Порядок наложения административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития российского законодательства существует проблема оснований и казуальности российского законодательства, регулирующего административное наказание.
Объектом исследования являются правоотношения, регулируемые и охраняемые административным правом.
Предметом курсовой работы является административное наказание, как элемент административной ответственности.
Цель курсовой работы: изучить особенности и виды административных наказаний.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие административного наказания и его виды;
2. изучить цели административного наказания;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и цели административных наказаний 5
Глава 2. Классификации административных наказаний 8
2.1 Основания классификации административных наказаний. 8
2.2 Система административных наказаний. 11
Глава 3. Порядок наложения административных наказаний. 17
3.1 Общие правила наложения административных наказаний. 17
3.2 Особенности наложения отдельных видов административных наказаний. 21
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

адми наказ.docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

В узком смысле – относительно самостоятельная и устойчивая в  структуре административного принуждения  упорядоченная по критерию сравнительной  суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь  которых обусловлена единством  функционального назначения административного  наказания в административно-наказательной  политике государства.

Действующий КоАП РФ, как, впрочем, и предыдущий, не содержит нормы, определяющей понятие системы административных наказаний, нет и специальной  нормы, которая излагала бы принципы построения системы таких наказаний. Как справедливо замечает А.С. Дугенец, "с течением времени по мере развития общественных отношений значительно  изменилась... система административных наказаний"; при этом "следует  вести разговор о ее... несовершенстве" ввиду отсутствия определенной государственной  позиции по вопросам применения административных наказаний. Отсутствие по данной проблеме именно четкого государственно-властного  решения является, пожалуй, существенным недостатком, выражающимся в неопределенности и непоследовательности всей административно-наказательной  политики России. Исходя из этих же соображений  в правовой литературе отмечается, что "в административной практике... наблюдались периоды ее активизации  и спада": чрезмерное ужесточение  принимаемых мер вело к общественному  возмущению, реакция на которое выражалась в неоправданном смягчении таких  мер и тем самым в попустительстве. Все это не способствовало снижению административной деликтности, меры административной ответственности периодически пересматривались. Однако вопрос об адекватных средствах  наказательного воздействия так  и оставался нерешенным, поскольку  государство еще не выработало целостной  и комплексной картины административных наказаний. Эта проблема концептуально  не рассматривалась также и наукой административного права по причине, как представляется, существования  традиционных научных подходов к  ним в доктрине уголовного права, хотя справедливости ради отметим, что  попытки ее решения все-таки предпринимались  отдельными административистами. Например, И.И. Веремеенко анализировал понятие  и признаки системы административно-правовых санкций. Однако использование результатов  таких изысканий не может быть полным, поскольку понятия "административно-правовая санкция" и "административное взыскание" не тождественны, на что обращал  внимание и сам автор исследования.

В соответствии с теми требованиями, которым должна отвечать любая семантическая  категория права, система административных наказаний в своем философско-правовом широком понимании представляется как внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных  видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного  наказания в социальной среде.

Из данного определения  с очевидностью вытекают все основные и характерные признаки, которым  должна отвечать дефиниция, раскрывающая данное образование собственно как "систему административных наказаний".

Первый признак – общий  и выражает логику системообразующих  связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Виды административных наказаний  как элементы системы административных наказаний объединены и тем самым  находятся в объективно соединенном  состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют  субстанциональные особенности  их свойств и связей. Перечисленные  в КоАП РФ виды административных наказаний  имеют много общих черт, например единый порядок наложения, одни и  те же цели применения, наконец, все  они являются мерами административной ответственности и устанавливаются  государством.

Второй признак – структурно-иерархическое  единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй – определенно автономный – уровень системы. Первый же уровень  указанной системы наполняется  категорией административного наказания  его собирательном (совокупном) смысле, формулируемым исходя из "сложения" признаков каждого формального  вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической  упорядоченности ее элементов (видов  административных наказаний), определяющей функциональные зависимости и взаимодействие данных элементов. Административные наказания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного  правонарушения. В данной связи подчеркнем, что ни система в целом, ни один из составляющих ее элементов не могут  определяться иным путем, вне административно-деликтного регулирования. Сама же система административных наказаний построена посредством  расположения различных видов таких  наказаний в определенном сравнительном  порядке."Подобно тому, как это  сделано в уголовном и трудовом праве, – пишет Д.Н. Бахрах, – в  КоАП перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых  к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая будет учитываться  и законодательными органами субъектов  РФ, и многочисленными органами, которые будут налагать такие  санкции".

Третий признак – относительная  самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительной  самостоятельной категории, обусловливающей  сравнительную автономность своего функционирования, степень которой  определяет уровень данной системы. В то же время сама по себе система  административных наказаний не имеет  прямого действия, и при рассмотрении конкретного дела и применении административного  наказания административно-юрисдикционный орган руководствуется санкциями  статей Особенной части КоАП РФ, избирая вид административного  наказания, содержащийся в этой санкции.

Административные наказания, перечисленные в КоАП РФ, являются мерами административной ответственности, им присущи специфические закономерности функционирования и каждый их вид  имеет свои особенности, которые  образуют присущую ему (и только ему) индивидуальность. Это в большей  степени подтверждает факт взаимосвязи  и взаимообусловленности системы  административных наказаний с отдельными видами административных наказаний, выраженных в санкции закона.

Четвертый признак – относительная  устойчивость. Система административных наказаний – относительно устойчивая правовая категория, в пределах которой  допустимы изменения свойств  ее элементов – видов административных наказаний и их связей. Отсюда следует  также, что данная система носит  не открытый характер, что не всегда тождественно, однако, выводу об исчерпывающем  характере перечня административных наказаний. Установленный законом  перечень видов административных наказаний является лишь показателем достигнутого государством уровня правового развития и имеет только формальную и относительную ценность. Сама же суть административного наказания в свете общего знаменателя, выводимого из характеристик каждого вида административного наказания, является гораздо более важным фактором, и если не учитывать также степень суровости и другие совокупные признаки административного наказания, то объективность системы таких наказаний окажется эфемерной. Изменение перечня видов административных наказаний как формальная процедура не всегда влечет трансформацию самой системы административных наказаний.

В завершении параграфа подчеркнем, что система административных наказаний  наполнена собственным автономным содержанием, где элементами выступают  как формализованные правовые категории (установленные КоАП РФ виды административных наказаний), так и те ее составляющие, которые еще не получили своего формального  статуса как административного  наказания, но по своей природе могут  и должны выступать операндами такой  системы.

Глава 3. Порядок наложения административных наказаний.

3.1 Общие правила наложения административных  наказаний.

Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при  наложении административного наказания  на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство  всех перед законом, справедливость и др.). Взыскание за административные преступления может применяться  только к лицу, его совершившему.

Главой 4 КоАП РФ предусмотрены  следующие общие правила назначения административного наказания:

1) административное наказание  за совершение административное  правонарушение в пределах, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное преступление;

2) при назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  преступления, личность виновного,  его имущественное положение,  обстоятельства, смягчающие и отягчающие  административную ответственность;

3) при назначении административного  наказания юридическому лицу  учитываются характер совершенного  им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение  юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную  ответственность;

4) назначение административного  наказания не освобождает лицо  от исполнения обязанности, за  неисполнение которой административное  наказание было назначено;

5) никто не может нести  административную ответственность  дважды за одно и то же  правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается  за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с  назначением административного  наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Спор о возмещении имущественного ущерба разрешаются  судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными  уполномоченными органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке  гражданского судопроизводства. Спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматривается  судом в порядке гражданского судопроизводства.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП Российской Федерации. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться  как законодательными органами субъектов  Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях  и назначающими административные наказания.

Все административные наказания  характеризуются общим основанием их применения – совершением административного  правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме  того, определяет единые принципы и  порядок их назначения.

Среди административных наказаний  по содержанию карательного воздействия  можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести  из восьми предусмотренных КоАП Российской Федерации видов наказаний находится  в юрисдикции судей.

К наказаниям, которые может  назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация. Эти  наказания назначаются судьями  по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В  административном порядке КоАП РФ разрешает  применять только предупреждение, штраф  и в отдельных случаях –  административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

При назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1. раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

2. предотвращение лицом,  совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение  причиненного ущерба или устранение  причиненного вреда;

3. совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения либо при  стечении тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

4. совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

Информация о работе Порядок наложения административных наказаний