Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Задачи данной работы: дать общую характеристику административно-правового статуса гражданина, прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, указать, какое место право граждан на обращение занимает в системе прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, определить понятие, сущность и содержание института обращений граждан, рассмотреть правовое закрепление права граждан на обращение, выделить особенности реализации права граждан на обращение.
1. Административно-правовой статус гражданина: общая характеристика, права и обязанности граждан в сфере государственного управления. – с.3-7
2. Понятие, сущность и содержание института обращений в органы государственной и местной власти. – с.8-12
3.Правовое закрепление права граждан на обращение. –с. 13-26
4. Особенности реализации права граждан на обращение. –с. 27-29
Федеральный закон « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»8 не содержит в себе определения права на обращения, в ст.2 закона лишь повторяется формулировка ст. 33 Конституции РФ: «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам».
В научной литературе предпринимались попытки дать определение праву на обращения в органы публичной власти. Так, М.В. Карасева полагает, что право на обращения в органы публичной власти – это конституционное право, предполагающее обращения гражданина или коллектива граждан к компетентным органам в целях защиты (восстановления) лично его (их) нарушенных прав и законных интересов и выражающее волю всего народа, социальную свободу, а также общественное отношение по участию в управлении государственными и общественными делами, как наиболее существенное коренное отношение между государством и гражданином9. По мнению А.А. Дворака и А.П. Любимова, «право на обращения – это право граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) обращаться в письменной или устной форме с предложением, заявлением, ходатайством, а также с жалобой, которые адресуются органам, в чью компетенцию входит разрешение этих вопросов»10. По мнению С. А. Широбокова, обращение – это волеизъявление индивида, выражающееся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить, защитить или восстановить права и свободы11.
Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти – самостоятельный комплексный правовой институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно или через представителей обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц, и участия в управлении делами государства12.
В данном определении можно выделить следующие признаки института обращений граждан
в государственные органы и органы местного самоуправления:
а) конституционно-правовая закрепленность права граждан на обращения, означающая, согласно содержанию в ч.2 ст.17, ч.2 ст.55. Конституции РФ, что такое право принадлежит человеку и гражданину от рождения, и они не вправе быть лишены его каким-либо государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, причем ни при каких обстоятельствах, кроме ограничений, установленных на основании и в порядке, предусмотренных законом.(Например, ограничения на повторные обращения, или при злоупотреблении правом на обращения, обращения несовершеннолетних и недееспособных лиц). То есть это право является неотъемлемым, но не абсолютным – не подлежащим ограничению ни при каких обстоятельствах. Именно конституционно-правовое закрепление неотъемлемости права на обращения в органы власти позволяет субъектами института обращений признать несовершеннолетних и недееспособных лиц, поскольку возраст и психическое здоровье человека не являются основанием лишения человека его прав и свобод.
б)институт обращений приводится в действие на основе устного или письменного обращения в процессе участия в приеме должностным лицом органа власти либо посредством направления в соответствующий орган, его должностному лицу письменного предложения, заявления, жалобы. Так, право субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ч.3 ст.29) реализуется посредством направления обращений в органы государственной власти с требованиями о предоставлении информации об их деятельности, если это не связано с разглашением государственной и иной охраняемой законом тайны, а также об информации, затрагивающей его права, свободы и законные интересы.13Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти является способом выражения общественного мнения и средством получения государственными органами и органами местного самоуправления информации от граждан о качестве и недостатках своей работы. Институт обращений, являясь одним из способов выражения свободы мнений, в любом случае используется для разрешения конкретного вопроса, в силу чего носит конкретную правовую форму (предложение, заявление, жалоба).Выражение мнения в общей форме не вправе относить к институту обращений.14
в)институт обращений включается в действие индивидуальными и коллективными обращениями, свидетельствует о том, что его субъекты могут реализовывать свои правомочия самостоятельно либо объединившись с другими субъектами в коллективное образование, которое может быть оформлено в виде юридического лица, или не оформленным юридическим объединением граждан.
г)институт обращений
имеет свои объекты, т.е. охраняемые
законодательным образом
д)институт обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеет свою правовую базу, которую составляет национальное законодательство (федерального уровня, уровня субъектов федерации и местного уровня), где представлены конституционная, административная, муниципальная, гражданская, уголовная, семейная, гражданско-процессуальная, уголовно-процессуальная отрасли права, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, соглашения РФ.
е)институт обращений наделен своим
специфическим механизмом правового
регулирования, в который входят
правовые методы (убеждение, принуждение,
обжалование, контроль и надзор),средства(
ж)функционирование института обращений граждан в различные органы власти предполагает также специфическое правоотношение, представляющее собой ту часть общественных отношений, урегулированных законодательством, которые возникают между его субъектами по поводу подачи, приема, рассмотрения и разрешения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, их коллективов либо организаций.
Сущность института обращений в органы власти выражается в том, что граждане на его основе вправе участвовать в управлении делами государства, реализовывать и защищать свои права, свободы и законные интересы, использовать в качестве канала обратной информационной связи с государством, его органами и организациями, а также в целях взаимообусловленной связи с другими конституционными правами в качестве способа их реализации. В объективном смысле он представляет собой один из важнейших институтов, в котором задействована совокупность определенных нормативно-правовых норм, обеспечивающих реализацию конституционного права каждого на участие в управлении делами государства, выражение своего мнения, защиту и восстановление своих нарушенных прав, свобод и законных интересов. В субъективном смысле институт обращений представляет собой совокупность определенных правомочий, составляющих его содержание. К таким правомочиям относятся: право на критический анализ деятельности органов власти, право представлять рекомендации в целях улучшения деятельности органов власти и их должностных лиц, право граждан инициировать своими действиями ( путем подачи коллективных обращений) принятие и отмену или изменение и дополнение нормативно-правовых актов и иных решений органов власти и их должностных лиц, право добиваться содействия органов власти в реализации конкретных прав и свобод, право на обращение за защитой(восстановлением) своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также прав, свобод и законных интересов других лиц, право сообщать о ставших им известными нарушениях законности, допущенных органами власти и их должностными лицами.
Правомочиям субъектов института
обращений корреспондирует
Субъекты института обращений делятся на лиц, правомочных обращаться в органы власти, и субъектов, обязанных принять, рассмотреть и ответить на обращения в порядке, форме и сроки, которые установлены законом. К первым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также организации ( как в форме юридического лица, так и без образования такового). Специфика первой группы субъектов института обращений состоит в том, что для них не устанавливается ценз, например, достижение определенного возраста и наличие дееспособности. Вторую группу субъектов института обращений представляют государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.16
Институт обращений граждан в органы власти выполняет три функции:
1)Правозащитная функция,
2)Информационная функция,
3)Коммуникационная функция,
3. Правовое закрепление права граждан на обращение.
Право граждан на обращение
в государственные органы и органы
местного самоуправления закреплено статьей
33 Конституции РФ : «Граждане Российской
Федерации имеют право
Кроме упомянутого
Федерального конституционного
закона, правоотношения, связанные
с рассмотрением обращений
Данные общественные отношения составляют предмет ряда федеральных законов. Вопросы судебного обжалования регулируются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Гражданским процессуальным кодексом РФ (подраздел III раздела II "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений"), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (раздел III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений").
Право на обращение упоминается в ряде международных договоров Российской Федерации. В качестве примера можно привести договоры о дружбе и сотрудничестве (например, Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, заключенный в Москве 3 июля 1997 г.), договоры о правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам (например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам, заключенный в Нью-Дели 3 октября 2000 г.).
Во многих субъектах РФ действуют собственные законы об обращениях граждан (например, Закон Московской области от 5 октября 2006 г. N 164/2006-03 "О рассмотрении обращений граждан"; Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. N 391-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан"; Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 г. N 152-ЗС "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края" и др.)18
Долгое время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с обращениями граждан, являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г19 .
Несовершенство действующего законодательства послужило основанием для принятия нового Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г20Статья 1 Закона определяет: Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».Частью 3 ст. 1 установлено, что этот Федеральный закон распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.