Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:09, лекция
Государственная административная власть в России называлась по-разному. Поэтому определенную сложность представляет использование нормативных документов по предмету исследования. До мая 2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также воинские и правоохранительные подразделения именовались госу-
дарственной службой. Но после принятия Федеральным Собранием Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ она была поделена на три вида: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Поэтому при цитировании документов всегда следует иметь в виду данную особенность.
Тема1. Понятие, правовое
регулирование и историческое место
государственной и
Государственная административная власть в России называлась
по-разному. Поэтому определенную сложность представляет исполь-
зование нормативных документов по предмету исследования. До мая
2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также
воинские и правоохранительные
подразделения именовались госу
дарственной службой. Но после принятия Федеральным Собрани-
ем Федерального закона «О системе государственной службы Россий-
ской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ она была поделена на
три вида: государственная гражданская служба, военная служба
и правоохранительная служба.
Поэтому при цитировании
тов всегда следует иметь в виду данную особенность.
Государственная гражданская служба — это специфический со-
циально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятель-
ности работников государственных органов, без которой невозмож-
но не только нормальное функционирование, но и само существование
государства. Эффективная гражданская служба служит ключевым
фактором прочности
кого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспе-
чивать единство законодательного процесса и императивов (лат. насто-
ятельных требований) правоприменения в работе над документами;
профессионального сопровождения формирования правового поля при
осуществлении целей и задач государства; создания политически и юри-
дически благоприятных условий для реализации каждым человеком
своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Потребность общества в гражданских служащих, независимых
от внешних политических воздействий, работающих в структуре го-
сударства, основательно и на пользу людям, имеет глубокие историче-
ские корни. Это понимали уже в древнем мире, хотя государствен-
ная (гражданская) служба как таковая сформировалась только в эпоху
становления капитализма. В числе первых к этой теме обратился
древнегреческий философ Аристотель, который писал: «Монархи
вынуждены прибегать к помощи многих глаз, ушей, рук и ног, делая
соучастниками своей власти людей, сочувствующих их правлению
и лично расположенных к ним». Другими словами, монархам (по-
литическим руководителям) требовалась определенная группа власт-
ных помощников, которых позже стали называть аппаратными ра-
ботниками (аппаратом).
Смысл и назначение государственной гражданской службы со-
стоят в обеспечении функционирования государства как такового.
Действительная сущность государства может быть реализована только
посредством единой, целостной, системно организованной государ-
ственной гражданской службы. Отсюда государственная гражданс-
кая служба — это практическое и профессиональное участие граждан
в осуществлении целей
и функций государства
исполнения полномочий федеральных государственных органов и ор-
ганов субъектов Федерации.
Данные о базовом образовании работников государственных
органов и об основных сферах их предшествующей деятельности по-
казывают также
формационных, компьютерных, экономических, юридических и со-
циологических дисциплин, а также увеличение практических заня-
тий и стажировок с учетом
специфики конкретного
лью большей индивидуализации обучения формирование групп
гражданских служащих и составление учебных планов следует про-
водить с учетом их принадлежности к определенному уровню и вет-
ви государственной власти, должностных категорий и групп, отрас-
лей деятельности, стажа практической работы и базового образования.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
КАК НАУКА О ГОСУДАРСТВЕННО-
АДМИНИСТРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ
Ключевые понятия: объект и предмет науки государственной граждан-
ской службы; политическая и правовая концепции гражданской службы; методы и модели управления гражданской службой
§ 1.1. Объект и предмет науки
государственной гражданской службы
В публикациях различного рода все чаще для обо-
значения конкретных административных вопросов государственно-
го управления стало использоваться понятие «государственная служ-
ба», а теперь его разновидность — «государственная гражданская
служба». За рубежом в научной литературе и в номенклатуре наук
название «гражданская служба» встречается достаточно часто. В Рос-
сии до революции 1917 г. также была своя «гражданская служба».
Эта наука выделилась, а точнее, отпочковалась от традиционной науки
политологии.
Ныне понятие «государственная гражданская служба» употребляется в двух смыслах: во-первых, для обозначения объективного процесса регулирования (упорядочения) административной (аппаратной)
деятельности государства, а во-вторых, для выделения науки и учебной дисциплины об этом процессе.
В последние годы в России наблюдается повышенный интерес
к административному управлению. Совершенно очевидно, что наука
«государственной гражданской службы» является продолжением и до-
полнением таких управленческих наук, как политология (полити-
ческое управление) и государствоведение (государственное управ-
ление). Но вместе с тем она имеет свой специальный предмет, который
позволяет ей отмежеваться от них и выделиться в самостоятельную
научную и учебную дисциплину. Кроме того, государственная граждан-
ская служба выступает и как особая отрасль профессиональной де-
ятельности, которая существенно отличается от политического и го-
сударственного управления.
Государственная административная власть в дальнейшем изло-
жении будет называться так, как она называется в тех законах, кото-
рые будут анализироваться. Понятия «государственная служба» и «госу-
дарственная гражданская служба» не синонимы (и это будет показано
в дальнейшем), но в историческом плане они нередко отождествля-
ются.
В советское время понятие «государственная служба» трактова-
лось весьма широко и расплывчато. Этим понятием обозначали лю-
бую деятельность в структуре государственных организаций, будь то
деятельность управленческого
персонала или хозяйственно-
ских подразделений, обслуживающих данный управленческий пер-
сонал, а также деятельность учителей, врачей, военных и т.д. Всех,
кто был занят на такой службе, называли «государственными служа-
щими».
