Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Задачи данной работы: дать общую характеристику административно-правового статуса гражданина, прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, указать, какое место право граждан на обращение занимает в системе прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, определить понятие, сущность и содержание института обращений граждан, рассмотреть правовое закрепление права граждан на обращение, выделить особенности реализации права граждан на обращение.
1. Административно-правовой статус гражданина: общая характеристика, права и обязанности граждан в сфере государственного управления. – с.3-7
2. Понятие, сущность и содержание института обращений в органы государственной и местной власти. – с.8-12
3.Правовое закрепление права граждан на обращение. –с. 13-26
4. Особенности реализации права граждан на обращение. –с. 27-29
В статье 15 Закона не названы виды ответственности, которые могут быть применены за нарушение Закона, а лишь содержится отсылка к законодательству Российской Федерации. Следовательно, в данном случае надо рассмотреть вопрос о возможности применения за нарушение Федерального Закона « О порядке рассмотрения обращений граждан» уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.
Нарушения, связанные
с рассмотрением обращений
Например, ст. 140 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Статьей 293 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или тяжкие последствия в виде вреда здоровью или смерть человека.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях также нет специального состава, предусматривающего ответственность за нарушение данного Закона. Есть более или менее близкие составы (например, ст. 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации" КоАП РФ), но непосредственно административная ответственность за противоправное действие (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица в рассматриваемой сфере не предусмотрена.
Гражданин может обратиться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке (п. 4 ст. 5 комментируемого Закона). Однако при этом он не имеет возможности поставить вопрос о привлечении виновных к административной ответственности. Вряд ли это оправданно.
Следовательно, в данном случае можно говорить главным образом о дисциплинарной ответственности: она наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине нарушителя возложенных на него должностных или трудовых обязанностей, и применяется в порядке подчиненности, т.е. вышестоящим должностным лицом.
Об ответственности за нарушения, связанные с работой по обращениям граждан, говорится в административных регламентах и инструкциях, регламентирующих работу с обращениями граждан, принятых государственными органами. Однако и в этих актах, как правило, содержатся лишь самые общие формулировки об ответственности в рассматриваемой сфере, т.е. вид юридической ответственности не уточняется.
Например, в Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденной Приказом Росгидромета от 15 июня 2007 г. N 186, ответственность за организацию и соблюдение установленных сроков рассмотрения обращений граждан возлагается в центральном аппарате Росгидромета на руководителя Росгидромета, в территориальном органе Росгидромета - на руководителя территориального органа. Ответственность за состояние делопроизводства по обращениям граждан в структурных подразделениях несут руководители структурных подразделений Росгидромета (территориальных органов Росгидромета).
Регламенты и инструкции, в которых четко указано, что виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности, являются исключением из общего правила.
Таким образом, вопрос о юридической ответственности за нарушение Федерального Закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» урегулирован недостаточно четко: трудно понять, о каком виде юридической ответственности идет речь и каков механизм привлечения к ответственности. Кроме того, в федеральных законах и подзаконных актах не установлены корреспондирующие нормы. В этой ситуации статья 15 носит, скорее, декларативный характер.26
Статья 16 Закона устанавливает, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. Это значит, что только суд может установить вину соответствующих органов либо должностных лиц.
3.Особенности реализации права граждан на обращение.
В российской юридической доктрине производство по рассммотрению обращений граждан и организаций считаетсянеобходимым элементом структуры административного процесса27. Внимательное отношение к обращениям граждан и их объединений является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства.
Например, в Администрации Президента РФ для решения подобных вопросов создано самостоятельное подразделение – Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан28.
Среди основных функций Правительства, касающихся производства по рассмотрению обращений граждан можно выделить следующие:
1) Правительство в
пределах своей компетенции
2) Организация исполнения
принятых решений возлагается
на органы исполнительной
3) Работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство РФ, организует Аппарат Правительства РФ. Обращение в зависимости от содержания докладывается Председателю Правительства РФ, заместителю Председателя Правительства РФ или руководителю Аппарата Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) либо направляется Аппаратом Правительства РФ для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. Аппарат Правительства РФ также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями29.
