Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг……………………………………..4-6
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………18
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики (рассматриваемой проблемы) в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п………………………………………………………………………………………………..19-25
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования на федеральном и на региональном уровне……………………………………………………...26-29
Заключение………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая3.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

В результате, внутри региональных предприятий бытового обслуживания наблюдается растущая тенденция деления профильных предприятий  на две группы, критерием которого является  место их нахождения. В крупных городах, где покупательная способность потребителей гораздо выше и имеется устойчивый спрос на бытовые услуги, отмечается относительно стабильная ситуация. Одновременно, вне крупных городов, количество хозяйствующих субъектов сферы бытового обслуживания сокращается. Это способствует установлению монопольно - высоких цен  и создает дефицит на социально значимые услуги повседневной необходимости.

Этот процесс  особенно отчетливо просматривается  при анализе ситуации в малых  городах России и в сельской местности, где предприятиями бытовых услуг  сокращено обслуживание населения более чем на 80% по сравнению с концом 80-х годов XX века.* Попытки бизнеса разрешить комплекс проблем самостоятельно, без участия государства, как правило, заканчиваются сворачиванием проектов из-за низкой рентабельности деятельности, сверхвысоких накладных расходов и отсутствия современного законодательства.

Цели, задачи и этапы реализации Концепции.

Целью Концепции  является определение государственной  политики, роли  и способов государственного управления в сфере бытового обслуживания населения на основе перспективного стратегического планирования для создания правовых, организационных и экономических условий, направленных на формирование  целостной системы бытового обслуживания Российской Федерации в целях достижения современного уровня качества жизни, как индикатора деятельности государственных структур.

Формирование  условий для обеспечения на государственном  уровне экономических условий комфортности проживания семьи, как ячейки общества, требует комплексного подхода при  формировании системы бюджетов, непосредственно  связанных с потреблением семьи, который должен соответствовать  потребительским запросам человека (семьи) и реальным возможностям экономики. Государство должно гарантировать  наличие и доступность пакета повседневных социально значимых бытовых  услуг.

Семейные бюджеты  выступают в качестве неких индикаторов, ориентирующих общество и экономику  на дальнейшее развитие сферы бытового обслуживания на необходимом и достаточном уровне, чтобы иметь возможность обеспечения удовлетворения запросов потребителей в услугах, в том числе и бытовых.

Программа реализации Концепции должна основываться на принципах  равноправия отношений участников, системности организационных решений  и комплексного подхода при их реализации, разграничения полномочий и ответственности между федеральными, региональными органами государственного регулирования и органами местного самоуправления, при формировании института  общественного контроля  исполнения принятых решений. 

Основными целями государственной политики Российской Федерации в сфере бытового обслуживания являются:

-   Формирование правовых, экономических и организационных условий для позитивного развития субъектов сферы бытового обслуживания в целях достижения показателей и нормативов федеральных государственных стандартов комфортности проживания, обеспеченности и доступности услуг;

-    Определение основных направлений развития сферы бытового обслуживания путем перспективного прогнозирования и стратегического планирования,  внедрения понятных механизмов государственного регулирования, направленных на достижение запланированных нормативов качества жизни;

-      Определение роли государственного управления в сфере бытового обслуживания и формирование  механизмов равноправного взаимодействия государственных органов управления, органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами сферы бытового обслуживания;

Для достижения намеченных целей требуется решение следующих задач:

-  Осуществить актуализацию федеральной законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в сфере бытового обслуживания;

-  Разработать федеральный государственный стандарт гарантированной минимальной обеспеченности и доступности социально значимых услуг в интересах социально незащищенных категорий потребителей;

-   Разработать механизм нормативно-правового обеспечения в целях формирования и использования средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, направляемых на компенсацию  (оплату) предоставленных социально значимых бытовых услуг льготным категориям граждан;

- Разграничить  уровни полномочий и ответственности  между федеральными, региональными  и муниципальными органами государственного  управления;

-  Решить вопросов профессиональной подготовки и переподготовки профильных кадров. Разработка обновленных профессиональных стандартов. Реализация мероприятий, направленных на повышение престижа труда в сфере бытового обслуживания;

- Разработать  нормативно-правовой базы, позволяющей  использовать потенциал федеральных,  региональных и муниципальных  органов управления в целях  поддержки и развития инфраструктуры  сферы бытового обслуживания, в  том числе, путем долгосрочной  аренды объектов недвижимости;

-  Сформировать механизм вертикальных и горизонтальных хозяйственно-экономических связей, включая межведомственные и межрегиональные  связи;

-  Разработать механизмы государственной поддержки инновационных проектов в сфере бытового обслуживания, методик внедрения новых видов и форм услуг;

-   Разработать федеральный государственный стандарт комфортности проживания;

- Разработать  механизм поддержки социального  партнерства между хозяйствующими  субъектами сферы бытового обслуживания,  региональными органами государственного управления и местного самоуправления в целях реализации социально значимых проектов и программ. 

 

 

Заключение.

 

Анализ современного состояния рынка бытовых услуг  показал резко возросшую роль отрасли в жизни общества. Уровень  развития сферы сервиса, и в частности, бытового обслуживания, оказывает значительное влияние на социальную и экономическую  ситуацию в нашей стране. Социальная значимость бытового обслуживания, его  потенциальные возможности и  ненасыщенный рынок, гибкость и выживаемость в сложных условиях, резерв рабочих  мест и доходность – далеко не полный перечень положительных свойств, на основании которых органы власти должны обратить особое внимание на развитие этого рынка услуг. Локальность  рынка, отсутствие необходимости крупных  капитальных вложений, прямое влияние  на качество жизни населения подведомственной территории определяет особый интерес  к нему со стороны органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Катырин С.Н. Работа торгово-промышленной палаты России по поддержке малого бизнеса.//Предприниматель, № 3-4.
  2. Кушлин В. Становление "сервисной" экономики. // Проблемы теории и практики управления, № 1.
  3. Статистика рынка товаров и услуг. / Под ред. Беляевского И.К.
  4. Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. – М.,
  5. Экономика сферы платных услуг. /Под ред. Е.Н. Жильцова.
  6. Гавра Д. Принципы и подходы к формированию стратегии социального развития муниципальных образований. В сб.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы / под ред. М.Б. Горного. - СПб.
  7. Левин А. И. Прогнозирование спроса населения. - М.: Экономика
  8. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития. / В.Н. Лазарев, Н.Г. Полякова, П.А. Юдин, Л.М. Эррера



Информация о работе Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике