Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг……………………………………..4-6
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………18
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики (рассматриваемой проблемы) в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п………………………………………………………………………………………………..19-25
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования на федеральном и на региональном уровне……………………………………………………...26-29
Заключение………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая3.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

2. Значительный объём услуг по  ремонту бытовой техники, радио-  и электроаппаратуры оказывают  специализированные магазины, реализующие  эту технику. Например, в США  две трети розничных магазинов  предоставляют своим клиентам  фотоуслуги. Это кооперированные предприятия, ассортимент которых составляют не только услуги торговли или общественного питания, но и бытовые услуги. Они являются одной из наиболее прогрессивных форм организации бытового обслуживания в пределах шаговой доступности. Распространение данной формы организации бытового обслуживания может наблюдаться также в сегментах «Ремонт обуви» и «Ремонт одежды» (при сетях магазинов), «Ремонт часов» (для дорогих часов гарантийное и постгарантийное обслуживание осуществляется в фирменных магазинах).

3. Наиболее перспективной с точки  зрения экономической эффективности  является сетевая бизнес-модель, представляющая собой объединение  нескольких (или большого количества) предприятий в одну компанию  для снижения издержек, стандартизации  бизнес-процессов и выделения  общих функций (например, маркетинг  и закупки). Зарубежный опыт подтверждает  их успешное функционирование  во многих секторах бытового  обслуживания. Так, например, в США  и Западной Европе сетевые  бизнес-модели широко представлены в таких сегментах, как «Прачечные и химчистки», «Фитнес», «Парикмахерские и салоны красоты», «Клининговые услуги», «Ломбарды».

4. Как правило, предприятия бытового  обслуживания обслуживают ограниченную  территорию (например, зона обслуживания  для приемного пункта прачечной  или химчистки ограничивается  по решению отраслевой ассоциации  радиусом 2 км). Их клиентура на 80-90% состоит из постоянных клиентов, для которых ведутся открытые  счета.

5. Как правило, предприятия бытового  обслуживания, располагающиеся в  местах массовых потоков потенциальных  клиентов (вдоль автомагистралей,  в пешеходных зонах), организуют  специальные зоны обслуживания, приёмные пункты, дислоцирующиеся  прямо на тротуарах, вблизи  дорог. Такая форма обслуживания  именуется «зайди по дороге»,  «заезжай по дороге». Это одна  из эффективных форм организации  бытового обслуживания населения  в пределах шаговой доступности.  Её основное назначение – создание  максимальных удобств клиенту при потреблении бытовых услуг. Эта форма обслуживания породила целый комплекс производств специального оборудования для приёмных пунктов, средств рекламы и т.п.

6. Той же цели – расширению  круга клиентов и, следовательно,  увеличению оборота предприятия  – служит и диверсификация  деятельности предприятия за  счет продажи сопутствующих товаров  и услуг (прохладительных и  горячих напитков, мелких бакалейных  товаров, моющих и косметических  средств, игрушек, сувениров, прессы  и других). Т.е., это уже не просто  предприятия бытового обслуживания, а кооперированные компании социально-бытового  обслуживания (торгово-бытовые, а  также потребительские комплексы,  включающие торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание, досуг).

7. Одной из наиболее перспективных  форм корпоративных отношений  в сфере бытового обслуживания  является практика заключения  договора франшизы между головной  фирмой и самостоятельными мелкими  предприятиями. Согласно его условиям, фирма предоставляет мелкому  предпринимателю право продажи  продукции под её торговым  знаком на определённой территории, что обеспечивает максимально  удобное для потребителей размещение  предприятий бытового обслуживания  населения. Наилучшие перспективы  развития подобных отношений  существуют в таких отраслевых  группах бытового обслуживания, как уборка и оформление интерьера,  парикмахерские и косметические  салоны, а также химчистки и  прачечные. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве:

 

2.1. Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг.

Имеющиеся законодательные акты и  Постановления в области бытовых  услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно  снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской  активности.

