Право граждан на обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: дать общую характеристику административно-правового статуса гражданина, прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, указать, какое место право граждан на обращение занимает в системе прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, определить понятие, сущность и содержание института обращений граждан, рассмотреть правовое закрепление права граждан на обращение, выделить особенности реализации права граждан на обращение.

Содержание работы

1. Административно-правовой статус гражданина: общая характеристика, права и обязанности граждан в сфере государственного управления. – с.3-7
2. Понятие, сущность и содержание института обращений в органы государственной и местной власти. – с.8-12
3.Правовое закрепление права граждан на обращение. –с. 13-26
4. Особенности реализации права граждан на обращение. –с. 27-29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (10).doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что право на обращение граждан в органы государственной власти является важнейшей составной частью правового статуса человека и гражданина любого развитого демократического государства. Обращения граждан представляют собой одну из форм участия граждан в управлении, в решении государственных и общественных дел, способ восстановления нарушенного права, посредством обращений граждане и их объединения воздействуют на разрешение общественно значимых вопросов органами государственной и местной власти. Обращения являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития, содержат в себе сведения о процессах, происходящих в обществе. Право на обращение выступает как один из действенных способов устранения возможных нарушений законности, одно из средств предотвращения правонарушений. Особую актуальность отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение, приобретают в условиях изменения форм собственности, появления неизвестных ранее законодательству субъектов хозяйственной деятельности. Именно сейчас граждане страны нуждаются во всемерном совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти.

Задачи данной работы: дать общую характеристику административно-правового  статуса гражданина, прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, указать, какое место право граждан на обращение занимает в системе прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, определить понятие, сущность и содержание института обращений граждан, рассмотреть правовое закрепление права граждан на обращение, выделить особенности реализации права граждан на обращение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Административно-правовой  статус гражданина: общая характеристика, права и обязанности граждан в сфере государственного управления. – с.3-7

2. Понятие, сущность и содержание института обращений в органы государственной и местной власти. – с.8-12

3.Правовое закрепление права граждан на обращение. –с. 13-26

4. Особенности реализации права граждан на обращение. –с. 27-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административно-правовой статус гражданина: общая характеристика.

Гражданин является участником общественных отношений во многих сферах жизни общества и государства, в  том числе и в сфере государственного управления. Административно-правовой статус гражданина определяется предоставленными ему законодательством правами, возложенными на него обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью.1

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными  особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.):

Во-первых, он включает в  себя чрезвычайно большое, несоизмеримое  с другими отраслями права  количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими.Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового и трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом. В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно ( право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.)2

Административно-правовой статус гражданина – сложное юридическое  образование и включает в себя четыре составных элемента:

Первый элемент административно-правового статуса представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В Российской Федерации правовое регулирование положения личности, человека занимает центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности и т.д. является в России субъектом всех отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства. Важное место в данном статусе занимают  и нормы административного права. Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административного регулирования, в первую очередь можно назвать нормы Конституции РФ. Например, право на жизнь(ч.1 ст.20), право на свободу и личную неприкосновенность(ч.1 ст.22), право на неприкосновенность жилища(ст.25),право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени(ч.1ст.23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в РФ(ст.27).

Провозглашая права  личности, Конституция РФ устанавливает для человека определенные обязанности и запреты: обязанность платить законно установленные налоги и сборы(ст.57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст.58), запрет принудительного труда(ч.2ст.37).Вместе с тем Конституция РФ (ч.3ст.55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства».

Второй элемент административно-правового статуса личности представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса – социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права, и здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы служащего, учащегося, военнослужащего и т.д.

Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина – особый статус, включающий в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, например, любители-охотники, любители-водители и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей. Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех указанных четырех элементов.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность. Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью, она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством.

Административная дееспособность представляет собой способность  гражданина своими действиями приобретать  субъективные права и выполнять  возложенные на него юридические обязанности в сфере осуществления государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет – получение паспорта, затем с 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности и полная – по достижении гражданином 18 лет3

Права и обязанности  граждан в сфере государственного управления.

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего  на их систему, закрепленную Конституцией РФ. В этом смысле конституционные  права и обязанности приобретают нередко реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые.

В теории административного  права деление прав и обязанностей, вытекающих из норм административного  права, осуществляется по различным  критериям 4

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. С точки зрения своего содержания, они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы или выдачу его другому государству и др.;

б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и др.)5

В зависимости от механизма  реализации можно выделить абсолютные и относительные права. Абсолютными считаются права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. Относительными же являются права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления.

К абсолютным относятся  право граждан участвовать в  управлении государством непосредственно  и через своих представителей, право граждан на объединение, право  граждан на свободу, личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, право  граждан проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование, право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения (жалобы) в государственные органы, право на передвижение, право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц.

В число относительных  необходимо включать например, право  на приобретение оружия, право на поступление на государственную гражданскую службу, право на поступление в высшее учебное заведение, право на вождение транспортного средства.6

По содержанию различают  следующие группы административных прав:

1) на социально-политическую активность ( права на государственную и муниципальную службу, внесение предложений, получение информации, на организацию, участие, выход из общественных объединений и др.);

2) на государственное  участие, содействие, помощь компетентных публичных организаций (право пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную, техническую, юридическую, медицинскую и иную помощь;

3) на защиту. Основные  формы реализации этого права:  административная жалоба, жалоба (заявление)  в суд, защита в производстве  по делам об административных правонарушениях, право на помощь негосударственных организаций .

Административно-правовые обязанности подразделяются на абсолютные и относительные. Первые не зависят  от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (соблюдение правил дорожного движения и т.п.)

Относительные обязанности  подразделяют на две подгруппы. К  первой относятся те, которые возникают  из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование  ими. Среди них можно различать: обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза и др.), обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом

( водителя, собственника  огнестрельного оружия и др.). Во вторую подгруппу следует выделить в их числе: претерпевать меры пресечения (задержание, арест имущества и др.), по исполнению наказаний ( штрафа, административного ареста и др.)7

 Таким образом можно  сделать вывод, что право граждан на обращение по содержанию является политическим правом, поскольку в процессе реализации данного права граждане взаимодействуют с органами государственной власти, по механизму реализации право граждан на обращение – это абсолютное право, так как его реализация зависит только от волеизъявления гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, сущность и содержание института обращений граждан в органы государственной и местной власти.

Информация о работе Право граждан на обращение