Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:09, лекция
Государственная административная власть в России называлась по-разному. Поэтому определенную сложность представляет использование нормативных документов по предмету исследования. До мая 2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также воинские и правоохранительные подразделения именовались госу-
дарственной службой. Но после принятия Федеральным Собранием Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ она была поделена на три вида: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Поэтому при цитировании документов всегда следует иметь в виду данную особенность.
нялись по две-три и более губерний, во главе с генерал-губернатором.
Новое местное управление отличали от прежнего две характерные
черты: разделение органов власти по функциям на административ-
ные, финансово-экономические и судебные, а также усиление роли
представителей от дворянства.
Главным административным (и полицейским) органом в губер-
нии стало губернское правление во главе с губернатором, который
фактически управлял единолично. Губернское правление получило
всю полноту исполнительной власти. В его компетенцию входило
обнародование законов, принятых императрицей, контроль за их со-
блюдением и поддержание порядка. В губернии учреждались палаты
уголовного и гражданского судов (в каждом председатель, по два
советника и по два асессора).
Уездную администрацию, подчиненную губернскому правлению,
представлял нижний земский суд, состоящий из капитан-исправни-
ка и двух-трех заседателей. В отличие от губернского правления
члены нижнего земского суда не назначались, а избирались дворян-
ским собранием уезда на три года. Учреждались также уездный суд
(выборные судья и два заседателя) и при нем дворянская опека под
председательством уездного дворянского предводителя. Дворянские
уездные (а позже и губернские) собрания были узаконены ≪Жало-
ванной грамотой дворянству≫ в 1785 г. Что касается административно-
го управления в городе, принципиальных изменений здесь не произош-
ло, власть по-прежнему оставалась в руках городничих и комендантов
из дворян. Сохранились магистраты в составе двух бургомистров и че-
тырех ратманов, старосты и судьи сословного суда, посадом управля-
ли ратуши. Во главе столичных
администраций назначались
полицмейстеры.
Самодержавное управление в это время строилось при опоре,
во-первых, на дворян, насчитывавших примерно 100 тысяч, которым
была пожалована «Грамота на права, вольности и преимущества бла-
городного дворянства» (1785 г.), ставшей венцом (высшей точкой)
формирования дворянского сословия и соответствующей системы уп-
равления; во-вторых, на чиновников, количество которых возросло
к тому времени до 50 тысяч. Бюрократизация государственного уп-
равления все также проявлялась в том, что чувство личного досто-
инства уступало место
достоинству положения в
и должностей. Чин становится главной жизненной силой и стиму-
лом. Реформированная Екатериной II система государственного уп-
равления в своей основной
части сохранилась и при
императорах вплоть до октябрьской революции 1917 г.
Пришедший ей на смену сын Павел I (1796—801 гг.) пытался
«исправить» некоторые ее новации, сохранить средневековые поли-
тические и светские институты. Годы его правления выглядят време-
нем регресса и разрушения
достигнутых его матерью
равлении государством. При нем Сенат окончательно утратил свое
значение. Еще решительнее Павел I разломал систему местного уп-
равления: были ликвидированы должности наместников, некоторые
приказы объединены, городские думы ликвидированы, некоторым
территориям (Украина, Прибалтика) вернули традиционные органы
управления, была подвергнута реформе судебная система. Ему не уда-
лось обрести опору ни в одном социальном слое, и потому судьба его
была решена. В ночь на 11 марта 1801 г. несколько заговорщиков
с участием сына Александра
ворвались в императорские
ли его.
Взошедший на престол Александр I (1801—826 гг.) прежде все-
го восстановил роль Сената, который по его указу «О правах и обя-
занностях Сената» (1802 г.) стал хранителем законов и верховным
органом империи, чьи указы должны исполняться как император-
ские. В тот же день был обнародован манифест «Об учреждении ми-
нистерств», по которому коллегии были заменены министерствами,
а министры позже вошли в Государственный совет (1810 г. )и Коми-
тет министров (1812 г.). Нашествие Наполеона и его изгнание (1812— 1815 гг.) остановили реформаторскую деятельность императора. После
войны он снова занимается государственной деятельностью, но без
прежнего усердия, пока его не остановила скоропостижная кончина
в 1826 г.