О государственной службе заговорили всерьез у нас в стране
лишь после опубликования Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г.,
которым было утверждено «Положение о федеральной государствен-
ной службе». Этот указ очень внимательно изучался всеми, кто был
занят в системе государственного управления. Он порождал массу
вопросов, ответы на которые находились с трудом или даже не най-
дены до настоящего времени. Поскольку указ по большинству своих
статей не имел прямого действия, то в основном так и остался нор-
мативным актом рамочного характера, документом о намерениях
нашей российской государственной власти.
Упомянутый президентский указ имел три важнейших следствия.
Во-первых, он ускорил создание в июне 1994 г. специального науч-
но-учебного центра — Российской академии государственной служ-
бы (РАГС), которая взяла на себя основное бремя по научной разра-
ботке проблем и подготовке кадров для государственной службы.
Эту двуединую задачу начали решать и некоторые другие государ-
ственные учебные заведения. Во-вторых, стимулировал подготовку
и принятие 31 июля 1995 г. Федерального закона «Об основах госу-
дарственной службы Российской Федерации». По отзывам специа-
листов, закон на тот период несовершенный, но дающий основу для
дальнейшей нормотворческой деятельности в этой области. В-треть-
их, привлек внимание ученых и педагогов к управленческой пробле-
матике государственной службы. К настоящему времени уже изданы
монографии, несколько сборников и значительное количество ста-
тей, защищено множество кандидатских и ряд докторских диссерта-
ций, в которых начат научный анализ государственной службы как
особой профессиональной деятельности. В РАГС, АНХ, МГУ, РЭА,
ГУУ и других учебных заведениях начато чтение систематических
курсов и спецкурсов по государственной службе.
Как соотносятся между собой наука гражданской службы (административ-
ная наука) и наука государственного управления (государствоведе-
ние)? Административная наука не может, да и не занимается всеми
вопросами государственного управления (государствоведения). Она
всецело сосредоточивается лишь на деятельности государственной ад-
министрации. Известный французский ученый, специалист по воп-
росам государственной администрации Ролан Драго считает, что
«администрацию нельзя отождествлять с государством. Цели адми-
нистрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и со-
стоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими го-
сударственными органами. Таким образом, администрация всегда
предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять ре-
шения политической власти».
Итак, каков объект и предмет науки государственной граждан-
ской службы? Вполне очевидно, что ее объектом является государ-
ственное управление, государство как таковое, частью которого она
является. Тогда как ее предметом служит деятельность государствен-
ных гражданских служащих, объективные законы и принципы госу-
дарственного административного (аппаратного) управления.
В настоящее время исследования в области теории государствен-
ной гражданской службы как за рубежом, так и у нас в стране группи-
руются вокруг четырех основных направлений: 1) деятельностно-фун-
кционального; 2) структурно-институционального; 3) кадроведческого;
4) административного менеджмента.
имеет многообразное содержание и может быть поделено еще на ряд
поднаправлений, у каждого из которых есть своя специфика.
Деятелъностно-функциональное направление основное внимание
уделяет выяснению специфики гражданской службы как профес-
сиональнои деятельности, структурированию этой деятельности в со-
ответствии с социальными потребностями, дифференциации граждан-
ской службы в зависимости от ветвей и уровней власти на различ-
ные функции, выработке результативных технологий подготовки,
принятия и выполнения управленческих решений, совершенствова-
нию технологий информационного обеспечения гражданской служ-
бы, улучшению документооборота и хранения документов.
Предметом исследования структурно-институционального направ-
ления являются процесс формирования государственного аппарата по
различным ветвям и уровням власти, координация его деятельности по
горизонтали и вертикали, структурирование государственного управ-
ления, формы учреждения государственных должностей гражданской
службы, аппаратная иерархия,
а также отношения между
и политическим руководством, аппаратом и группами давления, ап-
паратом и населением, аппаратом и общественным мнением.
В задачу кадроведческого направления входит обычно изучение
различных моделей коллективного или индивидуального поведения
гражданских служащих, отношений руководителей и подчиненных
в аппаратной иерархии, вопросов служебной карьеры, профессиональ-
ной подготовки гражданских служащих, оптимальных форм приема
и увольнения с гражданской службы, правового статуса и экономи-
ческого обеспечения гражданских служащих, административно-по-
литической элиты, стиля деятельности персонала гражданской служ-
бы, управления кадрами гражданской службы.
Направление административного менеджмента — самое моло-
дое и, судя по всему, самое трудное. Оно пытается эффективные уп-
равленческие технологии
предпринимательской
тировать к специфике гражданской службы, чтобы интересы населения
стали основной заботой государственного аппарата, а для этого ре-
комендует внедрить в него рыночную динамику.
Таким образом, теория гражданской службы — это одна из науч-
ных и учебных дисциплин, основное внимание в которой уделяется
деятельности специфической группы управленческих работников —
гражданских служащих. Содержанием данной науки является про-
цесс формирования и функционирования государственного аппара-
та (администрации) как особой
и необходимой части
ного управления, а также его участие в подготовке, процедурах
принятия и реализации
решений государственных
§ 1.2. Политическая и правовая концепции
гражданской службы
История Российского государства содержит огромный опыт построения, развития и функционирования аппарата государственной власти. Деление «служилых людей» на «государеву службу» и «приказную работу» произошло в середине XVII в. Первая проходила в основном в войсках, а вторая — в «приказах» (государственных органах).