Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:09, лекция
Государственная административная власть в России называлась по-разному. Поэтому определенную сложность представляет использование нормативных документов по предмету исследования. До мая 2003 г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также воинские и правоохранительные подразделения именовались госу-
дарственной службой. Но после принятия Федеральным Собранием Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ она была поделена на три вида: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Поэтому при цитировании документов всегда следует иметь в виду данную особенность.
Работа и поведение приказных служащих должны были соответствовать требованиям присяги, приносимой ими при вступлении в должность. В первой ее части принимаемый давал обещание на верность царствующему дому, во второй — обязывался не нарушать конкретных требований, предъявляемых к данной должности: сохранять секреты, беречь имущество и казну, не подделывать документов, не брать взяток («посулов и поминков ни у кого ни от чего не иметь»), быть справедливым («по дружбе никому не норовить, и по не дружбе никому не мстить»), внимательным к людям («челобитчиков не волочить») и т.д.
Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой,
эффективной и одновременно простой и удобной. Над всем царил
обычай, проверенный веками опыт: приказные служащие легко раз-
бирались в хитросплетениях разнородных дел. В неопределенности
числа приказов состояла суть приказного строя — текучего, изменя-
ющегося, приспосабливающегося к различным историческим усло-
виям и в то же время неизменного.
Таким образом, обязанности приказных служащих разделились
к середине XVII в. на ≪государеву службу≫, которая виделась как по-
четная и проходила в полках и посольствах, и ≪приказную работу≫,
т.е. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Она рас-
сматривалась как непочетная, с оттенком подневольности. Именно
вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как
отрасль государственной службы. И в целом приказной строй был
уникальным, самобытным явлением в истории российской государ-
ственности и культуры.
§ 2.2. Государственная (статская) служба
первой половины XVIII в.
Следующим этапом в развитии российской государственной
(гражданской) службы было время царствования Петра I. Застав в мо-
лодости приказную систему, он попытался обновить ее. По его указа-
нию было создано еще три приказа: Военно-морской, Адмиралтейский
и Артиллерийский. Во главе этих и некоторых других приказов встали
новые люди. Но эти нововведения не спасли устаревшую систему.
Реформирование
появился царский указ об образовании губерний, который много раз
корректировался и принял законченный вид только к 1719 г. Терри-
тория страны в административном отношении была разделена на
10 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Азовскую,
Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую, Рижскую, Нижегород-
скую и Астраханскую. Это были обширнейшие земли подданных рус-
ского царя, не равные по территории и населению. Они возглавля-
лись губернаторами, назначавшимися царскими указами. Все
губернаторы были наделены очень обширными, подчас колоссаль-
ными полномочиями.
В 1717—1721 гг. приказы были заменены 12 коллегиями: Ино-
странных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер- и Штатс-конторы,
Ревизион-коллегия, Берг-, Манифактур-, Коммерц-, Юстиц-колле-
гии, Вотчинная и Духовная. Подчинялись они царю и Сенату, их
функции и полномочия были четко определены, организационное
устройство и делопроизводство унифицировано. Основной формой
деятельности коллегий было общее собрание («заседание общего
присутствия»), в которых принимали участие президент коллегии,
вице-президент, четыре-пять советников, четыре асессора (помощ-
ника) и секретарь (рис. 1).
Рис. 1. Примерная структура коллегий
На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный
магистрат и Синод. В подчинении Главного магистрата находились
городские магистраты, члены которых избирались из числа «дель-
ных и лучших в купечестве» горожан. Эта их деятельность рассмат-
ривалась как пожизненная, а за «тщательное радение» они могли
быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права
купечества и тем самым способствовала развитию торговли и про-
мышленности. Синод, по образцу светских коллегий, состоял из
назначенных царем представителей духовенства, контроль за кото-
рыми осуществлял обер-прокурор Синода. Принятый «Духовный
регламент» закреплял полное подчинение духовной власти светской1.
