Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Термин «К. право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука,учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода),содержащихся в К.-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам К.права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

Файлы: 1 файл

1лек конс право.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

     Существует  к. право той или иной страны, и  в каждой из них - свое

     (французское,  индийское, конголезское, бразильское,  австралийское и др.).

     Следовательно, при употреблении термина «к. право  заруб. стран» речь идетоб ответвлении  от единой науки к. права, о комплексном  и сравнительномизучении к. права  многих стран мира (в настоящее  время существует более 200гос.), а  также об учебной дисциплине. В  различных странах к. право можетиметь свой объект регулирования, а наука  и учебный курс - свой предметизучения, но основное содержание этой отрасли  права является в принципеодинаковым, сходным, аналогичным. 

     11. Понятие и юр. св-ва совр. писаной  к.

     Представители разных юр. школ по-разному характеризуют  сущность к.. Школаестественного права  видит в ней своего рода общест-ный  договор,нормативисты - высшую, основную норму, институционалисты - статут не толькогос., но и корпоративной организации общ-ва в целом, марксизм-ленинизм -продукт классовой борьбы и закрепления ее результатов. В совр. науке К.рассматривают не только как юр., но и как полит. и идеолог. документ. Еесущность как юр. документа (в данном случае речь идет не о соц. сущности)состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении К.: вособом ее содержании (предмете рег-ния), ее высшей юр. силе, роли К. какюр. основы текущего зак-ва, в повышенной стабильности, что связано спорядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного зак-го процесса.

     Некоторые из этих качеств, хар-щих различные  стороны сущности, называютсвойствами к. Иногда добавляют и другие св-ва: более высокая степеньобобщенности  по сравнению с иными прав. актами, комплексный характер К. какправ. документа, ее значение как юр. базы зак-ва и  др. В ряде стран,однако, существуют отступления от этих признаков. Иногда к. регулируют нетолько основы общественного  и гос. строя, но и несущественные детали

     (швейцарская  К. 1874 г. запрещает резать скот  и пускать кровь безпредварительного  его оглушения). Наряду с искл. стабильностью некоторых К.

     (К.  США - более 200 лет всего лишь  с 27 поправками) основные законы  рядастран Азии, Латинской Америки  подвергаются частым изменениям. Писаная К. -это особый законод.  акт или несколько нередко  разновременных актов

     (Финляндии/Швеции), которые офиц. провозглашены основными  законами даннойстраны. 

     12. Соц.-пол. сущность совр. К.

     Как политический документ К. закрепляет соотношение  соц. сил в обществе, ихборьбу и  сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, -господство определенных слоев населения или военно-политических группировок

     (последнее  в первую очередь относится  к временным К.ям, принимаемым  врезультате военных переворотов), регулирует полит. процесс в обществе. К.отражает степень восприятия общечеловеческих ценностей в обществе даннойстраны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путяхразвития общества. Эти качества, получающие свое выражение не в какой-тоотдельной статье, а в содержании всего основного закона, и прежде всегозакрепление К. соотношения соц. сил в обществе, которые посредством борьбыи сотрудничества приходят к консенсусу по принципиальным к.ным вопросамобщественного и гос. строя, обусловливают социальную сущность К. Какидеологический документ К. в концентрированном виде отражает господствующуюв обществе или принятую его руководящими силами соц.-полит. доктрину,определенное мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологиинепосредственно закреплены в К. (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзедуна вкитайской к К. 1982 г.). Соц. содержание К. - это конкретизация ее соц.сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основысуществующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частныенационально-специфические особ-ти отдельной страны). К.-и Японии и Индииодинаковы по своей соц. сущности - это К.-и капиталистического общества, ноконкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие,неодинаковы (в первом случае - крупная буржуазия, во втором - национальнаябуржуазия). 

     13. Классификация совр. К.-й: основания,  научное и практич. значение.

