(санкционирует)
законы и обладает правом вето
(отказа в подписи), публикуетих.
Президент всегда имеет право
только отлагательного вето 3. Полномочияпо
формированию других высших органов
государства. Президент назначаетправительство
самостоятельно или по предложению
лидера партии большинства
(коалиции
партий) в парламенте. В некоторых
странах он назначает премьер-министра
или министров (США) с согласия
парламента. Президент назначаетмногих
высших, а иногда и не только высших, должностных
лиц, напримерсудей.4. В сфере нормотворческой
деятельности президент издает нормативныеакты
(указы, декреты, декрет-законы), отменяет
акты органов исполнительнойвласти. Акты
президента, имеющие силу закона, обычно
издаются до принятиязакона по данному
вопросу, и с принятием соответствующего
закона ониутрачивают силу. Такие акты
издаются также в качестве временных мер,
наоснове делегирования соответствующих
полномочий парламентом, в этом случаеони
подлежат контролю последнего 5. Полномочия
по урегулированиючрезвычайных ситуаций.
Президент вправе объявлять чрезвычайное,
военное,осадное положение в соответствии
с принятым об этом законом (наопределенный
срок и под контролем парламента), вводить
президентскоеправление в субъектах федерации,
осуществлять федеральную интервенцию
(вмешательство).6.
Полномочия по распоряжению вооруженными
силами. Поконституции президент
является главнокомандующим со
всеми вытекающимиотсюда последствиями.
Он назначает высший командный
состав армии,присваивает высшие
воинские звания, отвечает за
безопасность государства;при нем
обычно создается совещательный
орган — совет безопасности.7.
Каквысшее должностное лицо президент
назначает государственных служащихопределенных
рангов.
8.
Полномочия в сфере правового
статуса личности. Президент вправепринимать
лиц в гражданство данного
государства, разрешать выход
изгражданства, смягчать наказания,
предоставлять помилование он
награждаеторденами, медалями, присваивает
почетные звания и т.д Президент
являетсягарантом конституции, прав
и свобод граждан Он принимает
меры по охранегосударства.
69
Как
правило, правительство — это
коллегиальный орган исполнительной
власти,обладающий общей компетенцией
осуществляющий руководство государственнымуправлением.
Он возглавляет административную, т.е.
исполнительно-распорядительную, деятельность
в стране, под его руководством
находятсягосударственный аппарат, вооруженные
силы, финансы государства, иностранныедела.
Виды правительства (с точки зрения
партийного состава). В техпарламентарных
государствах, где какая-либо партия
имеет абсолютноебольшинство (50 % плюс
один голос в однопалатном парламенте
или его нижнейпалате) создается однопартийное
правительство. Такая ситуация характернадля
стран с двухпартийной системой (Великобритания,
Австралия, Канада идр.) и стран с одной
доминирующей партией (например, в Индии,
Японии такбыло довольно долго). В таких
государствах лишь во время войны,чрезвычайных
событий в однопартийное правительство
включаются представителидругих партий
(«частично разделенная ответственность»).
В президентскихреспубликах также создается
однопартийное правительство. Глава государстваназначает
министров из своей партии и лишь иногда
вводит в состав кабинетаединичных представителей
других партий или беспартийных специалистов.
Представители
других партий должны действовать в
таком правительстве всоответствии
с политикой президента. В полупрезидентских
республиках составправительства
в определенной мере может быть связан
с составом парламента.
Однопартийные
правительства всегда создаются
в странах тоталитарногосоциализма,
где действует одна партия, но там,
где имеются другие партии,их представители
обычно включаются в состав совета
министров, что неизменяет, по существу,
его характера: министры-коммунисты
всегда составляютв нем абсолютное
большинство. Представителям других партий
обычно отдаютсядва — четыре министерских
поста, к тому же не очень весомых.
Однопартийныеправительства создаются
в тех странах, где конституция
или закон разрешаютодну партию.