Главной задачей на ближайшую перспективу  является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах  бытового обслуживания населения в  Российской Федерации». Именно в нем  заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения  и ремесленничества, вопросы регулирования  и поддержки хозяйственных субъектов.

Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы Ремесленных  палат в стране.

Практика некоторых субъектов  Российской Федерации, принявших подобные местные Законы, создание территориальных  Ремесленных палат и Ремесленной  палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах  бытового обслуживания населения в  Российской Федерации» продолжить начатую  работу имеющейся правовой базы. При  этом имеется в виду разработка регистра (закона о ремесленной палате и  ремесленничества в России) Закона «О бух учете, отчетности и налогообложении  малых и средних предприятий».

 Кроме того, принимаемые федеральные  и местные законодательные акты  по налогообложению (налог с  продаж, налог на вмененный доход  и другие) должны стимулировать  стремление предприятий бытового  обслуживания населения и ремесленников,  к развитию производства, быть  привлекательной сферой для инвесторов.

Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг

Так как гражданское законодательство об услугах является частью гражданского законодательства РФ, то предложенная структура в полной мере соответствует  ст. 3 ГК РФ. Однако данная структура  не единственно возможная.

Гражданское законодательство об услугах  может быть структурировано и  в зависимости от объекта правового  регулирования:

-   правовые акты, регулирующие  отношения по оказанию услуг  в целом;

-   правовые акты, регулирующие  отношения по оказанию отдельных  видов услуг.

К первым относятся Конституция  РФ, ГК РФ и Закон о защите прав потребителей. Следует отметить, что  в ГК РФ содержатся как общие положения  об услугах, так и правила об отдельных видах услуг. Причем к общим положениям об услугах гл. 39 ГК РФ может быть причислена лишь отчасти, так как ее действие не распространяется на все виды услуг.

Гораздо больший объем составляют правовые акты, регулирующие отдельные  виды услуг, к которым помимо ГК РФ относятся федеральные законы и  правила оказания отдельных видов  услуг.

Федеральные законы (закон о защите прав потребителей, закон о техрегулировании)Правила оказания отдельных видов услуг (Правила бытового обслуживания в РФ, правила оказания платных образовательных услуг, правила предоставления платных медицинских услуг).

Представляется, что совершенствование  гражданского законодательства об услугах  должно вестись по двум указанным  направлениям. Необходимо дополнять  и развивать общие положения  об услугах в целях восполнения  пробелов в правовом регулировании  отношений по оказанию услуг.

Повысить эффективность правового  регулирования позволит разработка специальных правил для отдельных  видов услуг. При этом важно учитывать  и иерархию правовых актов. Уровень  правового акта должен соответствовать  степени распространенности того или  иного вида услуг, его социальной значимости и т.п. Так, на сегодняшний  день явно недостаточен уровень правовой регламентации таких важнейших  услуг, как платные образовательные  и медицинские услуги.

Несомненно, важным событием для потребительского рынка стало принятие Федерального закона № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности на территории Российской Федерации», вступившего в силу 1 февраля 2010 года. Основными целями настоящего Федерального закона являются: обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению  торговой деятельности, а также развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в  произведенной продукции, обеспечения  доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки  российских производителей товаров.

Среди других стратегических задач  закона выделяется поддержка малого предпринимательства. Речь идет об установлении единого порядка размещения нестационарных торговых объектов и гарантий по выделению  не менее 50% мест под размещение нестационарных торговых объектов для субъектов  малого и среднего предпринимательства, и обязательное включение в региональные и муниципальные программы развития торговли мер по развитию субъектов  малого и среднего предпринимательства  в сфере торговли.

Содействию развития современной  товарной инфраструктуры должны способствовать статьи, гарантирующие разнообразие форм и форматов торговой деятельности, с использованием разных торговых объектов и оборудования. Определен порядок  организации ярмарок выходного  дня и торговых выставок. Предполагается поддержка сельскохозяйственных потребительских  кооперативов, осуществляющих закупки  и торговлю на селе. Важным становится установление норм обеспеченности территорий соответствующими торговыми площадями.

Законом устанавливается ряд антимонопольных  мер, направленных на прекращение недобросовестной практики в сфере торговли. Например, запрет торговой сети на приобретение дополнительных площадей торговых объектов в границах муниципальных районов  и городских округов, если в этих границах доля объема реализованных  торговой сетью превышает двадцать пять процентов.

Этим законом вводится контроль за стоимостью социально значимых товаров. Теперь государство может фиксировать цены на 90 дней в том случае, когда товар из специального перечня подорожает на 30 процентов за 30 дней.

На муниципальном уровне также  принимаются нормативно-правовые документы, регулирующие рынок товаров и  услуг. Однако, анализ данных документов показал, что все еще остается большое количество нерешенных проблем, особенно относительно обеспечения данными услугами наименее защищенные слои населения. Для этой цели, на наш взгляд, необходимо изучить передовой опыт других регионов, в частности интерес представляют такие документы как Постановление Правительства Москвы 20.01.2009г. №25-ПП «О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве». В соответствии с данным постановлением предусматривается:

-   ускоренное развитие предприятий  бытового обслуживания, в том  числе комплексных предприятий  типа «мультисервис»;

-   создание условий для  комплексного приобретения товаров  и предоставления услуг населению  по месту жительства в каждом  микрорайоне города, включая социально  значимые услуги: по оплате коммунальных  и банковских платежей, библиотечно-информационных  и физкультурно-оздоровительных  залов и комплексов, туристических  и страховых агентств, агентств  по подбору нянь, горничных, сиделок,  по реализации билетов на городской,  авиа- и железнодорожный транспорт, услуги приемных пунктов по ремонту квартир и установке окон и другие, совершенствование форм и методов обслуживания маломобильных категорий инвалидов, особенно инвалидов-колясочников и лиц с нарушением зрения;

-комплексное приспособление предприятий потребительского рынка и услуг для нужд инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе с созданием мест для хранения детских колясок;

- открытие современных предприятий розничной торговли, в том числе автоматизированных, реализующих социально значимые товары в широком ассортименте по доступным ценам на небольших торговых площадях;

-совершенствование форм и методов обслуживания населения для проведения семейного и молодежного досуга во всех торговых многофункциональных, торгово-досуговых и развлекательных комплексах и центрах.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин 9 июня 2010 года подписал Постановление Правительства РФ № 405 «О внесении изменений в пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации». Данное Положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 438.

В соответствии с Постановлением № 405 абзац второй пункта 1 Положения  о Минпромторге России после слов «внешней и внутренней торговли» дополняется словами «общественного питания и бытового обслуживания».

Положения о Минпромторге нужно читать в следующей редакции:

Министерство промышленности и  торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере промышленного  и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения  единства измерений, науки и техники  в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли,  общественного питания  и бытового обслуживания, народных художественных промыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Система государственных органов управления бытовых услуг в народном хозяйстве.

 

Раскрывая содержание сферы  услуг, многие исследователи отмечают в качестве первоочередной ее задачи оказание бытовых услуг населению. Их особенностью является направленность на обслуживание повседневных или периодически возникающих хозяйственно-бытовых  и личных потребностей человека,  а также изготовление вещей и  объектов по индивидуальным заказам.   

Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными.

Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или  увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется  в материальном вещественном товаре.

За последние годы кардинально  изменилась система государственного регулирования сферой бытового обслуживания населения. В доперестроечный период бытовое обслуживание представляло собой отрасль народного хозяйства, включавшую более 25 отдельных видов услуг. Управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР, которое в начале перестройки было упразднено. Координационные функции Министерства были переданы постановлением правительства в ОАО «Росбытсоюз». Однако в связи отсутствия административных рычагов и финансовых средств у «Росбытсоюза» и активизации центробежных сил со стороны региональных демонополизированных и приватизированных хозяйствующих субъектов развал сферы бытовых услуг был неизбежен. 

Информация о работе Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике