Монократическая
государственная форма характеризуется
единовластиемопределенного органа или
должностного лица. В конституциях
может бытьпровозглашено полновластие
не одного органа, а определенной системыоднородных
органов (например, советов в условиях
тоталитарного социализма).
Но
и в этом случае считается, что
государственная власть в центре
и наместах принадлежит только им,
остальные органы государства —
это органы негосударственной власти,
а управления, правосудия и др. Полнотагосударственной
власти может принадлежать одному лицу
При такойгосударственной форме
нет системы сдержек и противовесов;
территориальныеколлективы либо находятся
под строгой опекой центра, либо
местноесамоуправление прямо отвергается
как институт: оно заменяется назначеннымигубернаторами
(другими должностными лицами) или
избранными советами,которым по конституции
принадлежит вся власть, но которые
на деле подчиненыместным органам правящей
партии; господствует единая государственнаяидеология
(в одних странах, например в Индонезии,
Иране, Пакистане, этобыло установлено
конституциями, в других такое господство
имело фактическийхарактер); существует
авторитарный режим; партиципация либо
отвергается,либо формы, в которых
она проводится, не имеют реального
значения дляопределения политики государственных
органов в центре и наместах.Сегментарная
государственная форма характеризуется
тем, чтогосударственная организация
как целое складывается из разнородных
отрезков,но ее объединяет единая природа
государственной власти, единствогосударственной
политики по принципиальным вопросам,
единые принципыорганизации и деятельности.
Органы государственной власти формируются
путемвыборов, но они «заорганизованы»,
а число партий, допускаемых к участию
вних, нередко ограничено (три в Индонезии,
две в Нигерии, в свое время три,а затем
четыре в Сенегале и т.д.). Выборы в парламент
не имеют, однако,принципиального значения,
поскольку традиционно решающая доля
властисосредоточена в руках президента
(многие президентские республики в
Латинской
Америке), иного главы государства
(Иордания, Марокко) или инойструктуры
(сената и военных в Таиланде).
Разделение властей конституциямиможет
признаваться, но на деле реальной системы
сдержек и противовесов несуществует.
Понятие и классификация форм
правления.. Форма правления —
этохарактеристика структуры и
взаимоотношений органов законодательной
иисполнительной власти или других
основных органов государства в
техстранах, где нет деления на
законодательную, исполнительную, судебнуювласть,
а принята концепция «республики
советов». В ряде стран дляхарактеристики
особенностей формы правления имеет
значение и деятельностьорганов
конституционного надзора (верховных
и конституционных судов,конституционных
советов), некоторых других государственных
органов,участвующих в управлении
государством. По традиции принято
различать двеосновные формы
правления: монархию и республику. Более
детальнаяклассификация создается
в их рамках (дуалистическая монархия,
президентскаяреспублика и др.).
Вместе с тем в современных
условиях некоторые различияэтих форм
стираются. Возникают смешанные
формы, в монархии появляются чертыреспублики
(например, периодическая, раз в пять
лет, выборность монарха в
Малайзии,
«коллективный монарх» в ОАЭ),
а в республике складываются, посуществу,
монархические элементы (пожизненные
президенты); создаютсяполупрезидентские,
полупарламентарные республики, сочетающие
чертыразличных форм; даже абсолютная
монархия все чаще принимает внешнеконституционную
оболочку (дарованные конституции, консультативныепарламенты).
40
Юридическое
понятие политической партии. Как
известно, в обществе наряду склассами,
помимо и внутри них существует множество
различныхпрофессиональных, региональных,
половозрастных и иных групп населения
сосвоими устремлениями и интересами.
Да и сам человек выступает
в различныхипостасях, выполняет
несколько ролей в обществе, обусловленных
егосоциальными, профессиональными, куль
турными и иными данными, в
связи с чемон может одновременно
примыкать к самым разным общественным
объединениям.
Среди
различны? интересов и потребностей
человека принципиальное значениеимеют
его коренные, жизненные интересы
и потребности или по крайней
мере теиз них, которые он сам считает
особенно важными для себя. Партии
призванывыделить, сформулировать эти
интересы, выразить их на уровне политики.
Поэтому
партии обычно выступают как авангард
своей группы, как организации,наиболее
отчетливо формулирующие ее интересы
и отстаивающие их. В отличиеот
других общественных организаций политические
партии, как правило,выдвигают цель
создания правительства или участия
в нем, борются загосударственную
власть главным образом на выборах,
а иногда и другимиспособами.
Юридическое
понятие партии учитывает все
эти обстоятельства, но оноакцентирует
внимание на юридических признаках.
