Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 04:26, дипломная работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что континентальный шельф и исключительная экономическая зона являются одними из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Введение………………………………….………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации………….….7
§1. Понятие и правовое регулирование континентального шельфа Российской Федерации……………………………………………………………………...…….7
§2. Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации………………………………………………………..…………………20
Глава 2. Правовой режим охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………30
§1. Административно-правовая и уголовно-правовая охрана ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации……………………………………………………………………..……30
§2. Компетенция пограничных органов по охране ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации…..…47
Заключение……………………………………………………………………...…59
Библиография…………………………………………………………………..…63
Состав пограничного управления береговой охраны определяется исходя из важности морского направления и региона в целом в системе безопасности страны; характера межгосударственных отношений; значения защиты и охраны морского пограничного пространства (морского района) для поддержания международных политических, военных, экономических и иных связей; условий обстановки, складывающихся в морском пограничном пространстве, а также физико-географических, гидрометеорологических, навигационных и иных условий на морском направлении.
В состав пограничного управления береговой охраны входят: органы управления, оперативные подразделения, корабельно-катерный состав, службы береговой охраны, государственные морские инспекции, подразделения пограничного контроля, сухопутные подразделения, решающие задачи на морском побережье, подразделения оперативных органов и специального назначения, части (учреждения) обеспечения.
Основными задачами пограничного управления береговой охраны являются:
- защита и охрана государственной границы в установленных морских районах в целях недопущения противоправного изменения прохождения ее, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, режима пограничных зон и режима в морских пунктах пропуска через границу;
- защита и охрана экономических и иных законных интересов страны в пределах приграничной территории (побережье, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации), исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрана за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных видов рыб, образующихся в российских реках;
- осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в установленном морском районе (районах) и т.д75.
На остальных морских направлениях, в зонах ответственности пограничных управлений ФСБ России по Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Калининградской, Псковской областях, Приморскому краю, Каспийского пограничного управления ФСБ России созданы функционально выделенные структуры пограничных органов береговой охраны - отделы (по Псковской области - отделение) береговой охраны. Основными их задачами являются: внедрение перспективных основ развития и применения пограничных органов береговой охраны; контроль и оказание помощи пограничным органам береговой охраны, координация их деятельности в пределах федерального округа; организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной деятельности на морских направлениях.
В пограничных управлениях, в зоне ответственности которых есть морские районы, а также в отдельных пограничных управлениях береговой охраны, формированы службы береговой охраны. Основной их функцией является решение комплекса задач по противодействию угрозам интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере в закрепленном морском районе (подрайоне, участке ответственности). В состав служб береговой охраны включены органы управления, отряды пограничных кораблей (катеров), сухопутные подразделения, отделы (отделения) оперативной деятельности с подчиненными ему оперативными подразделениями, подразделения дознания, подразделения обеспечения, отдельных направлениях и подразделения пограничного контроля76.
Для осуществления охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, запасов анадромных видов рыб, образующихся в российских реках, а также осуществления государственного контроля в этой сфере в пограничных органах береговой охраны создана Государственная морская инспекция (ГМИ). Она является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и реагированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды. Управление государственными морскими инспекциями в регионах осуществляют начальники пограничных управлений. ГМИ возглавляется начальником, который является прямым начальником для военнослужащих и гражданского персонала. В их состав входят подразделения: государственные морские инспекции, выполняющие задачи в пределах ответственности пограничного управления; государственные специализированные, зональные и районные инспекции, выполняющие задачи соответственно в зонах и районах ответственности; государственные участковые инспекции и инспекторские посты, действующие на участках ответственности; группы патрульных судов (катеров).
В целях обеспечения пограничных органов береговой охраны полной, объективной и своевременной информацией о развитии обстановки на море, своевременного вскрытия и предотвращения правонарушений в пограничных управлениях береговой охраны, пограничных управлениях, в зоне ответственности которых есть морские районы, а на отдельных направлениях в службах береговой охраны развертываются центры анализа обстановки и применения сил с включением в их состав национальных пограничных координационных центров, центров государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки с их дальнейшим переформированием в информационно-командные центры. Они должны работать в едином правовом и информационном пространстве.