     Клас-я  к. по соц. признакам. Марксистско-ленинское  направление вправоведении обычно различает К. буржуазного и социалистического  типов, атакже К.и, переходные к буржуазному  типу и переходные к социалистическомутипу  В основу такой классификации  положены прежде всего соц. признаки:характер закрепляемого основным законом  общественного строя и природаполит. власти.

     Клас-я  к.й по юр. признакам. Выше уже говорилось о делении К.-й с точкизрения  их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др. Формы -два вида К.й: писаные и неписаные. Писаная К. - это особый законодательныйакт или несколько нередко разновременных актов (Финляндия /Швеция), которыеофиц. провозглашены осн. законами данной страны. Неписаная К. - это сов-тьразличных  законов, судебных прецедентов и  обычаев (конвенциональных норм);из-за последних такая К. и называется неписаной. Эти акты и нормы в  своейсов-ти закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формальноне провозглашены в качестве осн. законов (Великобритания).

     По  способу изменения различаются  «гибкие» и «жесткие» К. «Гибкими» -изменяются в том же порядке, что  и другие законы (неписаная К.

     Великобритании). «Жесткие» К. требуются особые условия, указанные выше

     (квалифицированное  большинство голосов/двойной вотум).

     Период  действия К. бывают пост. и врем. Разумеется, отнесение той или иной

     К. к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных К. небыло и нет (более двух веков действует  К. США, более века - Бельгии). 

     14. Порядок принятия, изменения, пересмотра  и отмены К.-й в зарубежныхстранах.

     Принятие  К. Одним из наиболее демокр. способов принятия К. считаетсяпринятие ее специально избранным для этой цели учредит. собранием - vsпарлам. - однопалатный, и  после принятия К. он нередко распускается,уступая  место парлам., избранному на основе новой К. К. нередко принимаютсяпутем референдума - общегос. голосования  избирателей. Рефер. – демокр.институт, но на нем избиратель может лишь ответить «да» или «нет» навопрос, одобряет ли он К. В некоторых странах  К. были приняты военнымивластями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.

     Октроирование К.-й: они даровались «хорошим» монархом своему «верномународу». Изменение  к.. Лучшим средством, способным обеспечить необходимуюстабильность К.-ых норм, считается более сложный порядок  внесения измененийв К. по сравнению  с обычным законом. Созыва учред. собрания для внесенияпоправок в  текст уже действующей К. обычно не требуется, но например в

     Болгарии, для изменения «укрепленных»  статей К. это необходимо. Поправкивносятся по решению парлам. или на основании  итогов рефер., принятиерешений связано  со спец. требованиями. Прежде всего  само предложение овнесении поправок требует соблюдения определенных условий. Если проектобычного закона в ряде стран может внести один член парламента, то проектоб изменении К. вносится только главой гос., правительством, определеннойгруппой депутатов (в Турции — 1/3 всего состава парламента). В США поправкук К. может внести и 1 депутат, и за 200 лет - предложено более 10 тыс.,принято 27. Поправки к К. штатов в США м/б внесены и в порядке народнойинициативы. Как правило, поправка должна быть принята не простым, аквалифицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 Австрии,

     Италии). Такое решение не всегда является окончательным. Нередкозапрещается изменение  К. в период чрезвыч. положения (Испании), иногда -в течение опред. срока  после ее принятия (Бразилии - 5 лет). При военныхпереворотах нередко  используется чрезвычайный порядок  изменения и отмены

     К.: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы илистатьи, а  порой и весь текст. 

     15. Основные черты формы, структуры  и содержания современных к.

     Фактическая К. - это реально существующие основы общественно-полит. строя,действительное положение личности в той или  иной стране. К. юр. - этодокумент, основной закон/несколько осн. зак. имеющий  высшую юр. силу,принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем  илименьшем объеме основы социально-экон. строя, полит. системы, правовогостатуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект.

