Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа
Рассмотрена деятельность Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией.
1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Президент РФ – гарант Конституции
1.2. Внутриполитические функции Президента РФ
1.3. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ
1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ
2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
2.1. Взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью
2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.3. Президент РФ и судебная власть
3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Президент РФ имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства31. На таких заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни. Данное право Президента связано с его статусом главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны, и служит одним из оснований характеризовать Президента как руководителя исполнительной власти.
Решение об отставке Правительства может быть принято Президентом в случаях подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Думы в доверии Правительству, если вопрос о доверии ставился самим Председателем Правительства. Конституция предоставляет Президенту РФ право по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства даже в случаях, если Правительство не подает в отставку и Государственная Дума не выразила Правительству недоверия. Получение согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства в этих случаях не требуется, хотя назначается глава Правительства с согласия Государственной Думы. При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с заявлением Правительства и поручить ему продолжать выполнение своих обязанностей без указания срока - либо при согласии с отставкой - поручить Правительству выполнять обязанности до назначения нового Председателя и сформирования Правительства.
Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Хотя решение этих вопросов производится по предложению Председателя Правительства, данное положение Конституции дополнительно подчеркивает определенную самостоятельность членов Правительства по отношению к их руководителю - Председателю Правительства.
______________________________
31 Данное конституционное право реализовано в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", закрепившем, что Президент вправе председательствовать также и на заседаниях Президиума Правительства (ст. 31. - СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712; 1998, N 1, ст. 1).
Конституция исключила возможность непосредственного осуществления парламентом функций исполнительной власти и, оставив за ним контроль в ключевой сфере - бюджетной политике, закрепила активную роль Президента в руководстве Правительством и исполнительной властью в целом.
Полномочия Президента
по определению персонального
Императивность действий Президента РФ в осуществлении политики государства проявляется во взаимоотношениях Президента с Правительством РФ, которое в силу Конституции обеспечивает проведение в жизнь единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществляет иные полномочия, исполняя указы Президента РФ.
2.3. Президент РФ и судебная власть
Под руководством Президента осуществляется судебная реформа. Для успешного ее проведения, подготовки предложений по определению государственной политики, направленной на становление судебной власти как самостоятельной и независимой в своей деятельности, при Президенте образован Совет по вопросам совершенствования правосудия. Совет проводит работу с участием Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры РФ, а также Совета судей РФ, Союза адвокатов РФ32.
Действующая Конституция изменила принципы формирования судебной системы, закрепив полномочия по определению состава органов высшей судебной власти за одной палатой Федерального Собрания - Советом Федерации и наделив широкими правами в этой сфере главу государства. К Президенту РФ отошли полномочия по формированию состава иных федеральных судов. Установление такого порядка направлено на достижение конституционной цели повышения авторитета судебной власти и ответственности судей. Предусматривая гарантии независимости судебной власти от какого-либо давления и посторонних влияний, провозглашая несменяемость судей и их неприкосновенность, Конституция также закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей. Всем этим обеспечиваются профессионализм, стабильность и самостоятельность судебной власти, гарантируется справедливое и эффективное правосудие.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту33 членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ34.
______________________________
32 СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3253; 1997, N 42, ст. 4760; 2000, N 13, ст. 1352; N 26, ст. 2761.
33 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607).
34 ФЗК "О судебной системе Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1; 1995, N 18, ст. 1589, с изм.), а также ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792; с изм.).
Что касается назначения заместителей Председателя и других судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, то представление Президента об их назначении основывается на представлениях соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда.
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи арбитражного суда или суда общей юрисдикции без заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Если кандидатура, представленная Президентом РФ Совету Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, не набрала большинства голосов общего числа членов этой палаты, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. При этом Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ при положительном заключении квалификационных коллегий судей по представлению соответственно Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда, согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации; судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти.
Распоряжением Президента35 образована Комиссия Совета по кадровой политике при Президенте РФ, в задачи которой входит рассмотрение внесенных в установленном порядке материалов по кандидатурам на должности судей (в том числе председателей и заместителей председателей) Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, военных судов, других федеральных судов, а также иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, и подготовка по ним предложений Президенту РФ.
Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ36. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ. Рассмотрение вопроса на заседании палаты начинается с представления кандидатуры, предложенной Президентом, и выступления Президента или его полномочного представителя в Совете Федерации.
Кандидат на должность Генерального прокурора должен отвечать требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам как федеральным государственным служащим.
Если предложенная Президентом кандидатура при голосовании в палате не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора. Генеральный прокурор считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Назначение на должность Генерального прокурора оформляется постановлением Совета Федерации.
______________________________
35 Распоряжение Президента РФ от 7 февраля 1994 г. N 64-рп (САПП РФ, 1994, N 7, ст. 557; СЗ РФ, 1994, N 14, ст. 1625; 1999, N 32, ст. 4081; N 42, ст. 5026; 2001, N 11, ст. 1024).
36 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 12 Закона. - ВВС РФ, 1992, N 8, ст. 366; СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2000, N 2, ст. 140).
При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, а также предложения Президента об освобождении от должности Генерального прокурора Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту РФ о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий.
Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и некоторые другие.
Независимость Правительства допустима в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает интересам Президента, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики. При возникновении разногласий между ними о путях и способах достижения целей последнее и решающее слово остается за Президентом.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, дистанцированных от органов представительной и исполнительной власти. Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный Конституцией порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации по представлению Президента и назначения судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации.
3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА
Конституция устанавливает, что Президент Российской Федерации избирается на четыре года.
Конституцией определены предъявляемые к кандидату в Президенты требования. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет (заметим, что для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года). Очевидно, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.
Конституцией установлено также требование постоянного проживания кандидата в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в Президенты не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал специфику условий жизни в нашей стране.
Российская Конституция, в отличие, например, от Конституции США, не выдвигает требования, чтобы кандидат на пост Президента был гражданином Российской Федерации по рождению. Это объясняется, как представляется, следующим образом: во-первых, все граждане Российской Федерации независимо от обстоятельств приобретения гражданства обладают равными правами, и, во-вторых, во время существования Советского Союза миграция населения не оказывала никакого влияния на права гражданина и была массовым явлением.
Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это означает, во-первых, что в избрании Президента могут участвовать все граждане Российской Федерации, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Таким образом, можно сказать, что Президент избирается таким же избирательным корпусом, как Федеральное Собрание. Это обстоятельство существенно для определения самостоятельности власти главы государства, поскольку в тех странах, где Президент избирается парламентом (ФРГ, Швейцария и Италия, в последней в выборах Президента участвуют и представители областей), Президент всегда оказывается в какой-то мере зависимым от избравшего его органа.