Понятие и цели административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:00, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы - изучить систему административных наказаний, а также выявить актуальные проблемы их установления и применения.
Предмет настоящего исследования - нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекс об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.25 Кб (Скачать файл)

Статья 3.2 КоАП РФ устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы.

Установленный административно-деликтным законом перечень административных наказаний начинается с предупреждения как наиболее ограниченного вида административного вмешательства в правовой статус личности. В то же время по причине отрицания наказательных свойств указанной меры законодательство отдельных государств ближнего зарубежья, ранее применявших ее, отказалось от предупреждения как меры административной ответственности.

Так, например, Иван Владимирович Максимов -  заведующий кафедрой конституционного и административного права Астраханского  государственного технического университета, доктор юридических наук, профессор  в своей книге «Административные  наказания»11 рассуждает о природе такого вида наказания как предупреждение. И здесь возникает такой вопрос нужен ли вообще данный вид наказания и насколько он эффективен?

Формулируя  характер и условия применения такой  меры,  как предупреждение, законодатель в ряде случаев придает ей то карательное  (как это имеет место, например, в КоАП РФ),  то чисто профилактическое значение12что является немаловажным для целей раскрытия природы указанной меры в каждой конкретной ситуации  (как ее установления в законодательстве,  так и правореализации).  Иногда же определение характера предупреждения требует дополнительных доктринальных усилий либо вообще не представляется возможным в силу "скудного" его выражения в самом законе. Отсюда в рамках данного исследования задача выявления карательной природы некоторых мер, именуемых в законодательстве предупреждением,  ставится в зависимость от ряда формальных условий, анализ которых позволяет прийти к более объективному результату.

Рассмотрение  федеральных законов,  устанавливающих  предупреждение и формулирующих его характер и целевую направленность неотчетливым образом 13, показало,  что применение предупреждения является,  в частности,  промежуточным,  неисключающим в рамках взаимосвязанных процедур наступление более суровых правовых последствий.  Таким образом,  законодательство вводит предупреждение в качестве обязательного элемента единой процедуры административного воздействия,  что уже говорит о самодостаточности этой меры.  По существу же вынесение предупреждения в описываемых законодательством случаях в адрес какого-либо объединения граждан выступает профилактической мерой,  которая призвана побудить данное объединение к добровольному исправлению допущенных нарушений,  способствовать выполнению им законных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию в процедуре применения административного воздействия.  Вместе с тем предупреждение как карательная санкция встречается и за пределами КоАП РФ,  когда налицо все признаки противоправного проявления,  связанного с последствиями итогового характера в виде предупреждения,  выражающего самостоятельную меру ответственности14. Для целей сохранения карательного назначения включение такого предупреждения в КоАП РФ видится допустимым одновременно с деликтацией правовых оснований,  с наличием которых законодатель связывает наступление подобных негативных последствий.

По  своему содержанию предупреждение как  административное наказание представляет собой карательную санкцию исключительно  морального характера 15, поскольку выражается,  по сути,  в официальном (от имени государства)  и легальном причинении правонарушителю морального вреда.  Но традиционно по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер, поскольку его вынесение является по преимуществу профилактической мерой,  которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности,  способствовать выполнению им правовых обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для правонарушителя в контексте последовательного усиления административно-властного воздействия. Профилактическая направленность такого предупреждения сближает его с административно –предупредительными мерами, предшествующими правонарушению.16

 

 

 

 

 

 

Глава 2

  1. 1. Порядок наложения административных наказаний.

Этому вопросу посвящена отдельная 4 глава  КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде  всего сформулированы общие правила наложения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначении наказаний за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний. Наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности  и совершившему административное правонарушение. Ему возможно назначение наказания  в пределах санкции, предусмотренной  за данное правонарушение. Не допускается  назначение наказания ниже низшего  предела.

Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться  с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состоянием борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.

При назначении административного наказания  юридическому лицу должны учитываться  характер совершенного им административного  правонарушения, его имущественное  и финансовое положение.

При назначении административного наказания  подлежат учету обстоятельства как  смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное  прекращение противоправного поведения  лицом, совершившим административное  правонарушение;

3) добровольное  сообщение лицом, совершившим  административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять  производство по делу об административном  правонарушении, о совершенном административном  правонарушении;

4) оказание  лицом, совершившим административное  правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство  по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение  лицом, совершившим административное  правонарушение, вредных последствий  административного правонарушения;

6) добровольное  возмещение лицом, совершившим  административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное  устранение причиненного вреда;

7) добровольное  исполнение до вынесения постановления  по делу об административном  правонарушении лицом, совершившим  административное правонарушение, предписания об устранении допущенного  нарушения, выданного ему органом,  осуществляющим государственный  контроль (надзор);

8) совершение  административного правонарушения  в состоянии сильного душевного  волнения (аффекта) либо при стечении  тяжелых личных или семейных  обстоятельств;

9) совершение  административного правонарушения  несовершеннолетним;

10) совершение  административного правонарушения  беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

1) продолжение  противоправного поведения, несмотря  на требование уполномоченных  на то лиц прекратить его;

2) повторное  совершение однородного административного  правонарушения, если за совершение  первого административного правонарушения  лицо уже подвергалось административному  наказанию, по которому не истек  срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение  несовершеннолетнего в совершение  административного правонарушения;

4) совершение  административного правонарушения  группой лиц;

5) совершение  административного правонарушения  в условиях стихийного бедствия  или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

6) совершение  административного правонарушения  в состоянии опьянения.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым в  том смысле, что орган (должностное  лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные  в законодательстве.

Перечень  обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим. Орган (должностное  лицо), решающий дело, не может выйти  за его пределы. Ему лишь предоставлено  право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.

Однако  данные обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие, если они предусмотрены  в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за его совершение.

Непременным условием законности привлечения к  административной ответственности  является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено одно основное либо основное и дополнительное наказания, предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Назначение  административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. Из этого правила есть существенное исключение. Если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем  же органом, должностным лицом, наказание  назначается в пределах только одной  санкции.

В целях повышения эффективности  административных наказаний законом  установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.

Срок  давности привлечения к ответственности  исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного  правонарушения, выразившегося в  форме бездействия, срок привлечения  к административной ответственности  исчисляется со дня, следующего за последним  днем периода, предоставленного для  исполнения соответствующей обязанности.

Согласно  части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения  к административной ответственности  за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом  обязанность не была выполнена к  определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока 17.

Давность  привлечения к административной ответственности определяется периодами  времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление  по делу об административных правонарушениях. Их продолжительность установлена  в зависимости, от особенностей характера  административных правонарушений, наказаний  за их совершение, способов определения  начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специальные сроки давности привлечения к административной ответственности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административного правонарушения. По истечении этого срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

Специальные сроки более длительны по сравнению  с общим и установлены прежде всего применительно к административным правонарушениям, имеющим особый характер, нередко сложный фактический состав, установление которого требует, в том числе, и значительного времени. Давность в один год установлена для привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном мореконтинентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе.

Информация о работе Понятие и цели административных наказаний