     Структура К. Юр. К. может представлять собой  один документ

     (консолидированная/кодифицированная, К.). Таково большинство К. стран  мира

     (Китая  1982). Иногда поправки к К. в  ее текст не вносятся, а прилагаются  кней в определенной нумерации  (в США). Законодательный акт, составляющийконсолидированную  К., чаще всего так и называется: «К.». Иногда применяетсядругая  терминология: «политич. К.» (Колумбия). В ряде стран К. представляетсобой  совокупность законов, принятых  в разное время

     (неконсолидированная/некодифицированная, К.). Название обычно дается всоответствии  с предметом регулирования: «Форма  правления». В отдельныхстранах К. включает К. и некоторые другие основополагающие документы. Так,во Франции это К. 1958 г., преамбула отмененной К. 1946 г. и Декларацияправ человека и гражданина 1789 г. В редких случаях под К. понимаетсясовокупность законов, судебных прецедентов и неписаных К.-ых обычаев

     (Великобритания). Законы, считающиеся частью такой  К. (Великобритании ихболее 300), принимаются  не в особом порядке (квалифицированнымбольшинством), а обычным способом. 

     62

     Президент может занимать различное положение  в системе государственнойвласти: быть только главой государства (Германия), одновременно главойгосударства и  исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства ифактическим руководителем  правительства при наличии особой должностиадминистративного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избираетсяна определенный срок: Для избрания на должность президента обычновыдвигаются  следующие условия: гражданство  данного государства, наличиеполных  гражданских и политических прав, достижение определенного возраста

     (обычно 35 лет, но в Никарагуа — 25. Иногда устанавливается и предельныйвозраст  (например, в Намибии — не старше 65 лет). Многие конституцииустанавливают  для кандидата определенный срок  проживания в данной стране

     .Кандидат  в президенты может быть выдвинут  группой избирателей. Существуютразличные  способы избрания президента:

     1. Голосование в парламенте (Чехия,  Словакия, Венгрия, Турция, Албания  идр.). Для первого тура выборов  обычно требуется квалифицированное  илиабсолютное большинство голосов,  но при множественности кандидатов  такойрезультат достигается редко,  голоса распределяются между  разнымикандидатами. В последующих  турах требования снижаются, однако  из-запартийной раздробленности  обычно проводится много туров  2. Голосованиевыборщиков. Избиратели  голосуют за выборщиков, а последние,  не собираясьвместе, избирают  президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями

     (Аргентина,  США, до 90-х годов Финляндия). При  этом способе результатывыборов  (имя будущего президента) становятся  известны до голосованиявыборщиков,  как только подсчитана их партийная  принадлежность: президентомбудет  тот, кто имеет за собой большинство  выборщиков. 3. Избраниепрезидента специальной  избирательной коллегией, о которой  говорилось выше

     (Федеральное  собрание в Германии, состоящее  из членов нижней палаты итакого  же числа представителей земель, коллегия, состоящая из членов  обеихпалат парламента и делегатов  областных советов в Италии, коллегия  изизбранных членов обеих палат  парламента в Индии и законодательных  собранийштатов). 4. Избрание непосредственно  избирателями (Мексика, Украина,

     Франция и др.). Переизбрание президента на следующий  срок во многих странахничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др. Полномочия президентачасто сформулированы однотипно  в президентской, полупрезидентской,парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существуетогромная разница, связанная с особенностями  формы правления. Президентобладает  следующими полномочиями:1. Полномочия по представительствугосударства вовне  и внутри страны. В этом качестве он назначаетдипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, онназначает своих представителей в субъекты федерации некоторых  федеративныхгосударств. Как должностное  лицо, обязанное сохранять единство государства,он выступает с инициативой  согласительных процедур в спорах междуфедерацией  и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатамипарламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций ивзаимодействие органов  государственной власти. 2. Полномочия в отношениипарламента и осуществления  им законодательной власти. Президент  назначаетдату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может  досрочнораспустить парламент с  назначением новых выборов, подписывает

Информация о работе Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах