Права граждан в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………… 2
II.Избирательное право:
1.Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3
2.Избирательная система и избирательное право……………………… 4
3.Принципы избирательного права………………………………………6
4.Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9
III.Реализация избирательного права:
1.Законодательство о выборах……………………………………………10
2.Порядок проведения выборов…………………………………………. 11
3.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13
IV.Заключение……………………………………………………………… 14
V.Список литературы……………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

к.р.гуманит.право.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

Заполненные избирательные  бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Член участковой избирательной  комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель  удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования  или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

В целях исключения возможности  фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей  начинается сразу после окончания  времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной  комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения  и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей  участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

Далее составляется протокол окружной избирательной комиссией, который подписывается всеми  присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная  комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Вся документация избирательных  комиссий всех уровней, включая избирательные  бюллетени, подлежит хранению в течение  сроков, установленных законодательством.

Избирательные комиссии, проводившие  регистрацию кандидатов (списков  кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование  результатов выборов, а также  данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков  кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной  комиссией не позднее одного месяца со дня голосования.

Официальное опубликование  полных данных о результатах выборов  осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов  соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета  (федерального,  субъекта федерации, местного).

Кандидаты создают собственные  избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. При  выборах в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения  также могут создавать избирательные  фонды.

Избирательные фонды могут  создаваться за счет следующих средств:

средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в  равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной  комиссией;

собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением  случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

средств, выделенных кандидату  выдвинувшим его избирательным  объединением;

добровольных пожертвований  физических и юридических лиц.

В  целях  предвыборной  агитации  допускается  использование  только денежных средств, перечисленных  в избирательные фонды.

Законодательством   устанавливаются   предельные   размеры перечисляемых   в   избирательные   фонды   собственных   средств кандидата  или  избирательного  объединения,  а  также  средств, выделяемых кандидату  выдвинувшим его избирательным  объединением, и добровольных пожертвований  физических и юридических лиц.

Все  денежные  средства,   создающие  избирательный  фонд, перечисляются  на  специальный  счет  в  банке  или  кредитном  учреждении,  который  открывается  кандидатом или  избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной  комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).

Остатки денежных средств  на счетах после завершения выборов  перечисляются  пропорционально  вложенным  средствам  на  текущие (расчетные) счета организаций и  лиц, осуществивших перечисления и  пожертвования.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность  за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем  насилия, обмана, угроз, подлога или  иным способом свободному осуществлению  гражданами Российской Федерации права  избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие  иные действия, порочащие честь и  достоинство кандидатов, а также  лица, проводящие агитацию в день выборов  либо препятствующие работе избирательных  комиссий или голосованию на избирательных  участках, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Совершенствование  избирательной системы текущим  законодательством

Избирательное право Российской Федерации находится в стадии своего развития.

Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что "носителем суверенитета и  единственным источником власти признается ее многонациональный народ...". "Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные  выборы" 7.

В настоящее время в  Российской Федерации осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты:

  – обеспечение равенства прав избирателей граждан Российской Федерации;

  – достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;

  – использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;

 –  обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Разрабатывая стратегию  совершенствования избирательного законодательства, важно иметь в  виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений.

Так например, много споров вызывает законодательная норма  о возможности двойного выдвижения кандидатов. В данной связи может  быть полезен опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил моделью при разработке российского избирательного законодательства. Согласно этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в  Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип двойного выдвижения.

Если в этой связи обратиться к результатам выборов 1995 года, то становится видно, что в структуре  предпочтений электората помимо четверки победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа лидеров  второго эшелона, набравших более 2% голосов ("Женщины России", "Коммунисты - Трудовая Россия", ДВР, Партия самоуправления трудящихся, "Держава", "Вперед, Россия" и др.). Они в своей  совокупности являются довольно точным слепком с нынешнего политического  спектра с его левым и правым радикальными флангами, с лево- и  правоориентированным центром, с его  национал-патриотической составляющей. В эту группу лидеров в основном вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции  и при соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных конкурировать с нынешними  победителями.

