст. 44), в котором  все наказания за преступления расположены  в определенной последовательности - от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов  административных наказаний нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого  из видов административных наказаний  в их соотношении между собой.

Перечень  административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку  определение видов административных наказаний составляет прерогативу  только федерального законодателя. В  случае необходимости перечень видов  административных наказаний может  быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.

В литературе выделяют основные и дополнительные административные наказания. Основными  являются такие административные наказания, которые не могут назначаться  в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Статья 3.3 КоАП РФ содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило, недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.10

При назначении административных наказаний  за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о  которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании  основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться  ст. 4.4 КоАП РФ.

Информация о работе Понятие и цели административных наказаний