Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:08, реферат

Описание работы

Бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Бытовые услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность и классификация бытовых услуг……………………………………..4-6
1.2 Зарубежный опыт государственного регулирования бытовых услуг…………………….7-9
Глава 2. Анализ текущего состояния рынка бытовых услуг населению в национальной экономике…………………………………………………………………………………………..10
2.1 Нормативно – правовая база, регулирующая рынок бытовых услуг…………………...10-13
2.2 Органы государственной власти, регулирующие рынок бытовых услуг………………14-17
2.3 Анализ структуры и динамики регулирования рынка бытовых услуг в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………18
Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве…………….19
3.1. Анализ уровня и динамики (рассматриваемой проблемы) в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п………………………………………………………………………………………………..19-25
3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования на федеральном и на региональном уровне……………………………………………………...26-29
Заключение………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая3.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

По мере ликвидации Министерства бытового обслуживания населения, выступающего ранее в роли головного центра по вопросам организации и управления на предприятиях отрасли, а также  утраты бюджетных источников финансирования научные, информационные, методические отраслевые центры либо распались, либо переориентировались на доходные виды деятельности. Развитая отраслевая инфраструктура оказалась подорванной.

Сегодня государство занимается преимущественно  вопросами развития и совершенствования системы  стандартизации в сфере  услуг  с учетом изменяющихся социально-экономических  условий с целью обеспечения  безопасности жизни и здоровья потребителей, предотвращения причинения вреда их имуществу и охраны окружающей среды.

Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально-значимый сектор экономики, который нуждается в регулировании  со стороны государства.

Государственное регулирование  сферы бытового обслуживания населения  должно осуществляться путем качественного  взаимодействия федеральных, региональных структур и органов местного самоуправления.         

Важным аспектом сектора  бытового обслуживания населения является его способность в большей  степени смягчать проблему безработицы  и в целом обеспечивать занятость  населения. Подобные предприятия могут  укомплектовываться женщинами, пенсионерами, инвалидами, лицами, не имеющими возможности  трудиться полный рабочий день, т.е. теми категориями населения, которым  непросто найти работу в рыночных условиях.

Сложность в обеспечении  стабильности производства и невозможность  согласования спроса и предложения  требуют поиска новых форм организации  в этой сфере, среди которых заслуживают  внимания такие формирования, как  цепные системы, франчайзинг и холдинги.

Бытовое обслуживание имеет  важное значение для поддержания и повышения жизненного уровня населения.

В связи с тем, что  услуги – это большое количество разнообразных видов деятельности, необходимо определиться с наиболее рациональными уровнями управления для каждого вида и методами, используемыми  на каждом уровне.

Структура управления развитием  рынка бытового обслуживания  представляет собой сложную,  систему воздействия  на объект (в нашем случае – рынок  бытовых услуг) через управляющие  решения с получаемым на выходе сложно прогнозируемым социально-экономическим  эффектом.  Жесткая оптимизация  работы такой системы в принципе невозможна из-за большого количества факторов влияния. В тоже время, введение в систему постоянно работающей обратной связи  по типу " управляющее  действие   –   социально-экономический  результат – корректирующее   действие" позволит приблизиться к  оптимальности воздействия. Такая  обратная связь  в рассматриваемом  аспекте достигается с помощью  мониторинга рынка по тому или  иному вопросу.

Сложность управления системой усугубляется еще и тем, что возможности  принятия тех или иных управляющих  решений и применяемых методов  воздействия в значительной степени  зависят от уровня властной структуры. Такие ограничения в использовании  механизмов управления значительно  снижают эффективность обратной связи.

 

 

 

 

 

В систему методов и рычагов  регулирования развития сферы бытовых  услуг могут быть включены следующие:

1)           в области налогообложения

-         общее снижение числа местных  налогов и ставок по ним;

-         установление прямых налоговых  льгот в части местных налогов,  целевых платежей и сборов  для предприятий;

2)      в области  административно-экономического управления:

-         установление льгот по арендной  плате и коммунальным платежам;

-         продажа помещений по льготным  ценам;

-         прямое финансирование из муниципального  бюджета;

-         условиями, на которых предприятиям  будут предоставляться льготы;

3)      в области  административно-законодательного  регулирования:

-         лицензирование деятельности;

-         создание муниципальных лизинговых  компаний;

4)      в области  коммерческого расчета:

-         создание муниципальных предприятий  и муниципальных рабочих мест  создание предприятий на основе  смешанных форм собственности;

-        установление территориального заказа на оказание услуг социально-незащищенным слоям населения.

Каждый вид  услуг, в  том числе и бытовые, входящие в сферу услуг, могут быть охарактеризованы с точки зрения управляемости  по следующим взаимосвязанным показателям: метод управления и  уровень управления. 

 Методы, которые могут быть  применены органами государственного  управления для регулирования  того или иного вида услуг  можно объединить в шесть блоков:

1)     Законодательное  регулирование производства и  потребления услуг, трудовых отношений.

2)     Налоговое  регулирование  (налоги, льготы).

3)     Производство  услуг, являющихся общественными  благами, через создание государственных  или муниципальных предприятий,  акционерных обществ с долей  государственного капитала.

4)      Субсидирование  производителей (полное или частичное)  или косвенная поддержка производителей.

5)     Субсидирование  потребителей бытовых услуг  .

6)     Организация  процесса контроля и оперативного  регулирования процесса оказания  услуг.

Применение того или  иного метода регулирования или  их сочетания в значительной мере зависит от второго показателя управляемости  услуги – уровня управления (федеральный, республиканский, местный, муниципальный) и формируется на основании 4 предпосылок, указанных выше.

Таким образом, поле возможных вариантов  регулирования представляет собой  множество сочетаний из 6 возможных  блоков методов, применяемых на 4 уровнях. Возможно использование   одновременно нескольких вариантов методов регулирования  для одного и того же вида услуг. 

 Можно сказать, что на уровне муниципального образования имеется значительное количество методов управления и высока оперативность обратной связи по результатам управляющих воздействий. Кроме того, органы местного самоуправления заинтересованы в развитии доходных направлений социально-значимых услуг.

Из комплекса основных видов  услуг в современных условиях в первую очередь необходимо уделять  внимание социально важным видам. Причем особенно важно обратить внимание на возможность получения доходов  от их развития. Одним из таких видов  является сфера бытового обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ структуры и динамики рынка бытовых услуг

  Бытовые услуги занимают  важное место среди расходов  населения и в составе платных  услуг занимают значительный  удельный вес.

По данным Общероссийского классификатора «Услуги населению» (ОКУН), который  является составной частью Единой системы  классификации и кодирования  технико-экономической информации (ЕСККТЭИ), введенной в 1993 году, бытовые  услуги включаются в общий перечень платных услуг, оказываемых в  России.

Укажем, что объем и структура  бытовых услуг, их величина на душу населения являются обобщающими  показателями жизненного уровня населения  и экономического развития. Чем выше уровень экономического развития, тем  выше доля услуг в объеме реализуемых  товаров и услуг в валовом  внутреннем продукте.

Анализ структуры рынка бытовых  услуг в Российской Федерации  проводится по следующим основным направлениям:

- по видам собственности и  производящих их предприятий;

- по видам услуг;

- по регионам, с выделением городского  и сельского населения и другим  признакам.

Показатель объема бытовых услуг  в статистических сборниках сформирован  на основании данных форм федерального государственного статистического  наблюдения и экспертной оценки скрытой  и неформальной деятельности на рынке  услуг по утвержденной методике.

Бытовое обслуживание населения характеризуется  данными о сети организаций бытового обслуживания населения, общем объеме бытовых услуг, которые включают себя: ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, ремонт и техобслуживание транспортных средств, машин и оборудования, ремонт и изготовление мебели, химическую чистку, услуги прачечных, ремонт и  строительство жилья, услуги фотографий, услуги бань и душевых, парикмахерских и др. Приведены данные о единовременных статистических наблюдениях за деятельностью организаций, оказывающих услуги по прокату, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Следует отметить, что бытовое обслуживание первым из всех отраслей сферы услуг  начало выход из кризисного состояния, в котором отрасль, как и экономика  в целом, оказалась в начале 90-х  годов. Если в целом про платным  услугам рост физического объема начался с 1997 года, то по бытовым  — стабильный ежегодный рост начался с 1995 года .

Рынок платных услуг населению расширяется из года в год на 298%.

Лидирующее  положение на российском рынке бытовых  услуг занимает Москва.

 

Глава3. Стратегия решения рассматриваемой проблемы в народном хозяйстве.

 

3.1. Анализ уровня и динамики бытовых услуг в национальном хозяйстве; сравнение их с аналогичными процессами в других странах, в региональном разрезе и т.п.

Лидирующее  положение на российском рынке бытовых  услуг занимает Москва. На столичный  рынок приходится пятая часть  всего объема бытовых услуг на российском рынке. По отдельным сегментам  рынка бытовых услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая  часть, в сегментах услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также ритуальных услуг, доля столицы составляет 40 % от общероссийского  объема потребления, в сегменте услуг  химической чистки и крашения – 44 %, в сегменте прачечных – 47 %.

В настоящее  время сфера бытовых услуг  Москвы составляет более 10,0 тыс. предприятий  с количеством рабочих мест - более 75,0 тыс.

То, что Москва имеет лучшие показатели, в первую очередь, связано с последовательной политикой московских властей, направленной на поддержку  сферы бытовых услуг.

Сегодня одной  из приоритетных задач Городской  целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы является задача «опережающего развития сети предприятий бытового обслуживания».

И задача эта  успешно выполняется. Так в течение 2007-2008 открыто 2724 объекта.

Вновь открываемые  предприятия, как правило, оснащены современным технологическим оборудованием, которое позволяет использовать эффективные высокотехнологичные  процессы и материалы при выполнении заказов на бытовые услуги.

Современные, технически оснащенные предприятия бытового обслуживания, использующие высококвалифицированные  кадры, способствуют созданию в Москве комфортных условий для проживания москвичей и гостей столицы.

В январе 2009 года Правительство Москвы приняло Постановление N 25-ПП "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере  потребительского рынка и услуг  в городе Москве".

Данным документом определены приоритетные задачи дальнейшего  развития потребительского рынка и  услуг города в режиме шаговой (пешеходной) доступности, среди которых - достижение расчетных показателей обеспеченности сетью предприятий розничной  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания; ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания, в том числе комплексных предприятий  типа "мультисервис"; создание условий для комплексного приобретения товаров и предоставления услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне города; совершенствование форм и методов обслуживания маломобильных категорий инвалидов, особенно инвалидов-колясочников и лиц с нарушением зрения; комплексное приспособление предприятий потребительского рынка и услуг для нужд инвалидов и других маломобильных групп граждан, в том числе с созданием мест для хранения детских колясок; предоставление городских льгот и гарантий для субъектов малого и среднего предпринимательства на предприятиях шаговой (пешеходной) доступности и т.д. Органам исполнительной власти и префектурам административных округов города даны поручения по организации исполнения указанных задач.

Продолжается  работа по открытию предприятий бытового обслуживания в торговых центрах, магазинах. В настоящее время в Москве в крупных магазинах работают более 300 предприятий бытового обслуживания, в том числе более 40 химчисток-прачечных.

С целью обеспечения  доступности бытовых услуг для  молодежи в рамках Городской целевой  программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы было открыто более 40 прачечных  самообслуживания работают более чем  в 35 общежитиях московских ВУЗов,в т.ч. в МГУ им. Ломоносова, РХТУ им.Менделеева, РГГУ, МГУС, МИФИ, МАТИ и др.).

В здании Университета им. М.В.Ломоносова организовано комплексное  предприятие бытового обслуживания «Дом быта «Университетский», оказывающее  более 20 видов услуг, пользующихся спросом  студентов и преподавательского коллектива

Городской целевой  программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы не только поставлены задачи, но и намечены системные меры поддержки  отрасли, которые обеспечат стимулы, побуждающие развивать сферу  сервиса.

Сегодня значительная часть предприятий бытового обслуживания работают на высоком, европейском уровне. Вместе с тем, опросы населения говорят  о необходимости повышения качества услуг, обеспечения соотношения  «цена-качество».

В целях повышения  уровня обслуживания населения, обеспечения  населения достоверной информацией  о качестве услуг, в Москве внедрена Региональная система добровольной сертификации бытовых услуг и  систем качества в сфере оказания бытовых услуг.

Организациям  бытового обслуживания, прошедшим процедуру  добровольной сертификации, присваивается  знак соответствия, который является визуальным средством информирования потребителей о высоком качестве предоставляемых услуг.

К настоящему времени  добровольную сертификацию прошли 383 предприятия  бытового обслуживания.

Одна из задач  развития бытового обслуживания - обеспечение  социальной направленности бытовых  услуг. С этой целью ведется постоянная работа по развитию и совершенствованию  системы льготного обслуживания на предприятиях сферы бытовых услуг. Для упорядочения работы по организации льготного обслуживания в 2005 году внедрена система аккредитации предприятий бытового обслуживания. К настоящему времени аккредитованы 1192 социальных предприятия, предоставляющих льготным категориям граждан скидки от 15 % до 20 %;

Льготное обслуживание в банях регламентируется распоряжением  Мэра Москвы от 10.07.1997 № 551-РМ «О предоставлении льгот по оплате услуг бань отдельным  категориям граждан», согласно которому инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи, граждане, получивши увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС имеют право на еженедельное бесплатно посещение бань. Ветеранам труда; инвалидам независимо от группы инвалидности; семьям опекунов, имеющим на воспитании несовершеннолетних детей, еженедельно предоставляется 50 % скидка.

Информация о работе Понятие, сущность и теоретические основы государственного регулирования рынка бытовых услуг населению в национальной экономике