С юридической точки зренияполитическая
партия — это добровольная устойчивая
самоуправляющаясяорганизация определенной
группировки общества, созданная
на основе общностиубеждений и целей
ее членов, действующая на основе принципов
демократии игласности, имеющая своей
главной задачей не извлечение прибыли
илиудовлетворение профессиональных,
культурных и иных запросов своих
членов, аучастие в формировании и
выражении политической воли народа
и в борьбе загосударственную
власть мирными, конституционными средствами.
Бывают,конечно, и такие партии, которые
выдвигают цели насильственного
сверженияконституционного строя,
применяют террористические методы
для достижениясвоих целей, требуют
установления диктатуры определенного
социального слоя.
Это
отклонение от того понятия партии,
которое сложилось в наше время
набазе общегуманистических принципов.
Среди перечисленных признаков
партииесть такие, которые совпадают
с характеристиками общественных объединенийвообще.
Это естественно, так как партии
— это один из видов общественныхобъединений
в широком смысле слова. Вместе с
тем в определении есть испецифические
признаки партии: общность идеологических
установок ее членов,участие в формировании
и выражении политической воли народа,
в борьбе загосударственную власть мирными,
конституционными средствами как ее главнаяцель.
41
Типология
партий. Классификация политических
партий возможна по самымразличным основаниям.
В политологии выделяют буржуазные,
крестьянские,рабочие и другие партии,
правые, левые, центристские партии,демократические
и авторитарные, радикальные и
реформистские и т.д. Приизучении
конституционного права называют также
несколько разновидностейпартий, связанных
главным образом с содержательными,
политологическимихарактеристиками:
1) консервативные партии, выступающие
за сохранениепрежних порядков, против
реформ (например, Консервативная партия
в
Великобритании);
2) клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический
союз в Германии, Мусульманская лига
в Пакистане и др.),которые требуют,
чтобы общественная жизнь и управление
государствомсообразовывались с догматами
религии; 3) либеральные партии (Либеральнаяпартия
в Великобритании, Партия центра в
Швеции), выступающие за свободуэкономической
деятельности, невмешательство государства
в общественнуюжизнь; 4) реформистские
партии, которые (особенно в развивающихся
странах)выступают под лозунгами
национального социализма, за социальнуюсправедливость
при сохранении частной собственности
(социал-демократическиепартии в
Европе, Индийский национальный конгресс,
Институционно-революционная партия
в Мексике, некоторые партии социалистическоговозрождения
в арабских странах); 5) радикалистские
партии, выступающие закоренное переустройство
общества с применением, как правило,
насильственныхмер. В этой группе партий
есть такие, которые отражают устремления
самыхразличных, в том числе противоположных,
социальных слоев (например, с однойстороны,
неофашистские партии, не имеющие
теперь сколько-нибудь заметноговлияния,
а с другой — марксистско-ленинские
партии). С точки зренияорганизационной
структуры принято различать
партии кадровые, массовые ипартии-движения.
Кадровые партии имею фиксированное
членство, прием в нихсвязан с
определенными условия ми, иногда
даже требуется письменнаярекомендация
от лиц, уже состоящих в данной
партии; нередко до полученияполного членства
существует кандидатский стаж или статус
сочувствующего,особенно характерный
для некоторых, чаще всего правящих марксистско-ленинских
партий. Кадровые партии основаны на признании
довольно жесткойдисциплины, обязательных
членских взносов; руководство ими в значительнойстепени
централизовано. Обычно эти партии немногочисленны,
хотя в странахтоталитарного социализма
правящие коммунистические партии имеют
оченьбольшое число членов. В массовых
партиях, как правило, нет фиксированногочленстве
или оно недостаточно строго учитывается.
В США, как ужеговорилось, Демократическая
и Республиканская партии считают своими
членамивсех, кто голосовал на выборах
за их кандидатов. Партийные взносы обычно
неимеют фиксированного характера и уплачиваются
по желанию или имеют видпожертвований
в партийную кассу. На местах нередко нет
партийныхорганизаций, собрания не проводятся,
местное руководство не избирается, асоставляется
из известных бизнесменов и политиков,
на низовом уровнепартийным лидером является
босс. Легальные партии — это партии, действующиена
законных основаниях. Они могут быть и
не зарегистрированы, хотя в рядестран,
как отмечалось, до регистрации партийная
деятельность неразрешается. Партия становится
нелегальной, если она запрещена законом,судебным
решением, но продолжает свою деятельность
в подполье. В отдельныхстранах (Мексика,
Шри-Ланка и др.) существует понятие национальной,
т.е.общегосударственной, партии, пользующейся
особым влиянием в обществе: невсе общегосударственные
партии считаются национальными. Таковой
признаетсяпартия, получившая на общегосударственных
выборах установленный закономпроцент
голосов. Партия, признанная национальной,
имеет определенныеправовых преимущества
перед другими партиями. Она пользуется
преимуществами при выдвижении кандидатов
на выборах