Согласно
Концепции формирования системы обеспечения
интересов Российской Федерации в пограничной
сфере приоритетными направлениями
развития государственного контроля в
сфере охраны морских биологических ресурсов
принято считать:
- осуществление комплекса мер, направленных на создание в морских портах Российской Федерации условий для ускорения процедуры контроля российских судов, ведущих промысел в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- создание центров государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки в Арктическом, Тихоокеанском, Балтийском Азово-Черноморском и Каспийском регионах, объединение существующих вновь созданных центров в единую государственную информационную систему, позволяющую иметь объективную информацию о местонахождении промысловых судов, объемах вылова (добычи) морских биологических ресурсов на основе интеграции, сопоставления и анализа данных отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, спутниковой фото- и радиотехнической съемки, берегового радиолокационного наблюдения;
- совершенствование взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы.
С созданием береговой охраны ФСБ России в положительную сторону стала меняться ситуация, связанная с сохранением водных биологических ресурсов на Дальнем Востоке, Каспийском, Черном и Азовском морях. В частности, только за 2007-2009 гг. за нарушение порядка промысла было задержано около 950 российских и иностранных судов, возбуждено более 2 тыс. уголовных дел, привлечены к административной ответственности свыше 12 тыс. лиц, конфисковано 63 браконьерских судна77.
Вместе с тем, до настоящего времени на государственном уровне надлежащим образом не определены содержание и порядок осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов. Действующие правила рыболовства носят ведомственный характер, зачастую не учитывают изменений российского законодательства в сфере использования морских биологических ресурсов и не утверждены Правительством российской Федерации. Действенность государственного контроля в сфере охраны морских живых ресурсов в морских пограничных пространствах снижается параллелизмом и дублированием в работе контролирующих органов, на что указывается в докладах Контрольного управления Президента РФ и Счетной палаты РФ. В итоге имеет место нерациональное расходование средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти. По разным причинам не в полной мере используется отраслевая система Мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов. Данные проблемы актуальны и требуют своего решения. По мнению руководителя Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничева, справиться с современными угрозами пограничной безопасности Российской Федерации возможно лишь через интеграцию усилий сопредельных государств.
Заключение
В ходе решения задач
настоящей выпускной
Теоретические выводы.
1. Специфика правовых отношений, возникающих в области использования ресурсов континентального шельфа, такова, что предполагает определенную ориентацию на нормы международного права. Поэтому базовое определение континентального шельфа было заимствовано из Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву. Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Континентальный шельф прибрежного государства не простирается далее пределов, предусмотренных Конвенцией. Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
2. Характеристика правового режима исключительной экономической зоны Российской Федерации содержится в Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". Данный законодательный акт определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней. ИЭЗ РФ - это район шириной 188 морских миль, прилегающий к границе территориального моря РФ (Государственной границе РФ), в котором Россия осуществляет свои суверенные права, предусмотренные международным морским правом, с учетом прав и интересов иных государств. Часть ИЭЗ РФ шириной 12 морских миль, которая непосредственно прилегает к границе территориального моря (Государственной границе РФ), является прилегающей зоной РФ. В прилегающей зоне наряду с порядком, установленным для ИЭЗ РФ, действует особый порядок, установленный исключительно для данной зоны. Правовое регулирование охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, российского законодательства.
3. В понятие административно-
Уголовная ответственность за нарушения законодательства о шельфе является самым суровым из всех видов. К экологическим преступлениям, которые могут иметь место в связи с деятельностью на шельфе относятся также: загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ).
4. Защита интересов государства, которая осуществляется пограничными органами в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, является трудоемкой задачей именно по причине большого территориального охвата ее реализации. Кроме того, функции ФСБ по защите интересов государства в пределах приграничной территории отнюдь не состоят только в контроле пропускного режима. Действующим законодательством регламентированы полномочия пограничных органов по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере, установлены порядок и последовательность действий при осуществлении полномочий по обеспечению охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, охраны за пределами исключительной экономической зоны запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
Практические рекомендации.
1. Рассмотренные в работе вопросы обеспечения охраны ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны охватывают лишь небольшую часть теоретических и законодательных проблем, которые выявила практическая деятельность органов власти в применении административной и уголовной ответственности. В теоретическом плане изучение этих проблем создает предпосылки для дальнейшего совершенствования уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Представляется необходимым дополнить Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» указанием о необходимости получения Разрешения на ведение рыбопромысловой деятельности и в части транспортировки, переработки, хранения водных биоресурсов, и в законодательном порядке установить, что действие Разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов не распространяется на то количество добытых (выловленных) биологических ресурсов, которое не учтено пользователем в установленном законом порядке.