Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена деятельность Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

Содержание работы

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Президент РФ – гарант Конституции
1.2. Внутриполитические функции Президента РФ
1.3. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ
1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ
2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
2.1. Взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью
2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.3. Президент РФ и судебная власть

3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

Файлы: 1 файл

№ 1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Ходатайства о предоставлении лицу политического убежища направляются в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, включая министерства внутренних дел и иностранных дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности РФ, затем все материалы передают в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ с заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища. Комиссия по вопросам гражданства вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту.

____________________________________________________________________________

24 Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища и процедура рассмотрения ходатайств по этим вопросам установлены Положением, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. N 746 (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3601). Положением регулируется также порядок лишения Российской Федерацией политического убежища на основе указа Президента.

Предоставление политического  убежища производится указом Президента РФ.

 

Таким образом, глава  государства воплощает собой  единство государства и государственной  власти в целом, а не той или  иной ветви власти. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная функция, обязывающая его определять в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Он, соответственно, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОТНОШЕНИЯ  ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, 

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ 

 

2.1. Взаимоотношения  Президента РФ с законодательной  властью.

Президент обращается к  Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы.

Практика посланий главы государства законодательному органу имеется почти во всех странах. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они обязательной силы не имеют. В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В послании излагается видение Президентом будущего страны.

Полномочие Президента назначать выборы Государственной Думы обусловлено его ролью главы государства, призванного обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти.

Выборы депутатов Государственной  Думы назначаются указами Президента РФ25. Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает четырехлетний конституционный срок, на который была избрана Дума прежнего созыва. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Проведение выборов  в Государственную Думу в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, является обязательным. В случае если Президент не назначит выборы в установленный законом срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Избирательная комиссия в случаях, предусмотренных законом, назначает повторные и дополнительные выборы в Государственную Думу.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый  день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока.

 Президент РФ распускает Государственную Думу лишь в случаях и порядке, определенных самой Конституцией.  Никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу. Вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Думы запрещается выносить на референдум. 

Институт роспуска парламента главой государства существует во многих странах. Роспуск парламента, как  правило, считается допустимым, когда  по основаниям, указанным в Конституции или законах, законодательный представительный орган перестает выражать мнение избирателей, и именно избирателям должна быть предоставлена возможность выразить свою волю в ходе новых пар-

_________________________________________________________________

25 Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 38, ст. 4339; 1999, N 14, ст. 1653; 2001, N 29, ст. 2944) и от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3178; 2001, N 16, ст. 1532; N 29, ст. 2944).

 

ламентских выборов.

Право Президента Российской Федерации распускать Государственную  Думу не является абсолютным, так как оно ограничено строго определенными случаями. Кроме того, надо иметь в виду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой платы - Совета Федерации - Конституцией вообще не предусмотрен.

 Президенту принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу. При этом в отличие, например, от права законодательной инициативы высших судов Российской Федерации (включая Конституционный Суд) право Президента не ограничивается вопросами его ведения. Президент РФ наделен также правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

При внесении законопроекта  в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом представляются: пояснительная записка, содержащая изложение концепции предлагаемого законопроекта; его текст, перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию; в определенных случаях финансово-экономическое обоснование законопроекта и в случаях, определенных в Конституции, - заключение Правительства26.

С целью достижения взаимоприемлемой согласованности в законотворчестве с палатами Федерального Собрания при Президенте образована Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности, в задачи которой входит рассмотрение законодательных инициатив и выработка рекомендаций по организации работы над законопроектами, утверждены Положения о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе и о Главном управлении внутренней политики Президента РФ27.

  Президента РФ Конституцией возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Конституция предоставляет Президенту 14 дней для подписания и обнародования закона.

Президент вправе отклонить  закон, что влечет за собой его  повторное рассмотрение. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Законы подлежат опубликованию  в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации28. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 _________________________________________________________________

26 Ст. 105 Регламента Государственной Думы. - СЗ РФ, 1998, N 7, ст. 801.

27 СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1842; 1997, N 20, ст. 2238; N 41, ст. 4680; 1998, N 3, ст. 310; N 10, ст. 1161; 2001, N 24, ст. 2415.

28 ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"   (СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124).

дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В случае если не соблюден предусмотренный Конституцией порядок  подписания и обнародования закона, данный закон не имеет юридической силы.

Из конституционного статуса Президента как главы государства и гаранта Конституции вытекает его обязанность включать в конституционный текст содержание поправок и изменений посредством официального опубликования принятых актов. Так, Указами Президента включаются в ст. 65 Конституции новые наименования субъектов Федерации29.

Центральный банк РФ в  пределах полномочий, предоставленных  ему Конституцией и федеральными законами, независим в своей деятельности. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует Государственную Думу и Президента РФ. Эти высшие органы государственной власти участвуют в формировании состава Банка России30.

Назначение  на должность и освобождение от должности  Председателя Банка России, членов Совета директоров Банка производятся Государственной Думой, которой Банк России подотчетен. При этом Председатель Банка назначается и освобождается по представлению Президента РФ.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка  Президент вносит в Государственную  Думу не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. При отклонении предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз.

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации; он же по представлению Президента может освободить Генерального прокурора от должности. Президент самостоятельно назначает судей других федеральных судов. Что же касается смещения судей, то они в силу Конституции несменяемы. Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются федеральным законом.

 

2.2. Роль Президента  РФ в сфере исполнительной  власти.

В Конституции отсутствует  прямая норма о подчиненности Правительства Президенту, содержавшаяся в Конституции 1978 г. На основе действующей Конституции строится практическое разграничение функций исполнительной власти между Президентом и Правительством как государственными органами, самостоятельно осуществляющими свои полномочия и взаимодействующими в формах, предусмотренных Конституцией и федеральными законами. 

В силу полномочий, определенных Конституцией, Президент в своей деятельности наиболее близок к Правительству; он оказывает решающее влияние на его формирование и отставку, активно воздействует на осуществление исполнительной власти Российской Федерации, определяет основные направления и содержание работы Правительства.

Президент РФ назначает  Председателя Правительства РФ с  согласия Государственной Думы. Представление Президента по этому вопросу вносится в Го- _________________________________________________________________

29 Указы от 9 января 1996 г. N 20, 10 февраля 1996 г. N 173, 9 июня 2001 г. N 679 - СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 152; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421.

30 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1593; с изм. и доп.)

сударственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой.

О внесении в Государственную  Думу кандидатуры Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает депутатов. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Официально кандидатуру представляет Президент РФ либо его полномочный представитель в Государственной Думе.

Согласие Государственной  Думы на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства Президент в течение недели вносит предложение по новой кандидатуре. 

Президент вправе предлагать палате одного и того же кандидата  дважды или трижды, либо представлять каждый раз нового кандидата.  После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Думу и назначает новые выборы.

Информация о работе Правовой статус Президента России