Право граждан на обращение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: дать общую характеристику административно-правового статуса гражданина, прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, указать, какое место право граждан на обращение занимает в системе прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления, определить понятие, сущность и содержание института обращений граждан, рассмотреть правовое закрепление права граждан на обращение, выделить особенности реализации права граждан на обращение.

Содержание работы

1. Административно-правовой статус гражданина: общая характеристика, права и обязанности граждан в сфере государственного управления. – с.3-7
2. Понятие, сущность и содержание института обращений в органы государственной и местной власти. – с.8-12
3.Правовое закрепление права граждан на обращение. –с. 13-26
4. Особенности реализации права граждан на обращение. –с. 27-29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (10).doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

1. В случае, если в  письменном обращении не указаны  фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором  обжалуется судебное решение,  в течение семи дней со дня  регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган,  орган местного самоуправления  или должностное лицо при получении  письменного обращения, в котором  содержатся нецензурные либо  оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа .

4. В случае, если текст  письменного обращения не поддается  прочтению, ответ на обращение  не дается и оно не подлежит  направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если в  письменном обращении гражданина  содержится вопрос, на который  ему многократно давались письменные  ответы по существу в связи  с ранее направляемыми обращениями,  и при этом в обращении не  приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ  по существу поставленного в  обращении вопроса не может  быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или  иную охраняемую федеральным  законом тайну, гражданину, направившему  обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины,  по которым ответ по существу  поставленных в обращении вопросов  не мог быть дан, в последующем  были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Важной гарантией реализации прав граждан в рассматриваемом  производстве является законодательное установление сроков и процедуры рассмотрения обращений.

Срок рассмотрения обращения  гражданина определен в ч. 1 статьи 12 - 30 дней со дня регистрации обращения. Как определено в ст. 8, поступившее  обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней. В большинстве органов государственной власти и местного самоуправления разработаны и действуют положения (регламенты), регулирующие различные вопросы, связанные с регистрацией и прохождением входящих документов.

В ч. 2 ст. 12 Закона рассмотрены ситуации, допускающие увеличение сроков рассмотрения обращения на 30 дней. Во-первых, это ситуация, предусмотренная ч. 2 ст. 10, т.е. тот случай, когда рассматривающий обращение субъект направляет запрос в иной орган или иному должностному лицу с целью получения необходимой информации относительно вопросов, содержащихся в обращении. Как явствует из текста Закона, запрашиваемый субъект обязан дать ответ на запрос в течение 15 дней со дня его получения. Во-вторых, такое продление срока возможно, как определил законодатель, «в исключительных случаях». Закон не содержит перечня исключительных случаев, и это, вероятно, вряд ли возможно, но, продлевая срок на 30 дней и сообщая об этом, как требует Закон, автору обращения, субъект, рассматривающий обращение, должен привести веские аргументы в пользу продления срока.

В соответствии со статьей 13 Закона личный прием граждан в  государственных органах, органах  местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными  на то лицами. Информация о месте  приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится в целях поддержания непосредственных контактов с населением, оперативного решения вопросов, поставленных в обращениях граждан. Прием граждан проводят руководители государственных органов, органов местного самоуправления, заместители руководителей и уполномоченные должностные лица. Должностное лицо, осуществляющее прием граждан, несет ответственность за качество ответов по существу поставленных вопросов и предоставляемые разъяснения.

Личный прием граждан  может осуществляться на основе устного  личного обращения или обращения, поступившего в виде электронного запроса. Информация о порядке личного  приема граждан (место приема, условия приема, необходимые документы, контактный телефон (факс) размещается на досках объявлений, информационных стендах, официальных сайтах в сети Интернет и т.д.

Обычно на личный прием  к руководителю государственного органа, органа местного самоуправления и его заместителям проводится запись. Такая запись осуществляется служащими соответствующего структурного подразделения государственного органа, органа местного самоуправления (управление (отдел) по работе с гражданами, управление (отдел) делопроизводства и т.д.). Иногда для организации личного приема граждан образуются приемные.

Запись граждан на прием должна осуществляться с соблюдением  следующих требований:

просьба заявителя о  личном приеме не должна быть анонимной;

интересующий заявителя вопрос должен относиться к компетенции государственного органа, органа местного самоуправления;

обращение гражданина в  случае необходимости должно подкрепляться  материалами и документами, обосновывающими  или поясняющими суть обращения;

представляемые заявителем материалы не должны содержать выражений, оскорбляющих честь и достоинство других лиц.

Если заявление гражданина о личном приеме не соответствует  указанным требованиям, гражданину может быть отказано в приеме руководителем  или заместителями руководителя государственного органа, органа местного самоуправления с обязательным разъяснением причины отказа.

Сведения о произведенной  записи на личный прием с приложением  имеющихся материалов по рассматриваемому вопросу направляются руководителю или заместителям руководителя государственного органа, органа местного самоуправления в соответствии с распределением полномочий для определения даты проведения личного приема.

Дата, место и время  приема граждан определяются лицом, осуществляющим прием, с учетом его рабочего плана и заблаговременно доводятся до сведения структурного подразделения, отвечающего за организацию приема. Последнее, в свою очередь, оперативно доводит данную информацию до сведения граждан, используя имеющиеся каналы связи (контактные телефоны, рассылка информации, устное сообщение и т.д.). В случае необходимости руководитель или заместители руководителя государственного органа, органа местного самоуправления дают поручения о подготовке необходимых материалов по рассматриваемому вопросу к дате приема.

Руководитель и заместители  руководителя при ознакомлении с  информацией о предварительной  записи к ним на личный прием вправе делегировать полномочия по приему граждан  должностным лицам, в компетенцию  которых в соответствии с должностными регламентами входят рассматриваемые вопросы.

Руководитель или заместители  руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченные должностные лица проводят прием  граждан в служебных кабинетах  либо в специально отведенном помещении - приемной.

 В Российской Федерации  нет специального федерального  закона о документах, удостоверяющих  личность.

Внутри страны личность гражданина удостоверяет несколько  таких документов: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение  военнослужащего, паспорт моряка.

Так, согласно Положению  о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства  РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 2003 г. N 91 утверждено Положение об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации. По этому Положению данное удостоверение является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка" паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца как за пределами Российской Федерации, так и в пределах Российской Федерации. Паспорт моряка выдается гражданам Российской Федерации, работающим на российских судах заграничного плавания или командируемым российскими судовладельцами для работы на иностранных судах, а также включенным в судовую роль курсантам (учащимся) учебных заведений, командируемым на суда работникам федеральных органов исполнительной власти и работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении этих органов.

В карточку личного приема обычно заносятся фамилия, имя, отчество заявителя; дата и время приема; адрес заявителя; краткое содержание просьбы заявителя; результаты рассмотрения; фамилия, имя, отчество ведущего прием и его подпись.

Данные, содержащиеся в  карточках, могут в последующем  заноситься в журналы учета граждан, обратившихся в государственный орган, орган местного самоуправления (журнал личного приема).

Информация по итогам личного приема используется для  подготовки отчетов по работе с обращениями  граждан за определенный период (месяц, квартал, год), направляемых руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, а также для обобщения и последующего размещения на официальных сайтах.

 В случаях, если  на личном приеме возникают  новые вопросы и обращения,  которые не могут быть решены  непосредственно во время приема, гражданину предлагается оставить заявление в письменной форме. Это заявление в установленном порядке направляется на рассмотрение и разрешение по существу в подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. На первом листе такого обращения обычно проставляется штамп: "Принято на личном приеме".

В ч. 6  ст. 13 Закона предусмотрен случай, когда в ходе личного приема гражданину может быть отказано в  дальнейшем рассмотрении его обращения. Такой отказ правомерен при соблюдении следующих условий:

данное обращение гражданина уже рассматривалось этим же государственным  органом, органом местного самоуправления или должностным лицом;

гражданину дан ответ  по существу поставленных вопросов;

гражданином не приводятся новые доводы или обстоятельства.25

Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного  рассмотрения устных и письменных обращений  граждан, принятие по ним соответствующих  решений и направление ответов  в установленный законодательством Российской Федерации срок относятся к числу полномочий государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Для эффективной реализации этих полномочий необходим контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений. Контроль - важнейший вид обратной связи, из которого субъекты власти получают информацию о фактическом состоянии дел, выполнении принятых решений. Контроль используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения негативных социальных процессов. Контроль состоит в наблюдении за выполнением какого-либо полномочия или функционированием подконтрольного объекта; получении объективной информации о состоянии дел, анализе собранной информации, выявлении тенденций, причинно-следственных связей, разработке прогнозов; принятии мер по предотвращению нарушений законодательства, вредных последствий, ущерба; анализе причин и условий, способствующих совершению нарушений; выявлении виновных и привлечении их к ответственности.

В целях контроля в  государственных органах, органах местного самоуправления составляются отчеты о работе с обращениями граждан за определенный период времени. В такие отчеты включаются данные о количестве поступивших обращений (могут отдельно приводиться данные об обращениях, поступивших в центральный аппарат и территориальные органы). Далее обращения разделяются по тематике (экономические, социальные вопросы и т.д.). В отчетах указываются меры, которые были приняты в связи с обращениями (решено положительно, приняты меры, разъяснено, переадресовано, отказано и т.д.).

В отчетах приводится информация о личном приеме граждан: содержатся данные, которые позволяют  судить о соблюдении сроков рассмотрения обращений, а также о мерах  ответственности, применяемых в  случае нарушения таких сроков.

Этим отчетам может  быть придана большая открытость, т.е. государственные органы и органы местного самоуправления могли бы периодически публиковать аналитические обзоры и отчеты, содержащие статистические данные о поступивших обращениях, информацию о конкретных мерах, принятых к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб, а также обнародовать факты нарушения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и информировать о мерах, примененных к лицам, нарушающим этот порядок.

Информация о работе Право граждан на обращение