Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:08, реферат
Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг……………………………………..4-6
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………18
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики (рассматриваемой проблемы) в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п………………………………………………………………………………………………..19-25
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования на федеральном и на региональном уровне……………………………………………………...26-29
Заключение………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………………………….31
В целях оптимизации требований к обслуживанию социально незащищенных категорий населения, под руководством Департамента Институтом региональных экономических исследований разработан стандарт «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования.» ГОСТ Р 52492-2005. Значение этого стандарта - в четком определении понятий «бытовая услуга, «социально значимая бытовая услуга», «малообеспеченные категории населения», и др., а так же разработке нормативов оказания бытовых услуг этим категориям населения. Это дает возможность префектурам, управам районов, органам социальной защиты планировать затраты на оказание бытовых услуг малообеспеченным гражданам.
Большой вклад в обеспечение социальной направленности бытовых услуг инициируется самими предприятиями бытового обслуживания.
Так, например пенсионеры по возрасту обслуживаются в банях со скидкой от 30 % до 50 % по инициативе предпринимателей, в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли.
По другим видам
социально-значимых бытовых услуг,
также в порядке
Одной из новых
форм социальной поддержки населения
в сфере бытовых услуг является
предоставление скидок на оказываемые
услуги в размере 5 % - 10 % держателям
социальной карты москвича. Скидки
предоставляются также в
Ежегодно более 3,0 тыс. предприятий бытового обслуживания, из которых 1192 - аккредитованные социальные предприятия, оказывают услуги по льготным ценам более 400 тыс. человек, включая обслуживание по социальной карте москвича (234 предприятия и 357 приемных пунктов). Одновременно с этим многие предприятия принимают активное участие в благотворительных акциях, приуроченных к различным государственным и городским праздникам (День пожилого человека. День защитника
отечества, День победы и др.), предоставляя скидки на услуги за счет собственных средств.
Для предприятий бытового обслуживания актуальной остается проблема подготовки и повышения квалификации кадров.
В настоящее время ведется работа по организации обучения рабочих кадров с использованием накопленного опыта ведущих мастеров и предпринимателей сферы бытовых услуг, освоивших передовые технологии и достигнувших в своей профессии международного признания, а также с привлечением отраслевого научного потенциала.
Ассоциация Русских Уборочных Компаний на базе ГО СПУ «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» организовала обучение по специальности «Оператор уборочных машин» для клининговых компаний.
Данной ассоциацией и ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями открыт в Москве Международный учебный центр по клинингу по подготовке технического персонала и менеджеров для данной сферы деятельности с пропускной способность от 50 до 400 человек в месяц.
По инициативе Союза парикмахеров и косметологов России, благодаря которому Москва и Россия признана мировым лидером в парикмахерском искусстве, а подготовленная ими сборная команда России в 2006 году завоевала титул абсолютных чемпионов Мира в парикмахерском искусстве, на постоянной основе проводятся:
- бесплатные
семинары по повышению
- профессиональные
конкурсы по международным
В 2008-2009 годах
в рамках Чемпионатов Москвы по парикмахерскому
искусству, декоративной косметике
и маникюру организованы и проведены
Молодежные чемпионаты Москвы по парикмахерскому
искусству. В указанных чемпионатах
приняли участие свыше 70 студентов
из государственных
В рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве между Москвой и Берлином Департаментом на постоянной основе осуществляется работа по обмену учащимися колледжей из Москвы и Берлина, получающими профессии: «парикмахер», «фотограф», «мастер по клинингу».
В целях повышения профессионального уровня работающих мастеров при поддержке Департамента ежегодно проводятся отраслевые выставки, конкурсы и чемпионаты международного и городского уровня:
- городской конкурс «Московские мастера»;
- международная выставка «Индустрия чистоты» и «Химчистка и прачечная»;
- городская
инновационная выставка-
- международная
выставка для профессионалов
индустрии красоты «К0SМЕТIК
- международная выставка для профессионалов ногтевой индустрии «NAILEXPO»;
- чемпионат
Москвы по парикмахерскому
- международный
фестиваль «Мир красоты» по
парикмахерскому искусству,
Проведение указанных мероприятий вносит весомый вклад в подготовку кадров для сферы бытовых услуг, обеспечивает высокий уровень качества и безопасности данных услуг.
Малый бизнес в
сфере бытовых услуг в Санкт-
Бытовое обслуживание населения - одна из важнейших сфер городского хозяйства Санкт-Петербурга - в течение последних лет демонстрирует стабильный рост объемов реализации услуг.
По данным КЭРППиТ на потребительском рынке города работает более 7,7 тысяч предприятий бытового обслуживания (с учетом бань).
Сегодня каждое второе предприятие малого бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
В целом итоги за 2008 год характеризуются высокими темпами роста оборота, увеличением сети и качественным улучшением ее структуры, несмотря на тенденцию снижения всех показателей, начиная с октября, в связи с кризисом.
За год населением приобретено бытовых услуг на 14,9 млрд. руб., что на 13,9 % больше 2007 года. Сеть потребительского рынка увеличилась на 642 предприятия бытового обслуживания, в том числе банного хозяйства на 37.
Рынок бытовых
услуг действительно
Бытовое обслуживание, в основном, представлено организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90 %, причем на долю физических лиц приходится 29 % всего объема бытовых услуг. Всего предоставляется 600 различных видов услуг бытового характера.
В целом показатели обеспеченности бытовыми услугами, в соответствии с нормативами, указывают на стабильный рост сети, однако если рассматривать обеспеченность по видам услуг и обеспеченность этими видами по каждому району, то можно констатировать, что не все так успешно, как представляется на первый взгляд.
Анализируя
развитие бытовых услуг, имеющих
социальную направленность, или услуги
повседневного спроса (ремонт обуви,
ремонт и пошив одежды, ремонт металлоизделий,
ремонт бытовой техники и
Недостаточная информированность горожан о сфере бытовых услуг вынуждает население обращаться к частному нелегальному бизнесу.
Анализ отдельных видов бытовых услуг позволяет разделить их на три основные группы:
- услуги, где
наблюдается устойчивое
- услуги, где
существуют перспективы для
экономического роста при
- услуги, темпы,
развития которых невысоки, несмотря
на существующий спрос
3.2.
Возможности и перспективы
Федеральная концепция основных направлений развития бытового обслуживания в Российской Федерации
Настоящая Федеральная
Концепция основных направлений
развития бытового обслуживания в Российской
Федерации определяет политику, приоритеты,
цели и задачи развития сферы бытовых
услуг на долгосрочный, до 2025 года, период.
Концепция рассматривает
Снижение рентабельности
предпринимательской
Отсутствие
государственной политики и актуального
федерального законодательства, направленного
на регулирование деятельности в
сфере бытового обслуживания населения
на современном этапе развития экономики,
привело к тому, что субъекты Российской
Федерации формируют