Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Термин «К. право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука,учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода),содержащихся в К.-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам К.права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

Файлы: 1 файл

1лек конс право.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

     Считается, что их не должно быть, так как  наличие таких органов нарушало быверховенство парламента. Института  конституционного контроля нет и  в

     Великобритании, где впервые была сформулирована концепция верховенствапарламента.

     В ряде стран некоторые функции  конституционного контроля выполняетпрезидент, который в соответствии с основным законом является гарантомконституции (Франция и др.). Практически это  выражается, в частности, втом, что  президент после принятия закона парламентом и до его промульгации

     (подписи  президента, удостоверяющей закон  и обязывающей исполнять его)вправе  обратиться в специальный орган  конституционного контроля с  вопросомо конституционности данного  акта.Особое значение имеет судебный  иквазисудебный конституционный  контроль. В большинстве стран  англосаксонскойсистемы права (Австралия,  Индия, Канада, США и др.) эту  функцию выполняютобщие суды, т  е. те суды, основная цель которых  состоит в рассмотренииуголовных  и гражданских дел. В одних  странах эти функции могутосуществляться  всеми общими судами, а окончательное  решение принимаетвысшая судебная  инстанция (Скандинавские государства,  США, Филиппины,

     Япония), в других — только высшими судами (Гана, Шри-Ланка, Эстония), а вфедерациях  — также высшими судами штатов (Индия, Канада, Малайзия), хотя ив последнем  случае окончательное решение принимает  верховный судгосударства. В ряде стран функции конституционного контроля (надзора)вверены специальному органу — конституционному суду (Германия, Италия идр.). Обычно он формируется  при участии разных ветвей власти

     (законодательной  — парламента, исполнительной —  президента), а такжесудейского корпуса  (высшего совета магистратуры  или аналогичных органовсудебного  руководства). В его составе часто  есть не только профессиональныесудьи  с большим стажем судебной  или адвокатской практики, но  и профессораправа, политики, бывшие  государственные служащие. Они обычно  назначаются непожизненно, а на  один, однако довольно длительный  срок (но не более 12лет), реже  — на два срока (Венгрия,  Сирия) с ротацией (частичнымобновлением  состава суда). В некоторых странах  функции конституционногосуда выполняет  специализированная палата конституционных  гарантий,конституционного правосудия, действующая отдельно или в  составе верховногосуда (Колумбия, Перу и др.). В некоторых странах  соединяются обе моделиконтроля  со стороны общих и специальных  судов: если в процессе судьяприходит  к выводу (обычно по заявлениям  сторон) о возможнойнеконституционности  применяемого закона, он обращается  в конституционныйсуд (Греция, Италия, Португалия). Помимо конституционного  надзора на этиорганы возлагаются  обычно и другие функции: наблюдение  за правильностьюпроведения референдумов, объявление их результатов (Франция), рассмотрениеконфликтов по вопросам  компетенции между центральными  и областными органами

     (Испания), рассмотрение по существу обвинений,  выдвинуто парламентом противпрезидента  республики (Италия), объявление не  конституционными политическихпартий (ФРГ), толкование конституций и  представление заключений высшиморганам  государства по конституционным  вопросам, а в некоторых странах  итолкование обычных законов  (Албания, Египет, Польша, Узбекистан).

     Обращаться  в органы конституционного контроля могут высшие органыгосударства  и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования,группы депутатов  и сенаторов, суды, омбудсманы, граждане, если нарушены ихконституционные права (обычно только после рассмотрения дела общими илииными судами). Наконец, если исчерпаны все способы защиты конституционныхправ в своей  стране, граждане могут обращаться в международные органы, имеждународные суды. Подробнее об условиях такого обращения говорится вглаве, посвященной  правовому статусу личности. 

     74

     Формы конституционного контроля. Конституционный  контроль называетсяпредварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения осоответствии  конституции тех или иных актов  до вступления их в силу. Какправило, такой контроль осуществляют конституционные  советы, к которымобращается президент  или определенная законом группа депутатов (обычно изоппозиции) с просьбой ( проверке конституционности принятого  закона доподписания его президентом.При  последующем конституционном контроле спор оконституционности того или иного  акта рассматривается лишь после  того, какэтот акт вступил в  силу (Германия, Индия, США, Филиппины  и др.). Законы ииные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются,либо запрещаются  к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо,наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться  судами идругими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другиепоследствия. Как правило, решение специализированного органаконституционного контроля является окончательным и  обжалованию не подлежит.

     В некоторых странах, однако, решения  органов конституционного контроля не:являются окончательными: если в  Намибии, Польше, Румынии, Эквадоре, Эфиопииконституционный суд признает закон неконституционным, такое решениеподлежит утверждению  парламента (в Польше предполагается отмена этогоправила, введенного еще  в «социалистический» период). В  Казахстане противрешения конституционного совета может возразить президент, и тогда делорассматривается  повторно. Различают конкретный и  абстрактныйконституционный контроль. В первом случае решение выносится  по конкретномуделу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкованиеопределенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Бываетобязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенныевиды законов, например органические законы во Франции до их подписанияпрезидентом), решающий и консультативный контроль (в последнем случаерешение не обязательно для соответствующего органа). 

     16. Понятие, виды и значение к.-х  принципов (к.-х основ) в зарубежныхстранах.

     Правовое  регулирование экон. К.-е регулирование  экон. отношений включаетвопросы  соб-ти, труда, распределения и пр. К. право закрепляет основныепринципы о народном суверенитете, верховенстве парлам., равенстве всехперед законом, господстве права и т.д. К.-и, строящиеся с учетом рыночноймодели экон., устанавливают  равноправие всех видов соб-ти –  гос., частной,муниципальной, хотя правовой режим различ. видов не совсем одинаков.

     Провозглашается свобода предприн. деят-ти; вмешательство  гос. в рыночныеотношения огран-ся обществ. необх. целями. В этих К. обычно говорится онеприкосновенности  соб-ти. К.и стран либеральной  экон. обычно не говорят оклассовой структуре общества. Хотя в отдельных  из них (Ирландии 1937 г.)были упоминания о классах - говорилось об отсутствии каких-либопривилегированных классов. Принципы полит. сист. К.-и регулируют те илииные ее звенья, стороны, элементы: государство, политический режим, часто  –полит. партии, иногда полит. идеологию. Поэтому полит. система традиционноявляется  объектом изучения К.-го права, хотя длительное время изучалисьлишь ее отдельные  стороны и только в последние  два десятилетия она сталаобъектом  изучения как комплексный К.-но-правовой институт. принципыдуховной жизни. В  условиях демократических режимов  К.-и провозглашаютидеологический  плюрализм, свободу убеждений и  выражения своих мнений

     (Германия). Тоталит. - обязательная идеология.  В группе стран существуетофициально  признанная идеология (рукунегару  в Малайзии), она не внедряетсяпринудительно  и уклонение от нее не влечет  наказаний. Однако для еепропаганды  создаются значительные преимущества. 

     17. Понятие прав. положения чел. и  гражд. и формы его закрепления  в совр.

     К.-ях.

     Права чел. - это естественные, неотчуждаемые  права, принадлежащие ему всилу  рождения как личности. Под лозунгами  неотчуждаемых прав человекапередовые  представители «третьего сословия», революционной буржуазии,выступали  против произвола абсолютных монархов и закрепощения личностисредневековой  церковью. К числу неотчуждаемых  прав чел. относят обычноправо на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую ипсихическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейнуютайну. Считается, что эти права гос. власть не может даровать или отчуждатьсвоими актами и действиями.

     Права гражд., связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к опред.гос., полит. сообществу. Это права личности как  члена полит. сообщества,они связаны  с актами и действиями гос. органов. К их числу относятся,например, избират. права, право на объединение в  полит. партии, право научастие в  управлении делами государства. Однако нет непреодолимой гранимежду правами  человека и правами гражданина, не всегда между ними можнопровести  различия, их разделение имеет преимущественно  общетеоретическийхарактер. Оба права  записаны в К.-ях, должны обеспечиваться гос., егоорганами. Всеобщ. деклар. прав чел. ООН 1948 г. В странах тоталит.социализма, где не принято различать права  чел. и права гражданина, особоезначение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. 

