Правовой статус Президента России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена деятельность Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией.

Содержание работы

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ
КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Президент РФ – гарант Конституции
1.2. Внутриполитические функции Президента РФ
1.3. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий ВС РФ
1.4 Внешнеполитические функции Президента РФ
2. ОТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ
2.1. Взаимоотношения Президента РФ с законодательной властью
2.2. Роль Президента РФ в сфере исполнительной власти
2.3. Президент РФ и судебная власть

3. ПЕРИОД ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА

Файлы: 1 файл

№ 1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

16  Федеральные законы от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ, 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, 29 июля 2000 г. N 106-ФЗ и др. - СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3176; N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; N 32, ст. 3336; 2001, N 7, ст. 608.

17 Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. (ВВС РФ, 1992, N 6, ст. 243; 1993, N 29, ст. 1112; СЗ РФ, 1995, N 7, ст. 496) и ФЗ от 24 мая 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (СЗ РФ, 1999, N 22, ст. 2670)

осуществление полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

При приобретении гражданства  по рождению решения Президента не требуется: такое гражданство приобретается автоматически в зависимости от гражданства родителей (право крови) или места рождения (право почвы). Президент не вправе лишить гражданства или выслать гражданина из страны, поскольку Конституция в качестве основополагающего принципа провозглашает, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Президент РФ награждает государственными наградами  и присваивает почетные звания Российской Федерации18.

К числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия Российской Федерации, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более шестидесяти). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды.

Государственные награды  России являются высшей формой поощрения  граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Лица, удостоенные государственных  наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах, а также соответствующее подразделение Администрации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Президент РФ присваивает  воинские звания маршалов, генералов  и адмиралов, высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов и органов налоговой полиции, дипломатические ранги, квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п.

Президенту  предоставлено право помилования. Помилование - акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц, в отличие от амнистии, объявляемой Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Полномочие Президента по осуществлению помилования касается лиц, осужденных судами, входящими в судебную систему Российской Федерации.

_____________________________________________________________________________

18 Указом Президента от 2 марта 1994 г. N 442 (в ред. Указов от 6 января 1999 г. N 19 и от 27 июня 2000 г. N 1192) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации (САПП РФ, 1994, N 10, ст. 775; СЗ РФ, 1999, N 2, ст. 269; 2000, N 27, ст. 2821).

 

 

 

1.3. Президент  РФ -  Верховный Главнокомандующий ВС РФ

Конституция предусматривает  широкие полномочия Президента в  сферах организации обороны государства, политического руководства вооруженными силами. 

Президент определяет основные направления военной политики государства, утверждает Военную доктрину, осуществляет руководство войсками, воинскими формированиями и органами.

Военная доктрина, утверждаемая Президентом РФ, является составной  частью концепции безопасности Российского государства. Она представляет собой систему официальных взглядов (установок) по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов России19.

В Военной доктрине конкретизируются применительно к военной сфере  установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития. Доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием ее положений о последовательной приверженности миру и о решимости защищать национальные интересы, адекватно применять Вооруженные Силы, гарантировать военную безопасность России и ее союзников.

В Военной доктрине подчеркивается, что руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент РФ как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ; доктрина закрепляет полномочия Президента по обеспечению безопасности, функции федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства обороны РФ, в этой сфере.

В полномочия Президента входит утверждение концепций и  планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, Мобилизационного плана, Плана применения Вооруженных Сил, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, Плана гражданской обороны и Положения о территориальной обороне, планов размещения на территории России объектов с ядерными зарядами.

Президент принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службы, о Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.

Как Верховный Главнокомандующий  Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Правительство РФ осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией, законодательством и указами Президента.

Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Министерство обороны подведомственно Президенту РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами20.

__________________________________________________________________

19 Военная доктрина утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 (СЗ РФ, 2000, N 17, ст. 1852).

20 Указ от 17 мая 2000 г. N 867, с изм. и доп. - СЗ РФ, 2000, N 21, ст. 2168.

 Президент РФ в  случаях агрессии или непосредственной  угрозы агрессии, возникновения  вооруженных конфликтов, направленных  против России, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий; вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие; формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении21.  

Военное положение как  особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций вводится указом Президента. Указ Президента о введении военного положения нуждается в утверждении Совета Федерации.

Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, возложением на них дополнительных обязанностей и сосредоточением государственной власти в руках военного командования. Так, например, было при объявлении военного положения на территории СССР в связи с началом агрессии гитлеровской Германии против Советского Союза 22 июня 1941 г.: военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, средств связи, электростанций и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; военная администрация могла регулировать время работы учреждений и предприятий, ограничивать уличное движение, производить обыски и задержание подозрительных лиц. Местным органам государственной власти предписывалось оказывать содействие военному командованию в обеспечении общественного порядка и безопасности22

 В период действия  на всей территории России  военного положения не подлежит роспуску Государственная Дума.

 

1.4. Внешнеполитические  функции Президента РФ.

  Президент наряду с определением в соответствии с Конституцией и федеральными законами основных направлений внешней политики государства, осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Таким образом, Президент России выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации. В Конституции не определены формы руководства Президентом внешней политикой. Однако, в государственно-правовой практике этот вопрос уже нашел решение. Так, Министерство иностранных дел находится в двойном подчинении: оно подведомственно не только Правительству, но и Президенту23.

Президент полномочен вести  переговоры и подписывать международные  договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в частности вести переговоры, заключать соглашения и договоры на территории как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава государства не нуждается в спе__________________________________________________________________

21 ФЗ "Об обороне". - СЗ РФ, 1996, N 23, ст. 2750; 2000, N 1 (ч. I), ст. 6.

22 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении". - ВВС СССР, 1941, N 29.

23 Указ Президента РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти от 10 января 1994 г.

циальных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.

Рассматривая значение права Президента Российской Федерации  подписывать международные договоры, следует учитывать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая производится путем принятия федерального закона обеими палатами Федерального Собрания.

Столь, казалось бы, сложная  процедура ратификации международных  договоров Российской Федерации необходима потому, что международные договоры  являются составной частью российской правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Ратификация международного договора правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой. При двустороннем договоре его участники обмениваются ратификационными грамотами. При многосторонних договорах ратификационная грамота передается государству-депозитарию или международной организации - хранителю текста международного договора.

Ратификационные грамоты  Российского государства подписывает Президент.

Как глава государства  Президент принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота - это документ, удостоверяющий назначение данного лица дипломатическим представителем. Прием Президентом верительной грамоты означает, что назначенный и прибывший в Российскую Федерацию дипломатический представитель иностранного государства считается аккредитованным, т. е. официально вступившим в исполнение своих обязанностей в нашей стране. Прекращение выполнения функций дипломатического представителя иностранного государства оформляется вручением Президенту отзывной грамоты.

Предоставление  политического убежища является суверенным правом Российской Федерации как субъекта международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища - прерогатива Президента РФ, который реализует свое конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией24.

Российская Федерация  предоставляет политическое убежище  иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Информация о работе Правовой статус Президента России