Пришедший ему на смену брат Николай I (1826—865 гг.) суще-
ственно не изменил систему органов высшей государственной вла-
сти. Значительное внимание он уделил укреплению самодержавия
на окраинах империи: в Сибири, на Кавказе, в Польше, Прибалтике,
Финляндии. Здесь сочетались единовластие представителя (намест-
ника) императора, автономия, военный диктат, сословная иерархия
и система привилегий.
Что касается местного управления, то оно в основном осталось
на прежних основаниях. Было увеличено количество губерний до 52
(1850 г.); вновь созданы наместничества во главе с генерал-губерна-
торами (10 в 1850 г.); градоначальств (5 в 1850 г.), главы которых
приравнивались к губернаторам; разделении в 1837 г. уездов на ста-
ны, где назначаемый губернатором становой пристав возглавлял
местную администрацию, опираясь на выборных сельских сотских,
десятских и вотчинную полицию.
Николай I всерьез озаботился
деятельностью гражданской
бы, для чего был создан
Инспекторский департамент
ведомства при Первом отделении его канцелярии (5 сентября 1846 г.).
Он состоял из четырех экспедиций и канцелярии: первая экспеди-
ция ведала чинопроизводством в министерствах, занималась пред-
ставлениями руководителей учреждений на чиновников определен-
ных рангов. В ведении второй экспедиции входило чинопроизводство
в губерниях. Третья экспедиция занималась вопросами приема на__
службу, ее прохождением, утверждения в должностях и увольнения
со службы. В четвертой экспедиции проверялась правильность веде-
ния списков, сосредоточивались сведения об изменениях в составе
гражданских служащих1.
Однако Александр II (1865—1881 гг.) своим указом от 30 мая
1858 г. упразднил Инспекторский
департамент. Но самым
ным событием в его правление стала отмена крепостного права, в ре-
зультате чего более половины крестьян освободилось из-под личной
власти помещиков, получило свободу, различные гражданские права
(совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижи-
мым имуществом и т.д.). Это произошло 1 января 1864 г. по закону
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Помимо крепостного права этот закон возрождал земство на Руси.
Земское самоуправление основывалось на частнособственнических
принципах. Для избрания уездного земского собрания, с которого
и начиналось формирование местного самоуправления, жители де-
лились на три социальные группы (курии). Первая включала земле-
владельцев, вторая — собственников недвижимого имущества в го-
роде и третья — крестьян. Преобладали в земствах дворяне.
После скоропостижной гибели Александра II на престол взошел
Александр III (1881—1894 гг.), обеспечивший стране тихое тринадца-
тилетие. Он посчитал ошибкой упразднение Инспекторского де-
партамента и указом от 6 мая 1894 г. восстановил его под названием
Комитета о службе чинов гражданского ведомства. Этот комитет ут-
верждал представления о первом присвоении классного чина, о по-
вышении чинов на основании удостоверений об окончании учебных
заведений, об успешном прохождении испытаний при университетах
и других учебных заведениях, свидетельств о присуждении ученых
степеней и академических званий. В его ведении находились произ-
водство в чины за выслугу лет до 5-го класса включительно, перевод
из военных чинов в гражданские, награждение чинами за отличия.
В 1894 г. умер Александр III и на престол в возрасте 25 лет
вступил Николай II (1894—1917 гг.). Он был прекрасно образован
и воспитан, свободно владел пятью языками. В то же время больших
государственных талантов он не имел и бремя управления великой
страной нес как тяжелый крест, отдыхая от него в кругу семьи.
К началу XX в. Россия выделялась остротой социальных конфлик-
тов, завершившихся первой российской революцией (1905 г.).
Проводимая императором реорганизация управления в центре
не затронула управление на местах. Оно по-прежнему насчитывало
78 губерний, четыре градоначальства (в том числе Петербургское),
10 генерал-губернаторств (Московское и девять — на окраинах), а так-
же по 10—15 уездов в каждой губернии. Опорой самодержавия был
Совет объединенного дворянства, который отстаивал незыблемость са-
модержавия и помещичьего землевладения.
