Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 04:26, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона являются одними из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Введение………………………………….………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации………….….7
§1. Понятие и правовое регулирование континентального шельфа Российской Федерации……………………………………………………………………...…….7
§2. Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации………………………………………………………..…………………20
Глава 2. Правовой режим охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………30
§1. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………………………………………………………………..……30
§2. Компетенция пограничных органов по охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации…..…47
Заключение……………………………………………………………………...…59
Библиография…………………………………………………………………..…63
Невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.16 КоАП РФ. Если виновные противоправные действия (бездействие), совершенные капитаном судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах названных выше морских пространств, выразились не только в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей по ведению промыслового журнала, но и в нарушении других правил осуществления рыболовства, то его действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.16 КоАП РФ и либо по части 2 статьи 8.17, либо по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств дела (режима водных пространств, где совершено административное правонарушение, а также факта обнаружения водных биоресурсов при совершении правонарушения в пределах морских пространств, перечисленных в части 2 статьи 8.17 КоАП РФ).
Санкцией части 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Стоимость таких ресурсов должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов (в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат). В случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта (пункт 1 части 1 статьи 3.5, части 1 и 2 статьи 27.11 КоАП РФ).55
Рассмотренные вопросы охватывают основную часть тех проблем, которые выявила практика применения административной ответственности за нарушения законодательства в сфере континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В теоретическом плане изучение этих проблем создает предпосылки для дальнейшего совершенствования законодательства об административных правонарушениях, а в практическом - позволяет защитить физических и юридических лиц от необоснованного привлечения их к административной ответственности. Кроме того, анализ и обобщение судебной практики по этим делам показывают, насколько большое значение для правоприменителей, и прежде всего для судей, с 2010 года имеют разъяснения отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данные Верховным Судом Российской Федерации как органом, обеспечивающим единообразие в толковании и применении судами норм права.
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о шельфе является самым суровым из всех видов.56
К экологическим преступлениям, которые могут иметь место в связи с деятельностью на шельфе относятся также:
1) загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);
2) нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ);
3) незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ);
4) загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
5) отдельно здесь можно указать на экоцид (ст. 358 УК РФ), хотя у него иной родовой объект (безопасность человечества).
Проанализируем положения
Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ). Данная норма, во-первых, вобрала в себя ряд положений предыдущего законодательства; во-вторых, существенно изменила описание рассматриваемого посягательства. Общественная опасность преступления заключается в том, что им причиняется вред нескольким группам общественных отношений: континентальному шельфу как одному из элементов окружающей среды, суверенитету России, безопасности судоходства. В связи с этим в юридической литературе высказано мнение о том, что нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной зоне не является экологическим преступлением57.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 253 УК РФ, является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, отношения по обеспечению безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.
Рассматриваемая статья состоит из двух частей, предусматривающих различные по своим объективным и субъективным признакам преступления. Часть первая предусматривает ответственность за незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
Объект преступления - общественные отношения по охране природных ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны Российской Федерации. Дополнительными объектами могут выступать суверенитет России, безопасность судоходства.
Объективную сторону преступления по ч. 1 данной статьи образуют:
а) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации;
б) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности;
в) нарушение правил строительства,
эксплуатации, охраны и ликвидации
возведенных искусственных
Так, по приговору Сахалинского областного суда Г. осужден по ч. 1 ст. 253 за нарушение правил эксплуатации и охраны возведенных установок в рамках строительства проекта «Сахалин-1»58.
Обязательным признаком
объективной стороны
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить (возвести сооружение, создать зону безопасности и т.п.). Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют. Субъект преступления - вменяемое шестнадцатилетнее лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности. Субъект специальный.
Часть 2 ст. 253 УК РФ запрещает проведение исследований, поиск, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации без соответствующего разрешения. Эти действия образуют состав экологического преступления. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)"59 сказано, что уголовная ответственность по части 2 статьи 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.
Также в данном документе установлено, что вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без специального разрешения, полностью охватывается частью 2 статьи 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в частях 1 и 3 статьи 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях, при наличии к тому оснований, наступает по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.60 Предметом этого преступления являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации (природные ресурсы). Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из следующих действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимых без соответствующего разрешения.
Незаконными морские научные исследования следует признавать, если они осуществляются без разрешения (т.е. при отсутствии такового у лица) либо когда это лицо осуществляет эти исследования в месте, не обозначенном в разрешении, или если их проводит лицо, не указанное в разрешении, по переданному ему другим лицом разрешению. П. признан виновным в том, что он, являясь капитаном рыболовной шхуны "Вектор" ООО "Навигатор" (г. Южно-Сахалинск), без соответствующего разрешения незаконно осуществлял разработку естественных богатств континентального шельфа. В денежном выражении причиненный им ущерб составил 3238547 руб. Петропавловск-Камчатским городским судом его действия квалифицированы по ч. 2 ст. 253 УК РФ. За совершение аналогичного преступления осужден капитан среднего рыболовного траулера Г. Его незаконными действиями причинен ущерб на сумму 29980611 руб.61
Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из действий, указанных в ч. 2 ст. 253 УК РФ. Состав преступления формальный. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 253 УК РФ, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает эти деяния совершить. Субъект преступления - граждане РФ, лица без гражданства или иностранные граждане, достигшие возраста шестнадцати лет. Субъект общий62
В ч. 2 ст. 253 УК РФ предусмотрена ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения, выдаваемого федеральным органом в установленном законе порядке. Признаки субъективной стороны и субъекта преступления, предусмотренного ч. 2, те же, что и в ч. 1 ст. 253 УК РФ.
Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)".
В практической деятельности имеют место проблемы в применении положений УК РФ об охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации
Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие промысел и оборот водных живых биологических ресурсов, а также законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за преступления в данной сфере, по прежнему недостаточно полно, и по разному, раскрывают содержание таких понятий, как «промысел», «добыча», «разработка природных ресурсов». В частности, уголовно наказуемыми, в соответствии с ч.2 ст. 253 УК РФ, являются незаконные исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения63. Однако, ни УК РФ, ни Федеральные законы «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», не раскрывают содержания такого понятия, как "разработка природных ресурсов".
Из анализа содержания
статьи 256 УК РФ во взаимосвязи со статьей
253 УК РФ следует, что статья 256 УК РФ
предусматривает уголовную
В то же время, понятие «добыча (вылов) водных биологических ресурсов», используемое ст. 256 УК РФ, и подразумевающее, согласно п.8 ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», изъятие водных биоресурсов из среды их обитания, не совпадает с более широким понятием «разработка природных ресурсов», которое по смыслу законов, действующих в этой сфере, представляет собой комплексный процесс по добыче, переработке водных биоресурсов, производству из них готовой продукции, а также транспортировке уловов и готовой продукции.
Например, по сформировавшейся в Камчатском крае практике, лица, совершившие перечисленные деяния в отношении водных биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (т.е. осуществляющие незаконную добычу, переработку, транспортировку, с сокрытием добытых водных биоресурсов и изготовленной из них продукции от учета) привлекаются к уголовной ответственности по ч.2 ст.253 УК РФ64.