Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена деятельность Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

Содержание работы

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Президент РФ – гарант Конституции
1.2. Внутриполитические функции Президента РФ
1.3. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ
1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ
2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
2.1. Взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью
2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.3. Президент РФ и судебная власть

3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

Файлы: 1 файл

№ 1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена возможность переизбрания Президента во Франции и Италии.

Еще одним требованием  к должности Президента, не зафиксированным  в Конституции, но вытекающим из общих требований к системе государственных органов, самой логики президентства, является несовместимость этой должности с иной государственной либо коммерческой деятельностью.

При вступлении в должность  Президент Российской Федерации приносит народу присягу, т. е. официальное и торжественное обещание исполнять обязанности, связанные с осуществлением им своих конституционных полномочий.

Президент клянется уважать  Конституцию и охранять права  и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.

Высокое значение присяги  подчеркивается тем, что она, как  указано в самом тексте Конституции, приносится народу и принимается  Президентом в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда.

Юридическое значение присяги  Президента состоит в том, что  с момента ее принесения вновь  избранный Президент приступает к исполнению своих полномочий. С этого же момента заканчиваются полномочия прежнего Президента.

 Важной характеристикой статуса Президента является его неприкосновенность. В Конституции не раскрывается содержание понятия неприкосновенности Президента, однако, опираясь на другие статьи Конституции, можно сделать вывод о юридическом содержании этого понятия.

В период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному  досмотру; в этом смысле его личность неприкосновенна. Однако объем таких гарантий у Президента больше, чем у членов парламента.

Президент в период осуществления  им своих полномочий несет ответственность только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.

Конституцией предусматривается  возможность досрочного прекращения  исполнения полномочий Президентом.

Полномочия  Президента могут быть прекращены досрочно:

а) по инициативе самого Президента - в случае его отставки;

б) по инициативе Федерального Собрания - в случае принятия им решения  об отрешении Президента от должности;

в) по не зависящим от воли Президента причинам - в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Кроме указания на перечисленные  основания досрочного прекращения  полномочий Президента, в Конституции с целью обеспечения непрерывности президентской власти устанавливается трехмесячный с момента досрочного прекращения полномочий Президента срок для проведения выборов нового Президента. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах Президента.

Между тем юридическая  процедура досрочного прекращения полномочий Президента определена в Конституции только для одного основания досрочного прекращения их исполнения, а именно для случая отрешения Президента от должности. Остался неурегулированным механизм отставки Президента и признания стойкой неспособности его по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Во всех случаях, когда  Президент не в состоянии выполнять  свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Такими случаями могут быть:

а) досрочное прекращение  исполнения полномочий Президента; 

б) смерть Президента;

в) длительная болезнь  Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства в первом и, надо полагать, во втором из вышеуказанных случаев ограничивается трехмесячным сроком - до избрания нового Президента.

Объем полномочий исполняющего обязанности Президента России меньше, чем у Президента, избранного в  установленном законом порядке. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Президент РФ может быть отрешен от должности.  Процедура отрешения Президента от должности выражает особенности его юридической ответственности. Основаниями для отрешения являются совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституция установила закрытый перечень, преступлений, за совершение которых Президент может быть отрешен от должности, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.

В процедуре отрешения  Президента от должности находит  выражение также особый порядок  привлечения Президента к ответственности. Процедура имеет три этапа.

Первый этап состоит  в выдвижении Государственной Думой  обвинения против Президента для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой, она же вправе определять состав комиссии.

Ввиду важности вопроса  в Конституции устанавливается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься квалифицированным большинством голосов, т. е., двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

Второй этап процедуры  отрешения Президента от должности  включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда России. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Третий, завершающий этап процедуры отрешения Президента от должности состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности. Данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда и Конституционного Суда, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

Наряду с этим в  Конституции специально оговаривается  срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента, считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности также не состоится в случае принятия Советом Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения против Президента.

Следует отметить, что  отрешение Федеральным Собранием  Президента от должности не исключает  возможности его уголовной ответственности  за совершение преступления, которое послужило основанием отрешения от должности.

 

Таким образом, правовой гарантией деятельности Президента РФ на посту главы государства выступает неприкосновенность Президента. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану Президента в силу осуществляемых им государственных функций. 

При этом неприкосновенность Президента не означает отсутствия его  политической ответственности. Он может быть отрешен от должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.

Учитывая, что государственная  власть в Российской Федерации является двухуровневой – федеральный  уровень государственной власти и уровень государственной власти в субъектах Российской Федерации, в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти на всей территории РФ Президент РФ наделяется, в частности, такими полномочиями в сфере исполнительной власти, как:

- отменять постановления  и распоряжения Правительства РФ в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;

- приостанавливать действие  актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- использовать согласительные  процедуры для разрешения между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

 При Президенте  создана специальная комиссия  по подготовке предложений о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. На Комиссию возложена среди других обязанностей подготовка предложений о применении согласительных процедур. Такие процедуры могут осуществляться в различных формах: совместного обсуждения спорных вопросов, создания согласительных комиссий, поиска консенсуса. Инициатива может исходить как от самого Президента, так и от иных органов государственной власти.

В целях обеспечения  деятельности Президента как главы  государства по осуществлению им государственной власти, в том  числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией формируется государственный орган -  Администрация Президента РФ.

Целям достижения эффективного функционирования всей системы государственной власти в стране служит проводимая под руководством Президента РФ административная реформа. Оптимальная структура органов власти как в центре, так и на местах может способствовать повышению уровня государственного управления обществом, а четкое разграничение предметов ведения, а соответственно и полномочий, как совокупности прав и обязанностей, федеральных органов власти, региональных и органов местного самоуправления может способствовать решению поставленных Президентом РФ амбициозных задач – удвоению валового внутреннего продукта и заметному повышению уровня жизни через обеспечение конкурентоспособности гражданина, предприятия, страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" (СЗ РФ, 2001, N 23, ст. 2277).

Федеральный конституционный  закон "О Правительстве Российской Федерации", (ст. 31. - СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712; 1998, N 1, ст. 1).

ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607).

ФЗК  "О судебной системе Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1; 1995, N 18, ст. 1589, с изм.).

ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950).

ФЗ от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3178; 2001, N 16, ст. 1532; N 29, ст. 2944).

ФЗ от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (СЗ РФ, 1999, N 22, ст. 2670).

ФЗ от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 38, ст. 4339; 1999, N 14, ст. 1653; 2001, N 29, ст. 2944).

ФЗ "Об обороне". - СЗ РФ, 1996, N 23, ст. 2750; 2000, N 1 (ч. I), ст. 6.

ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1593; с изм. и доп.)

ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"   (СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124).

ФЗ "О статусе  судей в Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792; с изм.).

ФЗ "О прокуратуре  Российской Федерации" (ст. 12 Закона. - ВВС РФ, 1992, N 8, ст. 366; СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2000, N 2, ст. 140).

Информация о работе Правовой статус Президента России