Что представлял собой аппарат государственного управления?
Естественно, для управления огромной страной самовластному мо-
нарху требовалось большое количество чиновников. К концу XIX в.
аппарат управления увеличился в семь раз (с учетом роста населе-
ния), составив 385 тыс. человек. Чиновничество было связано слож-
ной системой регламентов и правил. Оно по-прежнему делилось на
14 рангов. Каждый ранг имел свой мундир, титул, ордена. К низше-
му чиновнику обращались со словами «Ваше благородие», к высшим —
«Ваше высокопревосходительство».
В годы Первой мировой войны в России разразился социально-эко-
номический и политический кризис. В начале 1917 г. всеобщее не-
довольство властью привело к революционному взрыву в столице
империи — Петрограде, что привело к победе солдатского восстания.
С 27 февраля 1917 г. начинается февральская революция, которая
привела 2 марта 1917 г. к отречению Николая II от престола. С са-
модержавием в России было покончено. Неспособность последнего
императора мирно
стала одной из причин крушения царского режима.
§ 2.4. Советская государственная служба 20—80 гг. XX в.
После отречения Николая II от власти функции центрального
органа до 25 октября 1917 г. выполняли четыре состава Временного
правительства и промежуточный орган Директория. Формирование
новой системы государственного устройства в России началось на
11 Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г.
в Петрограде. Съезд сформировал новые органы власти. Верховным
Органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Между съез-
дами функции этого органа возлагались на Всероссийский централь-
ный исполнительный комитет (ВЦИК), который возглавил первона-
чально Л.Б. Каменев, а затем Я.М. Свердлов. Съезд также сформировал
правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком) под ру-
ководством В.И. Ленина (Ульянова).
С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопар-
тийная система, которая таила в себе огромную опасность. Посколь-
ку правящая партия большевиков не имела легальной оппозиции,
правительство начало действовать
преимущественно
методами. Летом и осенью этого года в стране возникли первые кон-
центрационные лагеря, получившие впоследствии огромное разви-
тие. В июле 1918 г. на VIII съезде Советов была принята и вступила
в действие первая Конституция РСФСР.
В первый год пролетарской революции центром формирования
антибольшевистских сил и начала гражданской войны были Ново-
черкасск и Екатеринодар (Краснодар), а с приездом из-за границы
в октябре 1918 г. адмирала Колчака таким центром стал и Омск.
К этому времени в Новочеркасске находились примерно 20 тыс. офи-
церов и более 20 видных государственных деятелей. Здесь было со-
здано антисоветское белогвардейское правительство — «Донской граж-
данский совет», которое претендовало на роль всероссийского. Именно
оно создало добровольческую армию и начало открытую борьбу про-
тив Красной армии и Советской власти. В это же время на севере
(Архангельск) и юге (Одесса) началось вторжение 14 империали-
стических государств. Все эти силы двинулись на Москву, на пути
к которой они в разное время были разбиты революционными вой-
сками и прекратили существование.
В ноябре 1920 г. Красная армия освободила Крым от войск ба-
рона Врангеля, что послужило завершением гражданской войны и на-
чалом восстановления народного хозяйства. Большевики реализова-
ли идеи Ленина о создании
государства диктатуры
За первые три года существования советов численность управлен-
ческого аппарата увеличилась почти в пять раз, что привело к обю-
рокрачиванию государственных органов.
20 декабря 1922 г. на общесоюзном съезде Советов было провоз-
глашено о создании СССР, в который вошли четыре республики:
РСФСР, БССР, ЗСФСР и УССР. По предложению В.И. Ленина они
образовали «федерацию равноправных республик», что послужило ос-
новой для принятия на II съезде 31 января 1924 г. Конституции СССР.
После смерти В.И. Ленина (1924 г.) ЦК РКП(б) возглавил И.В. Ста-
лин (Джугашвили). Уже в это время советская система представляла
собой диктатуру не столько пролетариата, сколько диктатуру партии.
Федеративная форма
Конституцией, на деле превратилась в формальность.
Для осуществления властных полномочий партии необходим был
аппарат, для организации которого был использован принцип номен-