В основе процедуры рассмотрения обращений граждан, которая урегулирована Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006г № 59 –ФЗ, заложены следующие правила:
1. Все субъекты публичного
управления должны
2. Письменное обращение
гражданина должно быть им
подписано с указанием фамилии,
3. Письменное обращение
регистрируется в течение трех
дней с момента поступления
в государственный орган,
4. Поступившие в установленном порядке обращения подлежат обязательному рассмотрению. При получении органом государственной власти (местного самоуправления) обращения, не относящегося к его компетенции, руководитель (иное должностное лицо) данного органа обязан в с7-дневный срок направить это обращение по принадлежности, известив об этом заявителя, а при личном приеме разъяснить, куда следует обратиться.
5. В соответствии с
принципом оперативности
6. Обращения считаются
разрешенными, если рассмотрены
все поставленные в них
7. Не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
8. Нарушение установленного
порядка рассмотрения
За точным и единообразным
исполнением порядка
По мнению В. Д, Сорокина, нормативно-правовые акты, регулирующие производство по рассмотрению обращений, бывают двух видов.30 Первые посвящены порядку рассмотрения исключительно жалоб и споров, не касаясь иных форм обращений.
К таким актам можно отнести, например, Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», глава 7 Таможенного Кодекса РФ 2003 г, регулирующая порядок обжалования действий (бездействия) или решений таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
Ко второму виду относятся
«комплексные» нормативно-
Законодательством РФ предусмотрено два альтернативных способа рассмотрения жалоб – административный и судебный. Граждане свободны в выборе способа обжалования, им предоставлено право направлять жалобы как в вышестоящие исполнительные органы (административный порядок), так и в суд. Административное рассмотрение жалобы производится в том же процессуальном порядке, который предусмотрен для рассмотрения иных видов обращений граждан. Однако, во-первых, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Во-вторых, если в связи с этим невозможно направление жалобы на рассмотрение в органы исполнительной власти (местного самоуправления), в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие ( бездействие) в установленном порядке в суд.31
Я считаю, что установленный законодательством РФ порядок реагирования официальных структур на поступающие в них обращения – необходимое условие реализации прав граждан в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, институт обращений граждан представляет собой юридическую форму диалога личности и государства, олицетворение взаимосвязи между населением и властью, инструмент общественного контроля за деятельностью органов публичного управления. Что касается производства по рассмотрению обращений, то оно регламентируется большим количеством различных нормативных актов, а это существенно затрудняет реализацию права граждан на обращение.
Заключение.
Рассматривая данную тему, я поставила перед собой следующие задачи: дать общую характеристику административно-правового статуса гражданина, прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, указать, какое место право граждан на обращение занимает в системе прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, рассмотреть правовое закрепление права граждан на обращение, выделить особенности реализации права граждан на обращение. При характеристике прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления я указала, что право граждан на обращение по содержанию является политическим правом, поскольку в процессе реализации данного права граждане взаимодействуют с органами государственной власти, по механизму реализации право граждан на обращение – это абсолютное право, так как его реализация зависит только от волеизъявления гражданина, институт обращений граждан я рассмотрела как самостоятельный комплексный институт, который является важнейшей составной частью правового статуса человека и гражданина и по своей сути всегда воздействует на деятельность органов государственной власти, рассматривая правовое закрепление права граждан на обращение, основное внимание я уделила характеристике Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», который закрепляет понятие «обращение», виды обращений, права гражданина при рассмотрении обращения, единый порядок работы с обращениями граждан, однако в данном законе нет детального регулирования административных процедур, связанных с рассмотрением обращений граждан, установленный порядок рассмотрения обращений граждан не является единственным, так как некоторые виды обращений рассматриваются в порядке, предусмотренном иными федеральными конституционными и федеральными законами, характеризуя особенности реализации права граждан на обращение, я отметила, что установленный законодательством РФ порядок реагирования официальных структур на поступающие в них обращения – необходимое условие реализации прав граждан в различных сферах общественной жизни.