Права граждан в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………… 2
II.Избирательное право:
1.Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3
2.Избирательная система и избирательное право……………………… 4
3.Принципы избирательного права………………………………………6
4.Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9
III.Реализация избирательного права:
1.Законодательство о выборах……………………………………………10
2.Порядок проведения выборов…………………………………………. 11
3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13
IV.Заключение……………………………………………………………… 14
V.Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

к.р.гуманит.право.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

В содержание избирательного права входят также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры  осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету  избирателей, составлению списков  избирателей, образованию избирательных  округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и  подведению его итогов и другим вопросам. Наконец, содержание избирательного права  составляют положения, предусматривающие  ответственность

9

лиц, нарушивших нормы избирательного права, и восстановление субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей и др.).

Можно выделить две теории систематизации норм, регулирующих избирательно-правовые отношения. Первая заключается в  систематизации норм избирательного права  в рамках конституционного (государственного) права. Вторая предполагает систематизацию избирательно-правовых норм в рамках не только конституционного (государственного) права, но и других отраслей права, прежде всего, административного, финансового  и уголовного. На основе всестороннего  анализа вопроса систематизации норм избирательного права, автор считает, что на современном этапе государственно-правового  развития сложились политические, формально-юридические  и практические основания полагать о формировании подотрасли избирательное  право. Об этом говорит, во-первых, существующая специфическая область отношений, требующая применения адекватных методов  и средств правового регулирования, во-вторых, учитывая современное состояние  Российского государства, можно  утверждать о наличии очевидной  общественной потребности в особом регулировании этих отношений, в-третьих, нормативная обособленность избирательного права в рамках конституционного права, в-четвертых, юридическая целостность  и наличие собственных принципов.

Субъективное  избирательное право означает принадлежащее конкретному гражданину право избирать (активное избирательное право) и избираться (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления. Активное избирательное право определяет прямое или косвенное право граждан обладать, при- достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица.

Пассивное избирательное  право в отличие от активного  избирательного права реализуется  прежде всего самим кандидатом при  поддержке гораздо меньшего числа  граждан, но по более сложной процедуре  и может заканчиваться избранием  кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводится целый ряд действий как самим  гражданином, так и другими участниками  избирательного процесса — начиная  с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов  и установления результатов выборов.

На основе международных  документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен  ряд общих принципов избирательного права, составляющих его co-

10

держание. Под принципами избирательного права понимаются те условия его реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. К этим принципам относятся принципы всеобщности, добровольности, равенства, непосредственности (прямое избирательное право) и тайности, а также обязательности, периодичности выборов, альтернативности, законности и гласности выборных процедур. Серьезные отступления от этих принципов или их нарушение приводят к подрыву доверия к выборам и результатам голосования

Во втором параграфе первой главы речь идет о содержании, правовом регулировании стадий избирательного процесса в Российской Федерации  и в зарубежных странах.

Под избирательным процессом понимается урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности уполномоченных государственных органов, общественных организаций, физических лиц, состоящий из последовательно сменяющих друг друга стадий, направленных на реализацию избирательных прав граждан.

Избирательный процесс, основанный на принципах, обеспечивающих конституционное  равноправие граждан, представительский  характер государственных органов  и органов местного самоуправления, установленную законом периодичность  и легальность выборов, выступает  элементом политической системы  и режима, устанавливающим политическую стабильность, преемственность, демократичность  и легитимность власти.

Избирательный процесс, как  и всякий иной процесс, состоит из стадий, последовательно сменяющих  друг друга. Сами стадии избирательного процесса также являются правовыми  институтами. Стадия избирательного процесса - это динамическая, относительно замкнутая  совокупность закрепленных действующих  законодательством способов, методов, норм, выражающих строгое и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований[2].

Стадии избирательного процесса могут быть выявлены с помощью  анализа избирательных законов  России, практической деятельности избирательных  комиссий, а также зарубежного  опыта организации и проведения выборов. К основным стадиям избирательного процесса можно отнести: назначение выборов; избирательно-территориальное  деление; формирование избирательных  органов; составление списков избирателей; выдвижение и регистрацию кандидатов; агитационную кампанию; голосование; подсчет  голосов и установление итогов голосования; проведение второго тура выборов, опубликование  итогов выборов. При этом некоторые  из этих стадий носят факультативный характер.

11

На основании изложенных в исследовании характеристик стадий избирательного процесса диссертант считает  возможным определить, что совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих  стадий избирательного процесса составляет политико-правовой механизм реализации активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации. Анализ действующего законодательства, регламентирующего порядок подготовки и проведения выборов, а также практика его применения позволяют говорить о том, что ряд институтов избирательного права требуют правового осмысления и законодательного пересмотра (порядок формирования избирательных комиссий, модель выдвижения и регистрации кандидатов, понятие и формы предвыборной агитации, финансирования выборов и т. д.)

В третьем параграфе первой главы анализируются политические, экономические, юридические, организационные  условия, средства, методы позволяющие  гражданам реализовать свои избирательные  права и провести честные, свободные, легитимные выборы.