     18. Общая характеристика м/дунар.-правовых  источников рег-ния прав и свободчел.

     В современных условиях некоторые  основы правового статуса личности, а вопределенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательногоправа) в значит. степени определяются м/дунар. правом, его общепризн.принципами и  нормами. В К.-ях многих гос. содержатся ссылки на Всеобщуюдекларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты  о правахчеловека 1966 г. (вступили в  силу в 1976 г.). М/дунар. акты, ратифиц. гос.,могут  действовать непосредственно и  применяться судами страны как еевнутреннее право, причем некоторые К.и устанавливают  примат (верховенство)м/дунар. права  над внутренним (помимо ратифицированных гос. актов этоположение относится  и к общепризнанным принципам  м/нар. права). Нормым/дунар. права по вопросу о правах чел. могут действовать  и черезвнутреннее право, если они  имплементированы (включены) в законодательствостраны (в ряде случаев м/дунар. право  предусматривает такую имплементациюдля гос.-в, подписавших и ратифиц. соответствующие  м/дунар. документы).

     М/дунар. право устанавливает: 1) внутреннее законодат. не можетпротиворечить зафиксированным  в м/дунар. актах основным правам чел. иобщечел. ценностям; 2) нет абсолютной свободы и абсолютных прав; они могутбыть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой этодопускает К. в соответствии с требованиями м/дунар. права и в точноопределенных целях (сохранение обществ. порядка, публ. морали, здоровьянаселения); 3) запрещается злоупотр. правами, т.е. использование их с цельюнанесения ущерба правам и законным интересам других физ. или юр. лиц; 4)права личности ограничены правами других лиц. 

     19. Юридическая конструкция правового  положения человека и гражданина:понятие,  элементы, значение. 

     31 Лица с множественным, двойным  гражданством обладают правами  и несутобязанности в соответствии  с законодательством всех тех  государств,гражданами которых они  являются. Коллизии (совпадение обязанностей  поотношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаютсяпо  дипломатическим каналам. Иностранцы, лица без гражданства, смножественным  гражданством, равно как и граждане  данной страны, обязанызнать и  соблюдать законы страны своего  пребывания. Незнание законов неосвобождает  от ответственности за их нарушение. 

     39

     . В конституционном праве зарубежных  стран традиционно используютсянесколько  понятий, характеризующих с разных  сторон форму государства. Этоформа  правления, форма государственного (территориально-политического)устройства, форма политического (государственного) режима. Некоторыеконституции включают  в качестве одной из характеристик  формы государстваучастие населения  в деятельности его органов,  т.е. принцип обратных связейгосударственных  органов с управляемыми. Особенно  часто говорится об этом вконституциях  стран тоталитарного социализма, но нормы о партиципации есть  ив других основных законах.  Конституция Колумбии 1991 г. характеризуетгосударство  как «партици-паторную республику».  Классификация формгосударства  в конституционном праве. В  конституционном праве дляклассификации  форм государства может использоваться  свой подход — с позициитеорий  разделения властей и единства  власти. С этой точки зрения  в качествеосновных разновидностей  можно выделить поликратическую  (многовластную) имонократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положениемежду ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая чертыэтих двух форм. Такая классификация применима ко всем зарубежным странам, втом числе и к тем, которые провозглашают себя в конституцияхсоциалистическими. Каждая из этих трех форм имеет множество разновидностей.

     Но  в целом поликратическая государственная  форма характеризуется:разделением  властей между различными органами государства (парламент —законодательная власть, глава государства и правительство  — исполнительнаявласть, независимые  суды — судебная власть), отлаженными  способамивзаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов,самоуправлением  территориальных коллективов, демократическимгосударственным режимом, различными формами партиципации населения.

Информация о работе Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах