Права граждан в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………… 2
II.Избирательное право:
1.Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3
2.Избирательная система и избирательное право……………………… 4
3.Принципы избирательного права………………………………………6
4.Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9
III.Реализация избирательного права:
1.Законодательство о выборах……………………………………………10
2.Порядок проведения выборов…………………………………………. 11
3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13
IV.Заключение……………………………………………………………… 14
V.Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

к.р.гуманит.право.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

Общий характер конституционных  предписаний создает предпосылки  для развития федерального и регионального  избирательного законодательства. Федеральные  законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные правовые акты, решения судебных органов, регулирующие деятельность органов внутренних дел, затрагивающие процесс организации  и проведения выборов, составляют правовую основу деятельности органов внутренних дел в сфере охраны и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. На наш взгляд, назрела  необходимость перехода от преимущест-

14

венно подзаконного регулирования  основных направлений обеспечения  избирательных прав органами внутренних дел к законодательному уровню регламентации, а также сосредоточению нормативного материала в едином кодифицированном акте.

Рассматривая средства обеспечения  безопасности граждан, диссертант придает  особое значение доброкачественности  правоохранительной деятельности, основанной на законе. Поэтому третий параграф посвящен формам и методам взаимодействия органов внутренних дел с другими  правоохранительными органами и  избирательными комиссиями по охране и защите избирательных прав граждан  Российской Федерации. Взаимодействие в рассматриваемом плане - это основанное на законных и подзаконных нормативных актах, согласованное по задачам, направлениям и времени комплексное использование сил и средств правоохранительных органов и избирательных комиссий в интересах достижения общей цели подготовки и проведения честных и справедливых выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Анализ конституционного законодательства зарубежных стран  показывает, что в настоящее время  конституции многих, в том числе  демократических, развитых стран возлагают  на министерства внутренних дел всю  работу по организации и проведению выборов либо какую-то ее часть (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.). Однако главной задачей правоохранительных органов любой страны по обеспечению, охране и защите избирательных прав ее граждан является противодействие  проникновению мафиозных структур в высшие эшелоны власти, так как  в случае их доступа к государственному управлению стране наносится огромный ущерб.

Именно в этот период правоохранительные органы имеют возможность реально  противодействовать проникновению  организованной преступности в парламент  страны. После получения депутатского мандата данная работа по известным  причинам существенно затрудняется.

По утвердившейся в  российской правовой науке классификации  деятельность органов внутренних дел  по обеспечению, охране и защите конституционных  прав и свобод граждан делится  на нормотворческую, организационную, профилактическую, правоприменительную  и правоохранительную[4].

На центральный аппарат  Министерства внутренних дел России возлагаются задачи обеспечения  правового режима избирательных  кампаний, организации участия региональных и местных органов внутренних дел в проведении необходимых  мероприятий по охране и защите избирательных  прав граждан и их объединений. Министерство организует и контролирует проведение профилактических операций и заданий, направленных на создание благоприятных  условий для проведения выборов  различного уровня. Органи-

15

зационно-правовой основой  для конкретного осуществления  этой деятельности служит комплексный  план организационно-практических мероприятий  по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на период подготовки и  проведения выборов, разработанный  Министерством внутренних дел Российской Федерации Для руководства реализацией  предусмотренных планом мероприятий  создается специальный Оперативный  штаб во главе с Министром внутренних дел. Аналогичные штабы создаются  во всех структурных подразделениях органов внутренних дел, возглавляют оперативные штабы, как правило, руководители подразделений лично Главной задачей оперативных штабов является сбор и анализ информации о ходе выполнения подразделениями органов внутренних дел мероприятий, предусмотренных планом

На основе планов, принимаемых  Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел республик, Управлением внутренних дел областей, краёв, автономий, городским  и районным отделом внутренних дел  принимается план организационно-практических мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период избирательной кампании[5].

Особое внимание в плане  организационно-практических мероприятий  должно уделяться организации взаимодействия с Центральной избирательной  комиссией России, Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, Федеральной  службой безопасности и Федеральной  службой охраны России, а также  политическими партиями, движениями, общественными и религиозными объединениями  при выработке совместных мер  в интересах обеспечения общественной безопасности и законности на период выборов.

В целях обеспечения спокойной  обстановки в населенных пунктах  и городах России в преддверии выборов в соответствии с планами, согласованными с органами исполнительной власти, взаимодействующими правоохранительными  органами, спецслужбами проводятся комплексные  оперативно-профилактические мероприятия  по предупреждению террористических и  экстремистских акций, пресечению незаконного  оборота оружия, взрывчатых и наркотических  веществ.

Следует подчеркнуть, что  прорабатывая вопросы проведения совместных действий правоохранительных органов  при возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо учитывать особенности  складывающейся общественно-политической и криминогенной обстановки в  каждом регионе Россий-

16

ской Федерации. При этом очень важно не допустить втягивания сотрудников органов внутренних дел в политические интриги.

В связи с этим диссертант считает, что именно в период избирательной  кампании возрастает роль разъяснительной  работы руководства подразделений  органов внутренних дел, когда сотрудникам  объясняются не только их непосредственные служебные обязанности, но и политическая значимость выборных процедур, степень  ответственности, возложенной на каждого  сотрудника.

Круг задач, поставленных перед органами внутренних дел, весьма широк. Основными из них являются, обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов, в том числе охрана помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождение и охрана транспортных средств, перевозящих избирательные документы, обеспечение пожарной безопасности помещений избирательных комиссий и комнат для голосования, предоставление по запросам избирательных комиссий сведений о наличии у кандидатов, зарегистрированных кандидатов неснятых или непогашенных судимостей, в том числе судимости по уголовному закону иностранного государства, за деяние, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, представление в участковые избирательные комиссии сведений об избирателях регистрируемых либо снимаемых с регистрационного учета на территориях соответствующих избирательных участков.

