Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Термин «К. право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука,учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода),содержащихся в К.-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам К.права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

Файлы: 1 файл

1лек конс право.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

     1. Понятие К. права  как ведущей отрасли  права в зарубежных  странах.

     Термин  «К. право» имеет три значения: отрасль  действующего права, наука,учебная  дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода),содержащихся в К.-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам К.права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

     Конституционное право любого государства  как отрасль права - это часть его национально-правовой системы. КПЗС- это совокупность юридических норм конкретной страны, которые содержатся в конституциях, законах и подзаконных актах и направлены на регулирование основ государственного общественного строя, основ правового статуса личности, формы государства и способов реализации законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Источники конституционного права  зарубежных стран

     1.Законы. они обладают наибольшей юридической силой после конституции и являются самыми распространенными источниками конституционного права.

     А.) конституционные (изменяют конституцию или  дополняют.)

     Б) органические законы-это законы, определяющие статус государственных органов. (франция)

     В)текущие  законы- это законы, в которых содержатся нормы, регулирующие отдельные общественные отношения (например избирательное право, статус депутата, гражданство)

Предмет и объекты К. права  как отрасли права  в зарубежных странах.

     Предметом правового регулирования гос. права  зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления гос. власти.

     Объект  регулирования К. права в зарубежных странах. Свое название К. правополучило  от особого юридического документа  — К.-и, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом.

     Однако  К. право не сводится к К., а включает множество правовых актов —законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений К. суда или К. совета и т.д.

     4. Методы к.-правового регулирования.

     В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможностьвыбора того или иного варианта поведения), в конституционном праведоминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм к. права,будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий,запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенноеповедение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях.

     Реже  используются нормы-дозволения (они  широко применяются и являютсяосновными  лишь при регулировании основ  правового статуса личности). В  целомв конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения),отношения  же координации (согласования) применяются  реже. Тем не менее в к.праве  есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской К.

     1947 г., устанавливающая, что каждая  палата парламента может выразитьдоверие  правительству или отказать в  нем путем поименного голосования.  Впоследнем случае президент  республики может уволить правительство  вотставку или распустить парламент  с назначением даты новых выборов,  т.е.решение вопроса о коллизии  парламента и правительства отдается  наусмотрение избирателей. Названные  выше нормы - это нормы-правила.  Привозникновении соответствующих  юридических фактов - событий, состояний,действий (в нашем примере это факт  голосования в парламенте по  вопросу одоверии) эти нормы порождают  соответствующие правоотношения (в  нашемпримере между парламентом,  правительством, президентом). Реализуются  такиенормы в результате преобразования  правовых предписаний в фактическоеповедение  участников общественных отношений причем при применении норм-правил это происходит наиболее очевидным образом. 

     5. Понятие, структура и виды норм  к. права.

     В к. праве много и норм-принципов, реализация которых имеет опосредованныйхарактер. Они получают свое развитие и наполняются  конкретным содержанием вдругих  статьях конституции, в актах  иных отраслей права, в деятельностиорганов  государства. Например, ст. 17 К. Китая 1982 г. устанавливаетпринцип социализма: «От  каждого - по способностям, каждому - по труду». Самэтот лозунг непосредственно  правовых последствий не порождает, но онпризван служить руководящим  принципом общественной и государственной  жизни,поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содержатся нормы-цели

     (целеполагание  было особенно характерно для  основных законов странтоталитарного  социализма, провозглашавших цели  строительствасоциалистического и  коммунистического общества). Существуют  и нормы-символы. Так, ст. 1 К.  Гвинеи 1990 г. устанавливает «девиз  республики»:

     «Труд, справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 К.

     Франции определяет гос. как неделимую, светскую, социальную идемократическую республику. Особый характер имеют положения  преамбулы

     (введения) К. Обычно считается, что такие  положения не нормативны, носодержат  исходные начала для понимания  сути данной К.

     Структура норм к. права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах к.права встречаются  редко (они обычно названы в актах  других отраслей права),а если и имеются, то обычно носят политич. характер: отставкаправительства, отрешение  от должности президента и т.д. Уголовнаяответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулируется в самом общем виде (например, за гос. измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права.

     Гражданская ответственность высших должностных  лиц за нанесение ущерба гражданам в результате незаконных действий при исполнении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена конституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касается гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом. 

     6. Понятие и виды институтов  конституционного права в зарубежных  странах.

     Нормы к. права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, ас другой - по воле ученых-систематизаторов соединяются  в отдельные группы.

     Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата гражданства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы гос.(порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение отдолжности и т.д.), третья - личные свободы граждан (неприкосновенностьличности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуютинституты к. права. Институт к. права - это система согласованных норм,регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределахданной отрасли права. Институты к. права в зарубежных странах в общемсовпадают с институтами, которые вычленяются в российском к. праве:институты экономической системы общества, социальной системы, политическойсистемы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формыгос., избирательного права, референдума, парламента, главы государства,правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают иболее дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяютсядругие (например, институт прав человека, форм правления, правовогоположения депутата, институт ответственности правительства), которыерассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше. 