Если в парламентарной монархии или
парламентарной республике впарламенте
нет большинства от какой-либо партии,
на основе предварительногосоглашения
между лидерами нескольких партий формируется
коалиционноеправительство, поддерживаемое
большинством парламентариев. Лидеры
этихпартий делят между собой
министерские посты, чем, в частности,
такоеправительство отличается от правительства
в постсоциалистическойполупрезидентской
республике, где министров выбирает
президент. Приподдержке (голосовании)
депутатов, принадлежащих к партиям,
входящим вкоалицию, коалиционное правительство
получает вотум доверия, но частооказывается
непрочным из-за разногласий в
коалиции. В кризисные моменты,особенно
в условиях войны, может быть образовано
коалиционное правительствоособого рода
— правительство национального
единства с широкимпредставительством
разных партий, принимающих на себя
ответственность заруководство
государством. Такие партии и общественные
движения частообъединяются на основе
совпадения первоочередных целей, например
борьбапротив иноземных захватчиков,
но расходятся в понимании дальнейших
путейразвития государства. Поэтому в
правительстве национального единства
(национального
фронта и т.п.) существуют внутренние
противоречия, а последостижения
первоочередных целей внутри
него нередко начинается настоящаяборьба.
В тех случаях, когда в правительстве
есть одна-две крупные партии,не
имеющие, однако, порознь большинства
в парламенте, может быть созданоправительство
парламентского меньшинства. Одна
из партий формируетправительство,
а несколько (или одна-две) малочисленных
партий, не входя попринципиальным
соображениям или не будучи
приглашены в коалицию, обещаютподдержать
правительство голосованием при
вотуме доверия и делают это.
Если
в парламентарной республике или
парламентарной монархии не удаетсясформировать
правительство на коалиционной основе,
создается служебное
(деловое,
чиновничье) правительство из специалистов.
Они могут бытьбеспартийными,
могут принадлежать к партиям,
но в их деятельности не
должнаучитываться партийная принадлежность.
Такое правительство обычно имеетвременный
характер и существует до новых
выборов в парламент, когда
можнобудет сформировать правительство
на партийной основе. Часто оно
создаетсяименно для того, чтобы
в условиях правительственного
кризиса и отставкиправительства
организовать такие выборы. (Болгария
в феврале 1997 г.).
Беспартийные
правительства существуют также
всегда в странах, где всеполитические
партии запрещены или политическое
развитие еще не привело ксозданию
партий. В настоящее время беспартийные
правительства, состоящиепреимущественно
из родственников монарха, действуют
в Саудовской Аравии,
Бутане,
Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ (в ОАЭ
правительство создаетколлегия
эмиров).
В
результате военных и революционных
переворотов нередко создаетсявременное
правительство. Оно образуется внепарламентским
способом и не наоснове конституционных
норм. Временное правительство по
составу своихчленов может быть партийным
и беспартийным Нередко оно не называетсявременным,
но на деле является таковым.
71
Полномочия
правительства.
Наиболее
подробно компетенция правительства
регламентируется конституциямив странах
тоталитарного социализма. Обычно основные
законы содержатперечень вопросов, поручаемых
ведению правительства (руководство
народнымхозяйством и социально-культурным
строительством, охрана общественногопорядка
и прав граждан, общее руководство
внешними сношениями истроительством
вооруженных сил, раз работка
и осуществление плановэкономического
и социального развития страны, государственного
бюджета идр.). Некоторые современны»
постсоциалистические конституции
следуют этойтрадиции, также подробно
перечисляя вопросы ведения правительства.
Лишь вединичных конституциях содержатся
указания на вопросы которые правительстводолжно
решать коллегиально (например, конституция
Словакии, вступившая всилу в 1993 г.).
Это, как правило, наиболее важные вопросы
в компетенцииправительства.
На
практике вопросы, вводящие в компетенцию
правительства, часто решают егопрезидиум
(бюро), комитеты в правительстве, премьер-министр.
В последниедесятилетия роль премьера
в коллегии правительства во всех
странахзначительно возросла: ныне он
уже не просто первый среди равных,
а лицо,определяющее политику правительства.
Да и голосование на заседанияхправительства
бывает все реже, решающее слово
принадлежит премьер-министру.
От
него же зависят и министры. Так,
в некоторых парламентарныхгосударствах,
как уже говорилось, парламент
избирает (назначает) толькопремьер-министра,
а министров премьер назначает
и увольняет сам.