Реализация избирательных  прав на практике означает осуществление  положений целой системы разных по своей юридической природе  норм, в которых могут конкретизироваться содержание данного права, условия, порядок его использования, особенности  применения, реализации, восстановления. К тому же законодательная норма  материального свойства, предусматривающая  субъективное избирательное право, в известных случаях реализуется  через обеспечивающие ее действие требования процессуальных норм.

Гарантии, как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера, всесторонне характеризуют степень демократичности общества, уровень его экономического -л политического развития. Применительно к теме настоящей работы важно иметь в виду, что гарантии избирательных прав выступают средством постоянного совершенствования этих прав, их реального осуществления, а в необходимых случаях - и эффективной защиты от возможных нарушений.

Политические  гарантии - это соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание устойчивых политических структур, исключая дестабилизацию в обществе. Экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающую свободное использование прав. Одна из основных задач законодательства состоит в создании равных политических и экономических возможностей граждан при реализации пассивного избирательного права. Для решения этого вопроса в избирательном законодательстве закрепляется ряд положений, которые имеют цель обеспечить принцип равного избирательного права

В системе гарантий избирательных  прав граждан Российской Федерации  особое место занимают специальные (юридические) гарантии, которые охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охра-

12

ну прав и свобод. К ним  относится, прежде всего, конституционное  закрепление гарантий прав как общего принципа и конкретных гарантий каждого  права.

Юридические гарантии можно  подразделить на две группы: а) гарантии использования прав (юридические  средства, которые обеспечивают правомерную  реализацию прав и свобод) и б) гарантии защиты прав (юридические средства, охраняющие их).

Гарантии правомерного использования  личностью своих прав нацелены на создание для нее и общества оптимальной  социально-правовой среды их реализации и в отличие от гарантий охраны непосредственно не связаны с  правонарушениями. В данную группу входят нормотворчество, обусловливающее  юридическую силу, значимость, объем, границы использования прав, материальную основу, процессуальные процедуры их осуществления, включая юридические  факторы, с которыми они связаны.

Потребность в охране (защите) прав и свобод личности возникает, как  правило, в случаях их нарушений: будь то создание препятствий на пути их реализации, отказ в признании  за лицом права или неисполнение какой-либо юридической обязанности  противоположной стороной правоотношения и др.

Кроме рассмотренного выше, разновидностью юридических гарантий с точки зрения П.П. Глущенко, является и режим законности[3]. Под законностью обычно понимают общее требование соблюдения законов. Режим законности обусловлен экономическими, социальными, политическими и идеологическими условиями жизни общества В результате его реализации все участники общественных отношений согласовывают свое поведение с устоявшейся правовой моделью, отраженной в законах общества. Соответственно, режим законности создает возможности для эффективной реализации прав и обязанностей граждан, закрепленных в правовых нормах. Принцип законности является непременным условием четкого функционирования всех государственных структур, должностных лиц, правомерного поведения граждан. Он тесно связан с принципами правового государства - верховенством права, приоритетом прав человека, разделением властей, но не охватывается ими, а составляет самостоятельное свойство. Оно состоит в том, что все правовые начала в цивилизованном обществе должны находить выражение в законе, который является юридическим ориентиром деятельности всех участников общественных отношений и подлежит неукоснительному исполнению.

Во второй главе - «Организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами и избирательными комиссиями в обеспечении реализации избирательных прав граждан Российской Федерации» - раскрываются место органов внутренних дел, их задачи и функции в процессе создания благоприятных условий реа-

13

лизации гражданами своих  избирательных прав, а также основные направления взаимодействия органов  внутренних дел с другими субъектами, гарантирующими избирательные права  граждан.

Роль правоохранительных органов, и особенно органов внутренних дел в обеспечении избирательных  прав всегда изначально была и остается значительна. История развития институтов избирательного права неразрывна со становлением и развитием правоохранительных органов в целом и органов  внутренних дел России в частности. В связи с этим диссертант посчитал возможным в первом параграфе  второй главы провести историко-правовой анализ избирательного права в России и проанализировать степень участия  органов внутренних дел - в процессе организации и проведения выборов  в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Второй параграф посвящен правовым основам деятельности органов  внутренних дел по обеспечению избирательных  прав граждан.

Осуществляя возложенные  на органы внутренних дел функции, сотрудники должны действовать строго в рамках закона: Реализация принципа законности является гарантией справедливых и  честных выборов.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел в данной сфере составляет множество нормативно-правовых актов.

Особое место среди  них занимает Конституция Российской Федерации. Как основной закон демократического федерального правового государства, она содержит большое количество предписаний, прямо относящихся  к избирательному праву, имеющих  высшую юридическую силу, прямое действие и применяющихся на всей территории России. При этом было бы целесообразным введение в Конституцию Российской Федерации главы "Избирательная  система", в которой содержались  бы основные принципы проведения выборов, а также были бы закреплены основы конституционно-правового статуса  системы избирательных комиссий

В соответствии с положением Конституции Российской Федерации  общепризнанные принципы и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем если международным договором  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  этого договора. Поэтому нормы  международных правовых актов также  составляют юридическую базу деятельности органов внутренних дел в области  обеспечения избирательных прав граждан.

Информация о работе Права граждан в избирательном процессе