Опыт выборов в Государственную  Думу в 1995 году стал предметом пристального внимания теоретиков и практиков, заинтересованных в дальнейших шагах по осуществлению  в стране политической реформы, становлению  полноценной многопартийности, развитию парламентаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Избирательные права  граждан Российской Федерации и  роль органов внутренних дел в  их реализации. 
Заботин, В. П.

Заботин, В. П. 
Избирательные права граждан Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их реализации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая всенародным голосованием, содержит основополагающие принципы демократии, относящиеся к организации и проведению выборов и характеризующиеся высшей юридической силой, прямым действием и применением на всей территории страны. Будучи фундаментальной основой правовой системы, Конституция закрепила демократически организационную систему власти, стабилизировала соответствующие социально-экономические и политико-правовые процессы, конституировала федеративное государство и его институты в новом их качестве, стала юридической базой дальнейшего проведения демократических реформ, включая государственно-правовую.

Одним из приоритетных направлений  осуществления государственно-правовой реформы является совершенствование  избирательного права и избирательной  системы.

Избирательная система способна в целом гарантировать избирательные  права граждан, обеспечивать надлежащий уровень избирательного процесса даже в условиях бескомпромиссной предвыборной борьбы. Гарантиями свободы выборов  являются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и  ответственную свободу волеизъявления, а также охрану, защиту интересов  и избирательных прав граждан, избирательных  объединений и блоков

В обеспечении указанных  политических прав важная роль отведена органам внутренних дел, их деятельности по созданию условий для реализации избирательных прав граждан, охране и защите этих прав от преступных и  иных посягательств, регулируемой системой нормативно-правовых актов и осуществляемой уголовно-правовыми, гражданско-правовыми  и административно-правовыми средствами.

Изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, существенное обновление всего массива российского законодательства поставили перед органами государственной  власти в целом и перед органами внутренних дел в частности новые  задачи по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан России.

Актуальность настоящего исследования обусловливается также  и тем, что ослабление правового  контроля за процессом формирования органов публичной власти создает  реальную угрозу проникновения организованной преступности в сферу управления обществом, сращивания криминальных структур с органами власти, и поэтому изучение и разработка мер по совершенствованию  деятельности органов внутренних дел  в рассматриваемой области является настоятельной необходимостью.

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод об актуальности темы исследования ее значимости (в теоретическом  и практическом аспектах) для выработки  научных и практических рекомендаций по организации осуществ-

3

ления и защиты избирательных  прав граждан России органами внутренних дел.

Степень научной  разработанности темы исследования. Избирательное право одно из тех научных изысканий, которым в настоящее время уделяют пристальное внимание политологи, правоведы, представители других отраслей знаний. Это объясняется социальной ценностью избирательного права как сферы, где граждане могут выразить свою политическую волю участвуя в выборах в качестве избирателей.

К вопросам избирательного права  обращались такие ученые дореволюционной  России, как Е.В. Васьковский, Н.М. Коркунов, П.И. Люблинский, Н.С. Таганцев, Е.Н. Трубецкий  Современными исследователями избирательного права являются С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, В. И. Васильев, Ю.А. Веденеев, А.А. Вешняков, А.В. Иванченко, А. И. Ким, С.Д. Князев, А. И. Ковлер, В. Н. Козлов, О.Е. Кутафин, В.И  Лысенко, Г. В. Мальцев, Ю.А. Новиков, А.Е. Постников, Б.А. Страшун, В.Е. Чиркин и  многие другие.

Однако, на наш взгляд, теоретико-правовые основы обеспечения избирательных  прав граждан разработаны недостаточно полно. До настоящего времени самостоятельного комплексного исследования, посвященного роли органов внутренних дел в  избирательном процессе, не проводилось.

Объект и предмет  исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в сфере формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с другими государственными органами и избирательными комиссиями в обеспечении реализации избирательных прав граждан Российской Федерации

Информация о работе Права граждан в избирательном процессе