Правительство
издает подзаконные акты — нормативные
и ненормативные (указы,ордонансы, декреты,
распоряжения и др.). Они занимают
более низкое место посравнению
с актами главы государства. В
полупрезидентских республиках, впарламентарных
монархиях и республиках правительства
(в ряде стран — толькоминистры,
а не коллегия правительства) могут
издавать нормативные акты либоот своего
имени, либо только как акты, оформляемые
по указаниюправительства в виде декрет-законов
президента, приказов монарха в совете.
В
президентских республиках, даже если
в них имеется совет министров,нормативные
акты правительства издаются как
акты главы государства. Как ужеотмечалось,
при различных формах правления
правительство может такжеиздавать,
при соблюдении определенных условий,
временные акты, имеющие силузакона.
73
Понятие
и значение конституционного контроля.
Юридическое верховенствоконституции
предполагает контроль за ее соблюдением.
Существуютспециализированные и неспециализированные
органы, которые обязаны недопускать
применения законов и других актов,
противоречащих конституции, ав некоторых
странах — воспрепятствовать
и? изданию. Специализированныйконституционный
контроль (надзор) — важнейший способ
защиты конституцииюридическими средствами.
Наряду с ним есть и другие: прокурорский
надзор зазаконностью, роль президента
как гаранта конституции, деятельностьуполномоченных
парламента (омбудсманов и др.). Вместе
с тем возможнынепосредственные,
неюридические способы защиты конституции.
Например, народв целом и каждый
гражданин в соответствии с конституциями
Ганы, Германии,
Словакии
вправе воспрепятствовать посягательствам
на демократическийконституционный строй.
Существует ответственность должностных
лиц занарушение конституции (рассматриваемые
ниже импичмент, предание высшихдолжностных
лиц особому суду), возможны репрессивные
меры с цельюпресечения нарушений
конституции (запрещение по суду деятельностиполитических
партий, подрывающих конституционный
строй, введениечрезвычайного положения).
Особую роль игра ет конституционный
контроль —судебный, специальных органов,
a i некоторых странах (Франция) —
контрольсо стороны административных
судов (особенно их высшего органа).
В
ходе конституционного контроля (его
органы и процедуры рассматриваютсяниже)
осуществляется не только защита конституционны:
норм, но и ихразвитие в соответствии
с изменяющейся обстановкой Наиболее
яркий примерэтого — США, где действующая
сегодня конституция 1787 г. была принята
всовершенно иных социально-экономических
и политических условиях. Почти задва
столетия существования конституционного
надзора (с 1803 г.) суды, ипрежде всего Верховный
суд США, своими толкованиями создали
практическиновую, «живую» конституцию.
Новые нормы конституционного права создаютсяорганами
конституционного надзора и в других странах
(Индия, Италия,
Канада,
Франция и т.д.).
С
другой стороны, конституционный контроль
не всегда оберегает конституциюот
нарушающего ее законодательства. Особенно
это относится к странам, гдеосуществляется
только последующий надзор: неконституционные
нормативныеакты (особенно акты органов
исполнительной власти, в частности
принимаемыев порядке делегированного
законодательства) действуют иногда
десятилетиями,прежде чем возникает
вопрос об их конституционности.
Наконец,
в практике самих органов конституционного
контроля бывают случаи,когда в принятых
ими решениях неверно истолковываются
положенияконституций. Косвенно об этом
свидетельствуют особые мнения членовконституционных
судов, довольно частое принятие решений
при минимальномперевесе голосов.
Тем
не менее институт конституционного
контроля (надзора) — важнейшийдемократический
институт. Его правильное функционирование
обеспечиваетсоблюдение основного
закона, в котором выражается соотношение
социальныхсил в обществе и который
призван поддерживать необходимую
стабильность.
Среди
органов, осуществляющих конституционный
контроль, есть учреждения идолжностные
лица, которые занимаются этим наряду
с выполнением другихобязанностей,
а есть и специально созданные
для этой цели органыконституционного
контроля.
75
Органы
конституционного контроля. В социалистических
странах функцииконституционного
контроля (надзора), особенно за конституционностьюпринимаемых
законов, были возложены на сам парламент,
а также на егопостоянно действующий орган
(президиум высшего представительного
органа,государственный совет и др.). Иногда
для этой цели при парламентесоздавался
специальный орган, включавший наряду
с депутатами- несколькоспециалистов
по конституционному праву. В настоящее
время всоциалистических странах нет
специальных органов конституционного
контроля.