Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 04:26, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона являются одними из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Введение………………………………….………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации………….….7
§1. Понятие и правовое регулирование континентального шельфа Российской Федерации……………………………………………………………………...…….7
§2. Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации………………………………………………………..…………………20
Глава 2. Правовой режим охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………30
§1. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………………………………………………………………..……30
§2. Компетенция пограничных органов по охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации…..…47
Заключение……………………………………………………………………...…59
Библиография…………………………………………………………………..…63
Лица, совершившие эти же деяния во внутренних водоемах, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ, исходя из диспозиции ст.256 УК РФ, несут ответственность только за противоправную добычу водных биоресурсов, а дальнейший незаконный оборот указанных биоресурсов и выпущенной из него готовой продукции состава преступления не образует. Хотя, согласно ст.20 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ, требования о соблюдении законодательства Российской Федерации распространяются на исследование, разведку, разработку (добычу), охрану водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности.
Такие несоответствия между терминами в законах, действующих в анализируемой сфере, существенно затрудняют возможность формирования правильной, единообразной и эффективной практики применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения.
Представляется необходимым дополнить Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» указанием о необходимости получения Разрешения на ведение рыбопромысловой деятельности и в части транспортировки, переработки, хранения водных биоресурсов, и в законодательном порядке установить, что действие Разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов не распространяется на то количество добытых (выловленных) биологических ресурсов, которое не учтено пользователем в установленном законом порядке65.
Изложенное подтверждает тезис о том, что государственная политика, направленная на борьбу с криминальной деятельностью, является частью проблемы оптимизации распределения ресурсов, а эффективность использования водных биологических ресурсов определяется состоянием российской экономики и ее правовой базы. Это позволяет с уверенностью утверждать, что борьба с браконьерством не может быть успешной, если она ведется исключительно карательными мерами, без создания системы эффективного управления водными биологическими ресурсами с использованием рыночных механизмов и современной правовой базы, способной регулировать указанные отношения. Не менее важно проведение государственной политики правового воспитания граждан и мероприятий по активной пропаганде через средства массовой информации положительных результатов деятельности правоохранительных органов. Государство может стать реальным собственником биоресурсов лишь путем создания согласованной системы правовых, экономических и идеологических мер предупреждения и целенаправленного противодействия браконьерству66.
§2. Компетенция пограничных
Согласно статье 11.1 Закона о федеральной службе безопасности67 направлениями пограничной деятельности являются:
- защита и охрана
- защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
В структуре центрального аппарата ФСБ РФ данными направлениями руководит Пограничная служба. Пограничная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности на основе Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"68.
Статья 3 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" закрепляет, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Как видно, защита интересов государства, которая осуществляется пограничными органами ФСБ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, является трудоемкой задачей именно по причине большого территориального охвата ее реализации. Кроме того, функции ФСБ по защите интересов государства в пределах приграничной территории отнюдь не состоят только в контроле пропускного режима. Еще в 2007 г. прежний директор ФСБ Н.П. Патрушев высказался о том, что "исходя из реалий сегодняшнего дня мы отказались от военно-административного построения пограничной составляющей ведомства. Пограничные органы как составная часть органов безопасности освобождаются от нехарактерных для них войсковых функций. Завершается их формирование как системы оперативных подразделений по борьбе с трансграничной преступностью. Идет активный переход на оперативные способы охраны государственной границы и внедрение современных технических средств. Так, пограничные органы дополняются подразделениями береговой охраны, государственными морскими инспекциями. При этом предусматривается создание структур, обеспечивающих функционирование беспилотной авиационной техники и систем спутникового мониторинга обстановки в наземных и морских пространствах. В пограничных управлениях создаются также подразделения специального назначения, которые предназначены для действий в чрезвычайных ситуациях и осуществления оперативно-боевой деятельности"69. Приказом ФСБ РФ от 11 января 2009 г. № 170 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере и признан утратившим силу Приказ ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 568. Данным актом установлены порядок и последовательность действий (административных процедур) органов федеральной службы безопасности при осуществлении полномочий по обеспечению охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, охраны за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
После упразднения ФПС России на основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» Государственной пограничной комиссией была разработана и 28 января 2005 г. утверждена Концепция формирования системы обеспечения интересов государства в пограничной сфере (далее - Концепция).
Концепция формирования системы обеспечения интересов государства в пограничной сфере была рассчитана до 2010 г., но до сих пор является основой для разработки планов и программ обустройства государственной границы, совершенствования законодательства в пограничной сфере. Создается новый облик Пограничной службы ФСБ России. Одна из важнейших задач, которые она решает - обеспечение национальных интересов и безопасности России в морских пограничных пространствах. Именно в этом направлении были осуществлены организационно-структурные преобразования пограничных органов ФСБ России. Специфика выполнения задач по обеспечению Россией своих национальных интересов и безопасности на морских направлениях потребовала выстраивания особой структуры подразделений береговой охраны, изменения системы управления ими и подготовки кадров, выработки новой тактики действий. Все это вызвало необходимость выделения береговой охраны в отдельную линию оперативно-служебной деятельности пограничных органов. В целях усиления контроля надводной обстановки, эффективного противодействия угрозам России, исходящим с морских направлений, в ФСБ России была разработана Концепция формирования системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации на период до 2010 года, а 13 июля 2004 г. Указом Президента было создано управление береговой охраны федеральной службы безопасности71. Большое значение для создания системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации имели Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере от 28 января 2005 г. и решение Коллегии Пограничной службы ФСБ России от 22 февраля 2005 г. «О современных подходах к организации защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации на морских направлениях».
Береговая охрана является составной частью единой государственной системы безопасности России в Мировом океане. Система береговой охраны федеральной службы безопасности на морских направлениях призвана осуществлять:
- меры по защите и охране Государственной границы Российской Федерации на море, обеспечению соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, режима пограничных зон и режима в морских пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- меры по защите и охране экономических и иных законных интересов России в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, охране за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных видов рыб, образующихся в российских реках;
- меры по борьбе с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами государственной границы Российской Федерации на море, а также незаконной доставки на территорию России по морю оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера;
- меры по борьбе с трансграничной преступностью;
- контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объекта животного мира и среды их обитания;
- участие в поисково-спасательных мероприятиях во взаимодействии с аварийно-спасательными службами;
- участие в обеспечении безопасности национальною морского судоходства в пределах территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, в т.ч. разведка акваторий морей, ледовая разведка;
- участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов и на морских направлениях;
- участие в осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением норм международного права, международных договоров и законодательства Российской Федерации по предотвращению загрязнения морской среды, а также экологическому контролю72.
Для организации деятельности пограничных органов береговой охраны, оптимального учета региональных особенностей и разграничения зон ответственности созданы морские районы. Морской район включает в себя часть морского побережья, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, в пределах которого развернуты и действуют пограничные органы береговой охраны, находящиеся под единым руководством, выполняющие возложенные на них задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в данной сфере.
С учетом особенностей выделены следующие группы регионов:
1. Тихоокеанский и Арктический регионы.
2. Регионы Балтийского, Азовского и Черного морей.
3. Регион Каспийского моря (исходя из его особого статуса).
4. Речные и озерные участки государственной границы73.
Береговая охрана ФСБ России структурно представляет собой комплексную многофункциональную систему пограничных органов и их подразделений, предназначенную для защиты и охраны государственной границы, экономических и других законных интересов России во внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, конвенционных районах (и за их пределами), а также в пределах акваторий Каспийского и Азовского морей, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, охраны за пределами исключительной экономической зоны России запасов анадромных видов рыб, образующихся в ее реках. Организационно в состав пограничных органов береговой охраны входят: Департамент береговой охраны Пограничной службы ФСБ России; пограничные управления береговой охраны ФСБ России; отделы (отделения и группы) береговой охраны и государственные морские инспекции пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации, в зоне ответственности которых есть морские районы; службы береговой охраны; судоремонтные заводы; отдельный учебный морской центр ФСБ России.
Департамент береговой охраны является органом управления оперативно-служебной деятельностью пограничных органов береговой охраны, исполняющий управленческие функции в вопросах организации их деятельности по защите и охране государственной границы, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, защите и охране экономических и иных интересов России в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, а также по охране за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных видов рыб, образующихся в российских реках. Департамент совместно со структурными подразделениями Пограничной службы ФСБ России осуществляет выработку стратегии строительства, развития и применения пограничных органов береговой охраны, разработку проектов нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность, организацию и руководство деятельностью пограничных органов и контроль. На региональном уровне сформированы пограничные управления береговой охраны ФСБ России по федеральным округам: Черноморско-Азовское, Северо-Восточное, Сахалинское пограничные управления береговой охраны ФСБ России74.