Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена деятельность Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

Содержание работы

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Президент РФ – гарант Конституции
1.2. Внутриполитические функции Президента РФ
1.3. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ
1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ
2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
2.1. Взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью
2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.3. Президент РФ и судебная власть

3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

Файлы: 1 файл

№ 1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Президент РФ назначает  коменданта территории, на которой  устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.

Конституция РФ предусматривает  гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного положения  нижней палаты парламента: Государственная  Дума не может быть распущена Президентом  РФ. Совет Федерации также продолжает свою работу в течение всего периода чрезвычайного положения.

Режим чрезвычайного  положения прекращается по истечении  срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации указом Президента РФ, если не достигнуты цели его введения. Президент также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение.

Полномочия Президента РФ по охране исторически сложившегося государственного единства непосредственно связаны с выполнением им конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории. Государственная целостность как одна из основ конституционного строя России  является важным условием обеспечения равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод.

Обширны полномочия и  деятельность Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В этих целях образован Государственный совет РФ как совещательный орган, содействующий реализации полномочий Президента РФ. В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации).

Президент РФ назначает  и освобождает полномочных представителей Президента. Институт полномочных представителей создан в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов различных ветвей власти, повышения эффективности взаимодействия федеральных властей, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации.

Полномочные представители  Президента РФ представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители Президента входят в состав его Администрации.

Полномочный представитель  Президента в Конституционном Суде10 способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, представляет интересы Президента в Конституционном Суде, участвует в его заседаниях.

 Целям обеспечения взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания, условий реализации Президентом законодательной инициативы и уча-

________________________________________________________________

10 Указом Президента РФ от 31 декабря 1996 г. N 1791 (в ред. указов от 30 июня 1997 г. N 660, от 12 февраля 1998 г. N 162, от 7 августа 1998 г. N 917, от 30 января 1999 г. N 163, от 1 сентября 2000 г. N 1606) утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в Конституционном Суде.

стия главы государства  в законотворческом процессе служат его полномочные представители в Совете Федерации и в Государственной Думе11.

 Полномочный представитель  Президента в федеральном округе  обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего округа. Основными задачами полномочного представителя в его деятельности в федеральном округе являются: организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом, обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти, включая федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ; обеспечение реализации кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов и соответствующих предложений по вопросам политического, социального и экономического положения в федеральном округе, обеспечения национальной безопасности.

Полпреды Президента осуществляют свою деятельность в 7 федеральных округах: Центральном (центр - г. Москва), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Южном (Ростов-на-Дону), Приволжском (Нижний Новгород), Уральском (Екатеринбург), Сибирском (Новосибирск), Дальневосточном (Хабаровск).

 Действующая Конституция наделяет Президента РФ правом определять основные направления внутренней и внешней политики государства. 

Определение основных направлений  политики государства Президентом  РФ осуществляется как в форме посланий Федеральному Собранию, так и в проектах законов, представляемых парламенту, предложениях о разработке тех или иных законов, в которых содержится идеология внутренней и внешней политики государства, а также в указах Президента.

Рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной  политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, определенные Концепцией национальной безопасности, подготовка решений Президента по этим вопросам возложены на Совет Безопасности12 .

Президент РФ возглавляет  Совет Безопасности, руководит его  работой и формирует состав этого органа. В состав Совета входят персонально министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции, Председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.

Законодательные полномочия Президента РФ. Власть Президента ограничивается пределами Конституции, которая предусматривает, что Президент действует в установленном ею порядке. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

__________________________________________________________________

11 Функции полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания определены Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 (с изм. - СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1842; 1997, N 20, ст. 2238; N 41, ст. 4680; 1998, N 3, ст. 310; N 10, ст. 1161).

12  Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждено Указом Президента от 2 августа 1999 г. N 949 (в ред. указов от 15 ноября 1999 г. N 1528; от 28 декабря 2000 г. N 2105. - СЗ РФ, 1999, N 32, ст. 4041; N 47, ст. 5684; 2001, N 1 (ч. II), ст. 68). Положение об аппарате Совета Безопасности утверждено Указом от 28 марта 1998 г. N 294 (СЗ РФ, 1998, N 14, ст. 1536; 1999, N 12, ст. 1452; 2000, N 23, ст. 2384; 2001, N 1 (ч. II), ст. 68; N 26, ст. 2651).

 

Президент РФ, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль.

Реализуя возложенные  на него Конституцией обязанности по защите конституционного строя, охране Конституции и укреплению Российского государства, глава государства выступает активным проводником реформ, в том числе в политической сфере.

Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

Совершенствуется правовая база для упрочения вертикали исполнительной власти, повышения ее эффективности, улучшения взаимодействия с иными ветвями власти, проведена реформа Совета Федерации, создан Государственный совет, образованы федеральные округа с назначением в них полномочных представителей Президента, утверждены на основе Конституции символы Российского государства, принят ряд актов, направленных на преодоление процессов децентрализации страны, укрепление законности и правовой дисциплины13.  Под руководством Президента проводятся правовая и судебная реформы14, приняты кардинальные меры, направленные на структурные преобразования в экономике и социальной сфере, проводится административная реформа.

Указы Президента РФ в  своем большинстве являются нормативными правовыми актами. Распоряжения Президента - как правило, акты индивидуального характера, касающиеся конкретных отношений либо определенных лиц. Указами оформляются также решения о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т.п. Решения Президента Российской Федерации по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента принимаются в форме распоряжений.  Указы и распоряжения Президента носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории России. Они служат базой для нормального функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством РФ постановлений и распоряжений.

В Конституции отсутствуют  исчерпывающие указания на отношения, которые могут регулироваться исключительно  законами. С другой стороны, Конституция не ограничивает право главы государства перечнем вопросов, по которым он полномочен издавать указы, осуществляя нормативное регулирование.

В условиях проведения политической и экономической реформ, отсутствия необходимых федеральных законов, утверждающегося профессионального парламента, усложненного законодательного процесса стала складываться практика издания Президентом указов, замещающих законы, восполняющих правовые пробелы впредь до издания федеральных законов.

Концепция допустимости "указного" регулирования отношений была изложена Президентом в его посланиях Федеральному Собранию в 1995 и 1996 гг. и стала основой нормотворческой деятельности главы государства по реализации им конституционно установленных прерогатив по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, функций Президента как гаранта Консти-

__________________________________________________________________

13 СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3336; N 36, ст. 3633; N 20, ст. 2112; N 52 (ч. I), ст. 5020, 5021, 5022; N 31, ст. 3205; 1999, N 42, ст. 5005.

14 СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2033; 1999, N 2, ст. 268; 2000, N 38, ст. 3779.

туции, прав и свобод человека и гражданина.

 Указы и распоряжения  Президента РФ обязательны для  исполнения на всей территории  Российской Федерации, включая территорию всех ее субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, ратификации или одобрении в иной форме субъектами Федерации. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом; нормативные указы Президента утрачивают силу также по решению Конституционного Суда15.

Официальное опубликование  указов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т.е. тому тексту, который был принят главой государства и подписан им.

Официальное опубликование  актов Президента РФ с 1 мая 1994 г. осуществляется в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" в разделе "Указы и распоряжения Президента", а также в "Российской газете".

Право назначения референдума. В полномочия Президента входит назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Согласно Конституции референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

При оценке значения права Президента назначать референдум следует учитывать, что, как правило, на референдум выносятся важнейшие вопросы государственной жизни, в частности законы, имеющие особое значение. Это может быть и проект новой Конституции в соответствии с процедурой ее принятия.

Президент РФ представляет Российскую Федерацию как глава государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами Федерации. При этом Президент исходит из положений Конституции об урегулировании федеративных отношений как самой Конституцией, так и федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а также руководствуется нормами федеральных законов об общих принципах организации государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами, других законов, определяющих соответствующие прерогативы Президента РФ16.

Представительская роль Президента РФ, выступающего от имени  Российского государства как такового, проявляется также во взаимоотношениях с различными структурами гражданского общества. При Президенте действуют общественные советы, комиссии, структуры, им оказывается поддержка общественным объединениям.

Президент решает вопросы приема в гражданство  Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решения о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации17. В

__________________________________________________________________

15 Определение Конституционного Суда от 1 октября 1997 г. N 109-О.

Информация о работе Правовой статус Президента России