Особое место среди центральных учреждений занимал Преобра-
женский приказ — карательное учреждение, возникшее еще в конце
XVII в. Он ведал политическим сыском, его суду подлежали все про-
тивники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произ-
носившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разго-
воры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т.д.
Организационно коллегии имели приоритет над приказами, кото-
рый сводился к коллегиальному рассмотрению и решению вопросов.
В составе коллегии обязательно присутствовали прокурор и фискал.
В отличие от фискалов, не вмешивающихся в ход решения того или
иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях
обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената,
заметив нарушение законности, тут же должны были его устранить.
Петр I назвал обер-прокурора «оком государевым» и «стряпчим
в делах государственных».
Петр I в процессе реформирования государственного управле-
ния предпринял попытку монополизировать источники существова-
ния чиновников с целью поставить их в большую зависимость от
государства и царя. Для этого был установлен фиксированный раз-
мер оклада в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от
дел вне системы государственного обеспечения и контроля было
объявлено преступлением, взимание с населения поборов приравне-
но к взятке, что сурово каралось по закону. Однако с петровского
времени коррупция стала той смазкой, без которой не могли прийти
в движение колеса государственной машины.
Практика показала, что
совершенствование
равления напрямую связано с созданием новой системы государствен-
ной службы. В связи с притоком в органы государственного и мест-
ного управления, в армию и флот основной массы дворян, которые
претендовали на различные должности, возникла острая необходи-
мость установления иерархии служилых чинов. Это обстоятельство
потребовало разработки и принятия 24 января 1722 г. определенного
порядка прохождения службы, имевшего силу законодательного
акта, — «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придвор-
ных». Этот документ располагал всех работников управления по
14 классам и соответствующим чинам, которые составляли их ранг
(табл. 1). Слово «статский» немецкого происхождения и означало
«гражданский».
Лишь «Табель о рангах» на первое место поставила не
знатность, а личные способности, образование и заслуги («знатность по
годности считать»). Она открыла доступ для представителей мелкого
и среднего дворянства к высшим должностям в государстве.
Каждый служащий был обязан пройти все 14 рангов снизу до-
верху, что обеспечивало, с одной стороны, замещение всех вакант-
ных должностей, а с другой — приобретение необходимых навыков
военной или статской (гражданской) службы. Практика показала,
что такое продвижение по службе было главной школой професси-
ональной подготовки. Кадровое
обеспечение государственной
бы стало одним из важных направлений деятельности Сената, а его
оформление осуществляла Герольдмейстерская контора.
Своей «Табелью о рангах» Петр I предоставил возможность по-
лучать дворянство выходцам и из других сословий. Так, вместе с по-
лучением 8 ранга по военной или гражданской службе они станови-
лись потомственными дворянами, приобретая тем самым все
привилегии этого сословия. Князь А.Д. Меньшиков, в конце жизни
пожалованный чином
зовался в качестве высшей степени 1 класса всего три раза, в детстве,
согласно молве, торговал пирожками; Московский вице-губернатор
B.C. Ершов, президент Ратуши
А.А. Курбатов до своего
были крепостными крестьянами.
С целью разработки «Табель о рангах» были собраны и изучены
аналогичные акты Англии, Дании, Пруссии, Швеции, Франции,
Польши и Венецианской республики. За основу было принято зако-
нодательство Дании и Пруссии. Возложение обязанности государ-
ственной службы на дворян было обусловлено тем, что это было
наиболее обеспеченное и образованное сословие. Когда вследствие
нехватки дворян или по иным причинам на классную должность
назначался человек иного сословия, то он приобретал права дворян-
ства. В течение всего столетия возможность получения дворянства
за заслуги последовательно усложнялась. И тем не менее такая воз-
можность была серьезным стимулом для поступления на государ-
ственную службу.
«Табель о рангах» использовалась в качестве руководства вплоть
до октября 1917 г. Деятельность Петра I по формированию системы
управления централизованным унитарным государством, заложила
основу для сочетания отраслевого и территориального управления,
коллегиальности и единовластия, перераставшего в режим абсолют-
ной монархии. Создание взаимоувязанных должностных чинов ста-
ло одним из важнейших явлений российской общественной жизни
в XVIII столетии.
Петр I оставил после себя хорошо организованную государствен-
ную службу, составной частью которой была статская или граждан-
ская служба. Последняя продолжила ту деятельность, которая в XVI—
XVII вв. рассматривалась как «приказная работа», давшая начало
гражданской службе как таковой. Если приказная работа в опреде-
ленной мере рассматривалась как непрестижная и даже подневоль-
ная, то статская служба как в петровские времени, так и позже вы-
соко ценилась и была обласкана российскими императорами.
§ 2.3. Государственная (гражданская) служба
конца XVIII и начала XX вв.
Обычно в России престол передавался по наследству старшему
сыну или царь избирался Земским собором. Петр I отменил это по-
ложение и в 1722 г. объявил новый «Устав о наследовании престо-
ла», по которому император сам указывал наследника. Он мог заве-
щать престол любому члену семьи Романовых и даже некровному
родственнику. Однако Петр I умер, не оставив завещания. Поэтому
за первые 37 лет произошло три государственных переворота с уча-
стием феодальной аристократии и гвардии, в результате чего на пре-
стол взошли Екатерина I (жена Петра I), Анна Иоанновна (племян-
ница Петра I) и Елизавета (дочь Петра I). Историк В.О. Ключевский
назвал постпетровское время эпохой дворцовых переворотов.
При очередном дворцовом перевороте и насильственном смеще-
нии Петра III (внука Петра I) к власти пришла его жена, властолю-
бивая немецкая принцесса
ангальтцербская Софья-Августа-
рика, названная при крещении в России Екатериной Алексеевной.
Она была посажена на престол дворянской гвардией, вопреки суще-
ствовавшим законам и традициям престолонаследия, приобретя ти-
тул Екатерины II. Проимператорствав 34 года — с 1762 по 1796 гг., —
ей удалось несколько
стабилизировать
Первым шагом была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г.,
по которой он был поделен на шесть департаментов со строго опре-
деленными функциями в определенной сфере государственного уп-
равления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два —
в Москве. При этом московские департаменты соответствовали пе-
тербургским: пятый — первому, а шестой — второму.
Наряду с реформой Сената Екатерины II в первые годы своего
царствования провела и реформу Синода. В 1764 г. осуществила се-
куляризационную реформу, по которой все монастырские земли с жив-
шими на них крестьянами передавались в ведение специально уч-
режденной Коллегии экономии. С этого времени государство само
определяло необходимое стране число монастырей и количество мо-
нахов, так как содержало их на средства из государственной казны.
В результате духовенство окончательно превратилось в одну из групп
чиновничества.
Одним из наиболее значительных актов, изменившим организа-
цию управления страной и системой государственного аппарата, ста-
ли принятые в 1775 г. «Учреждения для управления губерний Все-
российской империи». Новое положение удовлетворило требования
дворянства о привлечении его представителей к центральному и ме-
стному управлению. Созданный в результате реформы местный ап-
парат оказался способным проводить политику центральной власти,
а также сдерживать народные выступления и просуществовал с не-
которыми изменениями до октября 1917 г.
В основу деления территорий на губернии был положен демо-
графический принцип —
численность податного
мические связи и национальные особенности почти не учитывались.
Вместо прежних 23 были образованы 51 губерния с числом жителей
от 300 до 400 тыс. ревизских душ. Губернии делились на уезды (или
округа) по 20-30 тыс. податного населения, а 66 провинций как
промежуточные территориальные единицы ликвидировались. Кроме
того, было введено 19 наместничеств, в каждом из которых объеди-