Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг……………………………………..4-6
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………18
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики (рассматриваемой проблемы) в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п………………………………………………………………………………………………..19-25
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования на федеральном и на региональном уровне……………………………………………………...26-29
Заключение………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая3.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

В целях оптимизации  требований к обслуживанию социально  незащищенных категорий населения, под руководством Департамента Институтом региональных экономических исследований разработан стандарт «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы  к услугам. Общие требования.»  ГОСТ Р 52492-2005. Значение этого стандарта - в четком определении понятий «бытовая услуга, «социально значимая бытовая услуга», «малообеспеченные категории населения», и др., а так же  разработке нормативов оказания бытовых услуг этим категориям населения. Это дает возможность префектурам, управам районов, органам социальной защиты планировать затраты на оказание бытовых услуг малообеспеченным гражданам.

Большой вклад  в обеспечение социальной направленности бытовых услуг инициируется самими предприятиями бытового обслуживания.

Так, например пенсионеры по возрасту обслуживаются в банях  со скидкой от 30 % до 50 % по инициативе предпринимателей, в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли.

По другим видам  социально-значимых бытовых услуг, также в порядке благотворительности, за счет собственной прибыли, практикуется льготное обслуживание малообеспеченных граждан со скидкой от 5 % до 20 %.

Одной из новых  форм социальной поддержки населения  в сфере бытовых услуг является предоставление скидок на оказываемые  услуги в размере 5 % - 10 % держателям социальной карты москвича. Скидки предоставляются также в порядке  благотворительности, за счет средств предприятий.

Ежегодно более 3,0 тыс. предприятий бытового обслуживания, из которых 1192 - аккредитованные социальные предприятия, оказывают услуги по льготным ценам более 400 тыс. человек, включая  обслуживание по социальной карте москвича (234 предприятия и 357 приемных пунктов). Одновременно с этим многие предприятия принимают активное участие в благотворительных акциях, приуроченных к различным государственным и городским праздникам (День пожилого человека. День защитника

отечества, День победы и др.), предоставляя скидки на услуги за счет собственных средств.

Для предприятий  бытового обслуживания актуальной остается проблема подготовки и повышения  квалификации кадров.

В настоящее  время ведется  работа по организации  обучения рабочих кадров с использованием накопленного опыта ведущих мастеров и предпринимателей сферы бытовых  услуг, освоивших передовые технологии и достигнувших в своей профессии  международного признания, а также  с привлечением отраслевого научного потенциала.

Ассоциация  Русских Уборочных Компаний на базе ГО СПУ «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента № 23» организовала обучение по специальности «Оператор уборочных машин» для клининговых компаний.

Данной ассоциацией  и ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями открыт в Москве Международный учебный центр по клинингу по подготовке технического персонала и менеджеров для данной сферы деятельности с пропускной способность от 50 до 400 человек в месяц.

По инициативе Союза парикмахеров и косметологов России, благодаря которому Москва и Россия признана мировым лидером  в парикмахерском искусстве, а подготовленная ими сборная команда России в 2006 году завоевала титул абсолютных чемпионов Мира в парикмахерском искусстве, на постоянной основе проводятся:

- бесплатные  семинары по повышению квалификации  мастеров производственного обучения  и преподавателей образовательных  учреждений, готовящих кадры для  сферы парикмахерских услуг с  участием ведущих профессионалов  парикмахерского дела;

- профессиональные  конкурсы по международным стандартам  среди учащихся образовательных  учреждений, готовящих кадры для  сферы парикмахерских услуг, в  рамках Чемпионатов Москвы и  России по парикмахерскому искусству,  декоративной косметике и маникюру  на бесплатной основе.

В 2008-2009 годах  в рамках Чемпионатов Москвы по парикмахерскому  искусству, декоративной косметике  и маникюру организованы и проведены  Молодежные чемпионаты Москвы по парикмахерскому  искусству. В указанных чемпионатах  приняли участие свыше 70 студентов  из государственных профессиональных колледжей.

В рамках межправительственного  соглашения о сотрудничестве между  Москвой и Берлином Департаментом  на постоянной основе осуществляется работа по обмену учащимися колледжей из Москвы и Берлина, получающими профессии: «парикмахер», «фотограф», «мастер по клинингу».

В целях повышения  профессионального уровня работающих мастеров при поддержке Департамента ежегодно проводятся отраслевые выставки, конкурсы и чемпионаты международного и городского уровня:

- городской  конкурс «Московские мастера»;

- международная  выставка «Индустрия чистоты»  и «Химчистка и прачечная»;

- городская  инновационная выставка-ярмарка  «Мультисервис - ХХ1 век» и в ее рамках конкурс «На Кубок Мэра Москвы в области дизайна одежды»;

- международная  выставка для профессионалов  индустрии красоты «К0SМЕТIК ЕХРО»;

- международная  выставка для профессионалов  ногтевой индустрии «NAILEXPO»;

- чемпионат  Москвы по парикмахерскому искусству,  декоративной косметике и маникюру;

- международный  фестиваль «Мир красоты» по  парикмахерскому искусству, декоративной  косметике и маникюру.

Проведение  указанных мероприятий вносит весомый  вклад в подготовку кадров для  сферы бытовых услуг, обеспечивает высокий уровень качества и безопасности данных услуг.

Малый бизнес в  сфере бытовых услуг в Санкт-Петербурге

Бытовое обслуживание  населения  -   одна   из   важнейших   сфер городского  хозяйства  Санкт-Петербурга - в  течение последних  лет демонстрирует стабильный рост объемов реализации услуг.

По данным КЭРППиТ на потребительском рынке города работает более 7,7 тысяч предприятий бытового обслуживания (с учетом бань).

Сегодня каждое второе предприятие малого бизнеса  осуществляет свою деятельность в сфере  торговли, общественного питания  или бытового обслуживания.

В целом итоги  за 2008 год характеризуются высокими темпами роста оборота, увеличением  сети и качественным улучшением ее структуры, несмотря на тенденцию снижения всех показателей, начиная с октября, в связи с кризисом.

За год населением приобретено бытовых услуг на 14,9 млрд. руб., что на 13,9 % больше 2007 года. Сеть потребительского рынка увеличилась  на 642 предприятия бытового обслуживания, в том числе банного хозяйства  на 37.

Рынок бытовых  услуг действительно расширяется, но рост сети и рабочих мест  идет в основном за счет интенсивного развития парикмахерских услуг и услуг  автосервиса,  доля которых, в общем,  количестве объектов, составляет по  парикмахерским услугам – 29 %, по автосервису -13 %. Развитие услуг химической чистки и стирки  идет за счет организации  приемных пунктов. Отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения химчисток и  прачечных сдерживает развитие этих услуг. А эти услуги востребованы населением,  особенно в тех районах города, где сохраняются коммунальные квартиры и отсутствуют ванные и централизованное горячее водоснабжение (Петроградский, Василеостровский, Центральный, Адмиралтейский).

Бытовое обслуживание, в основном, представлено организациями  малого бизнеса, удельный вес которых  составляет более 90 %, причем на долю физических лиц приходится 29 % всего объема бытовых  услуг. Всего предоставляется 600 различных  видов услуг бытового характера.

В целом показатели обеспеченности бытовыми услугами, в  соответствии с  нормативами, указывают  на стабильный рост сети, однако если рассматривать  обеспеченность  по видам услуг  и обеспеченность этими видами по каждому району, то можно констатировать, что не все так успешно, как  представляется на первый взгляд.

Анализируя  развитие бытовых услуг, имеющих  социальную направленность, или  услуги повседневного спроса (ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт металлоизделий, ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуги химчисток и прачечных, ремонт часов), необходимо отметить, что  их развитие не обеспечивает потребности  населения, и не способствует развитию конкурентной среды. В связи с  чем, цены на указанные услуги высоки и затрудняют возможность их получения  населением со средним и ниже среднего уровнем доходов, а для малообеспеченных граждан они практически  недоступны. Кроме того, завышенные цены  стимулируют  работу предприятий  в секторе  теневой экономики, что особенно свойственно таким видам услуг, как парикмахерские, ремонт и техническое  обслуживание бытовых машин и  приборов, пошив и ремонт  швейных  изделий, ремонт мебели. Это явление  снижает качество оказания услуг, не  дает потребителям никаких гарантий, а иногда создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и  имуществу граждан.

Недостаточная  информированность горожан о  сфере бытовых услуг вынуждает  население обращаться к частному нелегальному бизнесу.

Анализ отдельных видов  бытовых  услуг позволяет разделить их на  три основные группы:

- услуги, где  наблюдается устойчивое развитие  и существует высокий спрос  населения (услуги парикмахерских, фото - услуги, автосервиса и др.);

- услуги, где  существуют перспективы для   экономического роста при создании  соответствующих благоприятных  условий (ремонт  бытовой  техники,  услуги прачечных, услуги химчисток  и др.).  В Санкт-Петербурге  большим спросом пользуются прачечные  самообслуживания, но из-за  отсутствия  соответствующих помещений и   в связи с высокими требованиями,  предъявляемыми к устройству и содержанию прачечных,  открыто всего 15,  и расположены они в  студенческих общежитиях. 

- услуги, темпы,  развития  которых невысоки, несмотря  на существующий спрос населения  (ремонт мебели, ремонт часов,  ремонт обуви, ремонт и пошив  одежды, ремонт ювелирных изделий  и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Возможности и перспективы совершенствования  государственного регулирования  на федеральном и на региональном  уровне.

 

Федеральная концепция основных направлений  развития бытового обслуживания в Российской Федерации

Настоящая Федеральная  Концепция основных направлений  развития бытового обслуживания в Российской Федерации определяет политику, приоритеты, цели и задачи развития сферы бытовых  услуг на долгосрочный, до 2025 года, период. Концепция рассматривает вопросы  государственного регулирования только одного из секторов потребительского рынка - сферу бытового обслуживания населения.

Снижение рентабельности предпринимательской деятельности  сферы обслуживания на фоне  повышения цен  на материалы, оборудование и запасные части, рост тарифов энергоресурсов и коммунальных услуг, дефицит квалифицированных кадров - в своей совокупности принуждают предприятия бытовых услуг повышать стоимость предоставляемых услуг, что снижает их привлекательность  для всех категорий потребителей. Уменьшение прибыли непосредственно отражается на объемах оборотных средств. Хозяйствующие субъекты бытового обслуживания  отказываются от модернизации производства,  сворачивают долговременные инновационные проекты. Отмечается стремление части хозяйствующих субъектов к перепрофилированию на более прибыльные и экономически привлекательные виды деятельности или прекращению предпринимательской деятельности, что,  в свою очередь,  осложняет ситуацию на рынке труда. Падение престижа труда в сфере бытового обслуживания, на фоне невысоких размеров заработной платы, увеличивает отток квалифицированных кадров в другие отрасли экономики.

Отсутствие  государственной политики и актуального  федерального законодательства, направленного  на регулирование деятельности в  сфере бытового обслуживания населения  на современном этапе развития экономики, привело к тому, что субъекты Российской Федерации формируют собственные  нормативно-правовые базы, существенно  различающиеся друг от друга при  решении одних и тех же задач. Условия комфортности проживания населения  в одних регионах противопоставляются  условиям в других, и, как закономерный результат, ведет к возникновению  неравенства и  усилению социальной напряженности. В сфере бытового обслуживания населения увеличиваются  различия в качестве и объемах оказываемых бытовых услуг, как на уровне субъектов Федерации, так и внутри, на уровне муниципальных образований. Региональное законодательство не решает должным образом  вопросы перспективного планирования и прогнозирования,  стратегического развития видов и форм оказания бытовых услуг. В данной ситуации, региональное законодательство ориентировано на реализацию  краткосрочных или среднесрочных планов по обслуживанию населения. При таких обстоятельствах сфера бытового обслуживания населения рассматривается региональными властями как «второстепенное» и поддерживается по «остаточному» принципу. В свою очередь, предприниматели, осуществляющие деятельность в форме предоставления бытовых услуг, не могут рассчитывать на перспективное и стабильное  развитие  собственного бизнеса.

Информация о работе Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике