Права граждан в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………… 2
II.Избирательное право:
1.Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3
2.Избирательная система и избирательное право……………………… 4
3.Принципы избирательного права………………………………………6
4.Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9
III.Реализация избирательного права:
1.Законодательство о выборах……………………………………………10
2.Порядок проведения выборов…………………………………………. 11
3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13
IV.Заключение……………………………………………………………… 14
V.Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

к.р.гуманит.право.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

        Тайное голосование  – обязательное условие демократической  системы выборов. Этот принцип  состоит в исключении возможности  какого-нибудь контроля за волеизъявлением.  Избирателю гарантировано право:  никому и никогда не сообщать  о своём выборе. В Российской  истории тайное голосование появилось  с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов  избирали на собраниях избирателей  открытым голосованием. Для гарантированности  тайны волеизъявления избирателя  на избирательных участках создаются  специально оборудованные кабинки  для заполнения бюллетеней, в  которых не допускается присутствие  иных лиц.

         Добровольность, этот принцип заключается в  том, что гражданин свободен  в решении вопроса об участии  или неучастии в выборах. Никто  не вправе  оказывать воздействие  на избирателя с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах, а также на его  свободное волеизъявление. Прийти  на избирательный участок –  это гражданский долг каждого  человека.          

 

 

  1. Гарантии избирательных прав граждан.

        Выборы, если  они действительно свободны, являются  важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав  граждан – это условия и  средства, обеспечивающие избирателям  реальную и осознанную свободу  волеизъявления. Условия – это  политический режим, в котором   проходят выборы. Средства – это  механизм и материальные источники,  обеспечивающие свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных  прав граждан состоит из:

  • политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;
  • организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке  и проведении выборов;
  •   материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);
  • правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора  юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

          Все  эти гарантии избирательных прав  граждан должны обеспечить проведение  подлинно демократических выборов.

 

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА,

  1. Законодательство о выборах.

            Основополагающим законодательным  актом, регулирующим избирательный  процесс в Российской Федерации,  является Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав  и права на участие  в референдуме граждан РФ»  от 19 сентября 1997 г. От соблюдения  и исполнения этого закона  зависит качественный состав  депутатского корпуса, его работоспособность  и принципиальность в решении  государственных дел.

          Процедура избрания Президента  РФ осуществляется на основе  Конституции, Федерального закона  «О выборах президента Российской  Федерации» от 31 декабря 1999 г.  Последние внеочередные выборы  Президента России состоялись 26 марта 2000 г. по новому закону, который существенно отличается  от старого. Например, теперь кандидат  в президенты обязан заполнить  декларацию о своих доходах  и имеющемся имуществе, а за  неточные данные он может быть  снят с регистрации. Эти данные  публикуются в средствах массовой  информации, и каждый избиратель  может знать состояние кандидата,  за которого он голосует.

           В соответствии с Федеральным  законом «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  собрания РФ» от 21 июня 1995 г. из 450 депутатов – 225 избираются по  одномандатным избирательным округам,  а 225 – избираются по партийным  спискам. Первые выборы в Государственную  Думу 1993 г. проходили в сложной  политической обстановке, поэтому  было принято решение  избирать  Думу и Совет Федерации на  два года, хотя по Конституции  Государственная Дума избирается  сроком на четыре года (ст. 96 п.1). Последние выборы в Государственную  Думу Российской Федерации состоялись 19 декабря 1999 г. С окончанием  холодной войны укрепилась тенденция  к демократизации общественного  устройства. В связи с этим  возрос интерес к стандартам  по проведению выборов, выработанным  международными организациями. Многие  из этих стандартов заимствованы  конституционно-правовой системой  РФ. Особенно важны три международно-правовых  акта:

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных прав 1952 г.

Закреплённые  в этих международных актах принципы организации и проведения выборов  не являются исчерпывающими. Они носят  самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всём подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

 

2.  Порядок проведения выборов.

Проведение выборов состоит  из нескольких стадий, от момента назначения даты выборов до объявления о результатах  голосования. Избирательный процесс  – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов  и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с Федеральным законам «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» можно  выделить стадии:

    1. Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днём.
    2. Составление списков избирателей. Это избирательные документы, определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на одном избирательном участке.
    3. Образование избирательных округов. Территория, которая образована согласно избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные должностные лица. Округа формируются на основе данных, предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении определённых требований (примерное равенство по числу избирателей, целостность территории и т.д.).
    4. Образование избирательных участков. Они создаются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования. Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000 избирателей и не позднее 30 дней до выборов.
    5.   Образование избирательных комиссий, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые). Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при подготовке и проведении выборов они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
    6. Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата.
    7. Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации.
    8. Голосование, это народное волеизъявление. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право участвовать в голосования, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на избирательный участок.
    9. Подсчёт голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса сначала подсчитываются на избирательных  участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в  течении сроков, установленных законодательством, не менее года.

 

3. Ответственность за нарушение  избирательных прав граждан.

                Россия пока не имеет значительного  опыта проведения избирательных  компаний и необходимого доверия  населения к органам, организующим  выборы. В ходе избирательных  компаний возникает много споров  и даже острых конфликтов  между  кандидатами. В связи с этим  законодательство о выборах предусматривает  весьма частую возможность обращения  в суд. 

                Законом установлена ответственность  лиц, которые путём насилия,  обмана, угроз, подлога или иным  способом препятствуют свободному  осуществлению гражданином права  избирать и быть избранным.  Ответственности подлежат лица, распространяющие заведомо ложные  сведения о кандидатах или  совершающие иные действия, порочащие  честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и  в день голосования, а также  препятствующие работе избирательных  комиссий или голосованию на  избирательных участках. Судебная  практика по делам, связанным  с нарушением избирательного  законодательства пока небогата, хотя нарушений немало. На выборах  в Государственную Думу 19 декабря  1999 г. были отмечены многочисленные  нарушения в республике Башкортостан  и Санкт-Петербурге. Дума обратилась  к Президенту и Генеральному  прокурору с предложением использовать  их полномочия для пресечения  и предупреждения нарушений избирательных  прав граждан.

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

            Выборы Президента, депутатов Государственной  Думы и региональных законодательных  органов является одним из  демократических завоеваний в  ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы – это  антипод гражданской войны и  силового решения вопроса о  власти. Однако необходимо помнить,  что во многом эти нормы  носят формальный характер. Сам  факт существования выборов не  свидетельствует о настоящей  демократии. Важно, чтобы они работали  на общество, на интересы большинства  граждан, а не служили ширмой  демократии, её красивой упаковкой.  С помощью выборов, как известно, пришёл к власти Гитлер, но  это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы  Президента РФ 1996 г. тоже весьма  показательная политическая акция,  когда вроде бы и выборы, но  выбора не было. Результаты предшествующих  избирательных компаний в Государственную  Думу  также неутешительны: многие  лица, избранные во властные структуры  государства, не оправдывают доверия  своих избирателей, не выполняют  своих предвыборных обещаний.

           Гражданское  общество, основанное на плюрализме  мнений и интересов людей, не  в состоянии обеспечить добровольного  законопослушания граждан, избежать  острых социальных взрывов, а  может и кровавых столкновений, если органы государственной  власти не будут образованы  на справедливой выборной основе  с участием самих же граждан.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

V. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.М.В.Баглай. Конституционное право  Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-М.  М.1998.

2.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.

3.А.И.Коваленко. Конституционное  право России. Изд. «Право и  знание». М. 1997.

4. А.В.Малько. Политическая и правовая  жизнь России. Юристъ. М.2000.

4.Конституция Российской Федерации.  Изд. ИНФРА-М. М. 2000.

5. Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы  развития Российского избирательного  права

В России выборы приобрели  особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа- Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг. [3, с. 264-273]

Избирательное право этого  периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение  о выборах в Государственную  Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало  категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах  и кочевые народы. Значительные ограничения  избирательных прав предусматривались  для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная  Дума должна быть "русской по духу". Были введены имущественные цензы. Закон подробно перечислял, какое имущество и какие доходы нужно иметь, чтобы получить право голоса. Отсутствие этих условий исключало участие в выборах. Устранению неугодных правящему режиму категорий населения способствовало установление куриальной системы выборов. Положение о выборах в Государственную Думу от б августа 1906 г. подразделяло население на три курии: уездные землевладельцы, городские избиратели, крестьяне. Впоследствии была введена рабочая курия. Это сохранилось и в последующих избирательных законах. Каждая курия избирала определенное число выборщиков, которые потом избирали депутатов Государственной Думы. Число выборщиков не соответствовало числу социальных групп населения.

Установление такого порядка  соответствовало сохранению оптимального баланса сил в российском парламенте того времени.

Информация о работе Права граждан в избирательном процессе