Личный состав органов  внутренних дел обязан пресекать  противоправную агитационную деятельность, информировать об этом соответствующие  избирательные комиссии. Важным направлением деятельности органов внутренних дел  является обеспечение личной безопасности кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа, на выборные должности исполнительной власти или местного самоуправления, членов избирательных комиссий

Кроме того, органы внутренних дел должны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении  их полномочий по контролю за соблюдением  порядка финансирования избирательных  кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных блоков и  избирательных объединений Специалисты  Министерства внутренних дел России принимают участие и в работе контрольно-ревизионных служб при  Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссиях субъектов  Российской Федерации и окружных избиркомах.

Принимая во внимание, что  существующий порядок составления  списка избирателей во многом несовершенен и порождает ущемления активного  избирательного права, автор диссертационного исследования полагает, что целесообразно  составление списков избирателей  передать в ведение органов внутренних дел, а непосредственно - паспортно-визовой  службе, с последующим представлением списков соответствующей избирательной  комис-

17

сии. Обладание полной и  точной информацией о гражданах  позволит органам внутренних дел  уменьшить количество ошибок и неточностей  при составлении списков избирателей. Контролируя правильность составления  списков избирателей, органы внутренних дел гарантируют тем самым  возможность для каждого избирателя подать голос за того или иного  кандидата.

Выполнение задач, стоящих  перед органами внутренних дел, всегда осложняется изменением политической, социально-экономической, криминогенной  ситуации в стране, что объясняет  повышенный научно-практический интерес  к работе органов внутренних дел  в нестандартных условиях. Осуществление  органами внутренних дел своих полномочий в период избирательной кампании следует рассматривать как деятельность в особых условиях, так как с началом выборных процедур увеличивается политическая активность граждан и их объединений, обостряется борьба за власть с использованием кандидатами незаконных методов ведения избирательной кампании. А это, в свою очередь, отражается на общей защищенности прав и свобод граждан и, соответственно, сказывается на деятельности органов внутренних дел. Поэтому требуется детально рассмотреть особенности деятельности органов внутренних дел по обеспечению избирательных прав граждан России в различных политико-правовых обстоятельствах.

Для эффективности обеспечения  избирательных прав в особых условиях требуется проведение комплекса  организационных, оперативно-служебных, психологических, административных, уголовно-процессуальных, материально-технических и других мероприятий, не характерных для  обычной обстановки. Эти мероприятия  должны быть целиком направлены как  на проведение профилактических, предупредительных  действий, так и на непосредственное предотвращение и пресечение нарушения  прав избирателей, недопущение срыва  выборов.

В заключении диссертации автор по результатам проведенного исследования сформулирован основные положения, выводы и рекомендации.

Общие выводы и  рекомендации:

Проведенное диссертационное  исследование показало, что на современном  этапе остра необходимость изучения проблемы обеспечения избирательных  прав граждан в Российской Федерации. В эпоху становления правового  государства и формирования гражданского общества меняются некоторые аспекты  взаимоотношений человека, общества и государства. С одной стороны, демократизация общественных процессов  приводит к признанию необходимости  расширения свободы личности и усиления ее правовой охраны, с другой - реалии и особенности общественных отношений  приводят к необходимости некоторых  ограничений прав человека и гражданина. Преодолеть отчуждение российского  общества от системы государственного управления представляется возможным путем образования демократического политико-правового механизма осуществления избирательных прав граждан. Система

18

экономических, политических, правовых, организационных гарантий выступает условием взаимодействия общества и государства, благодаря  которому власть и граждане сосуществуют в режиме постоянного диалога  и взаимоконтроля. При этом задача всех государственных и негосударственных  органов, прежде всего избирательных  комиссий и правоохранительных органов, не допустить нарушения законодательства, регулирующего выборы, способствовать проведению свободных, честных и  справедливых выборов на основе принципов  открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса, препятствовать применению избирательных технологий в интересах представителей криминального  мира.

Все это обусловливает  необходимость разработки научно-концептуальных и правовых основ обеспечения  избирательных прав граждан, в том  числе и органами внутренних дел, расширения организационных форм взаимодействия правоохранительных органов и избирательных  комиссий в указанной сфере. Эта  деятельность должна отвечать современным  реалиям и позволять решать конкретные проблемы, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Основные положения  диссертационного исследования отражены в четырех научных статьях  общим объемом 1,1 п.л. Конкретно автором  подготовлены и опубликованы следующие  статьи:

1. В.П. Заботин Реализация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в свете вступления Российской Федерации в Совет Европы // Всеобщая декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практика его применения. - М., 2000 - 0,3 п.л.

2. В.П. Заботин Отмена решения о регистрации кандидата на выборную должность как вид конституционной ответственности // Актуальные проблемы борьбы с правонарушениями. - Белгород, 2001. - 0,3 п.л.

3. В.П. Заботин Об ограничении избирательных прав лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами // Проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков в России и ФРГ. - Белгород, 2000. -0,3 п.л. (в печати).

4. В.П. Заботин К вопросу расширения организационно-правовой сферы участия органов внутренних дел в избирательном процессе // Концепция совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МВД России и проблемы борьбы с преступлениями на региональном уровне. - Белгород, 2000. - 0,2 п.л. (в печати).

19

 

 

[1] Кукушкин М.И., Югов А.А. Выборы - конституционный институт прямого народовластия в России // Российский юридический журнал. 1996. № 2. С.74

[2] Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. - М., 1987. С. 165-166.

Информация о работе Права граждан в избирательном процессе