     7. Понятие и виды к.-правовых  отношений.

     Предметом правового регулирования государственного права зарубежных странявляются  определенные группы общественных отношений, складывающиеся впроцессе осуществления  государственной власти. Будучи урегулированы  нормамигосударственного права, эти  общественные отношения становятсяконституционно правовыми. К. правовые отношения представляют собой такуюгруппу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществлениягосударственной власти, которые регулируются нормами государственногоправа. Нормы КП регулируют те общественные отношения, которые возникают всвязи с утверждением и закреплением основ  конституционного строя, гарантиейосновных  прав и свобод человека, формированием  и функционированиемпубличной власти. Эти отношения носят публично-правовой (т. е.преимущественно и главным  образом политический) характер. Всегда, когда вобщественные отношения  вторгается публичная власть, эти  отношенияполитизируются (почему часто  и говорят на Западе, что КП –  это политическоеправо). 

     8. Субъекты к.-правовых отношений  в зарубежных странах: понятие,  виды,своеобразие.

     К.-правовые отношения и субъекты этих отношений  в зарубежных странах. Врезультате  юридических фактов на основе действия норм к. права междуразличными сторонами  возникают к.-правовые отношения. Их участникиназываются субъектами к. права. В к. праве не используется делениесубъектов на физ. и юр. лиц, как, например, в гражданском праве. В немпринята своя классификация. В  наиболее обобщенном виде в число  субъектов к.-правовых отношений  обычно включаются: 1) социальные и национальные общности

     (народ,  являющийся источником власти, нации  и иные этнические группы,имеющие  право на самоопределение, классы  в странах тоталитарного социализмаи  др.); 2) гос. и его составные  части (например, субъекты федерации  в

     Германии  или автономные образования в  Китае); 3) основные органы гос.

     (глава  гос. - император в Японии, президент  в США, парламент в

     Великобритании, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании ит.д.); 4) общественные объединения и коллективы граждан  публичногохарактера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем,извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии,выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии илигруппы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательнойинициативы, — см. ниже); 5) депутаты представительных органов, обладающие,например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительнойвласти; 6) органы местного самоуправления и управления (например, советыграфств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане,иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством -каждая из этих категорий населения обладает своим объемом к. прав). 

     9. Понятие и виды источников  к. права в зарубежных странах.

     Источ. к. права в зарубежных странах  являются норм. акты, которые содержатнормы, рег. к.-правовые отношения. Главным  источ. данной отрасли права вподавляющем большинстве стран (искл. сос. нек.-е  мусульманские гос.) служитк. - основной закон. К другим источ. относятся: 1) законы – к. (вносятизменения в  К. или дополняют ее), органические (принимаются в усложненномпорядке и обычно регулируют какой-либо институт к. права в целом),обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон  о выборахпрезидента), чрезвычайные (согласно самой К., эти законы могут  отступать отее положений, но принимаются  только на короткий срок, обычно на несколькомесяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок); 2) внутригос.публично-правовые договоры (напр., нац-ный пакт 1943 г. в  Ливане ораспределении высших гос. должностей между приверженцами разных религий);

     3) регламенты парламентов и их  палат, устанавливающие внутреннююорганизацию  и процедуру работы парламентов; 4) акты главы гос. и исполнит.власти (указы монархов, декреты президентов,  пост. прав-ва). Особая рольсреди  актов исполнит. власти принадлежит  актам, имеющим силу закона (напр.они  издаются в соответствии с  искл. полномочиями президента (Франция); 5)акты. органов к. контроля (к.  судов, к. советов и др.), которые  дают офиц.толкования К., признают  те или иные законы соотв-щими/не  соотв-щими К.; 6)судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) - решения судоввысоких инстанций,  публикуемые ими и становящиеся  основой для принятиядругими  судами аналогичных решений по  подобным делам. В некоторых  странахсудебные прецеденты не  признаются источ. права, т.е., по существу, неявляются прецедентами; 7) к. обычай, 8) религиозные источ., 9) правоваядоктрина, 10) международно-правовые акты. На локальном уровне - в субъектахфедерации, автономных образованиях - действуют свои источники к. права (К.-ии штатов в США). 

     10. Предмет и методы к. права  заруб. стран как отраслевой  юрид. науки.

     Предмет к. права заруб. стран как учебной  дисциплины. Термин «к. право»имеет  три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

     Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованныхюрид. норм (правил особого рода), содержащихся в К-ях, законах, декретахпрезидента и т.д. и регулирующих опред. группу обществ. отношений (преждевсего основы устройства общества и гос., правового  положения личности). Какнаука это  совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез повопросам к. права, изложенных в книгах, статьях, научных  докладах. Какучебная дисциплина это  предмет преподавания в высшей школе. Понятие «к.право заруб. стран» не означает особую отрасль права - такой  отрасли нет.

Информация о работе Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах