Правовые режимы военного и чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение правовых режимов.
Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:
- изучить правовую основу указанных режимов;
- рассмотреть понятия особых правовых режимов, цели введения правовых режимов, основания введения правовых режимов и меры, предусмотренные законодательством для обеспечения правовых режимов;
- определить порядок введения и отмены правовых режимов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3-4
I. Понятие и содержание особых правовых режимов на территории Российской Федерации
1.1 Режим чрезвычайного положения:
понятие и содержание………………………………………….5-11
1.2 Режим военного положения: понятие и содержание…11-22
1.3 Режим чрезвычайной ситуации: понятие и содержа-ние………………………………………………………………23-29
II. Порядок введения и отмены особых правовых режимов..30-31
Заключение…………………………………………………….32
Список источников и литературы……………………………33-34

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ2.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУВПО  «Марийский Государственный Университет»

Кафедра публичного права России и зарубежных стран 
 
 

Курсовая  работа

на тему: Правовые режимы военного и чрезвычайного положения   
 
 

                                                                             Выполнила:

                                                                            студентка ЮФ  группы Ю-23

                                                                             о/о 2 курса 

                                                                             В.А. Семенова

                                                                             Проверила:

                                                                             канд. ист. наук, доц.                                                                      

                                                                            __________А.Н. Приварина 

                                                                                     

   
 

Йошкар-Ола

2011

Содержание  

Введение………………………………………………………...3-4

I. Понятие и содержание особых правовых режимов на территории Российской Федерации

    1.1 Режим чрезвычайного положения:

понятие и содержание………………………………………….5-11

   1.2 Режим военного положения: понятие и содержание…11-22

    1.3 Режим  чрезвычайной ситуации: понятие и содержание………………………………………………………………23-29

II. Порядок введения и отмены особых правовых режимов..30-31

Заключение…………………………………………………….32

Список источников и литературы……………………………33-34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Тема моей курсовой работы посвящена особым правовым режимам на территории Российской Федерации. К таким режимам относятся режим чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации и военного положения.

      За последние несколько лет в нашей стране произошли события, которые требовали от государства принятия чрезвычайных мер, необходимых для защиты населения и безопасности государства. Данные меры могли включать введение комендантского часа, досмотр личных вещей и транспортных средств, ограничения по передвижению граждан и т.д. К таким событиям можно отнести лесные пожары, вооруженные конфликты в Северной Осетии, Чечне.

     Целью моей работы является изучение правовых режимов.

     Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:

- изучить правовую основу указанных режимов;

- рассмотреть  понятия особых правовых режимов,  цели введения правовых режимов,  основания введения правовых  режимов и меры, предусмотренные  законодательством для обеспечения  правовых режимов;

- определить порядок введения и отмены правовых режимов.

    Объектами исследования являются общественные отношения, связанные с введением правовых режимов на территории Российской Федерации.

    Предмет исследования: правовые режимы в Российской Федерации.

    Тема правовых режимов раскрыта в работах С.В.Пчелинцева, А.Э.Жалинского, Н.М.Касаткиной, Д.А.Ковачева, А.В.Грязнова, А.Н. Домрина, О. Л. Дубовик, И.Л. Петрухина, А.Н.Пилипенко, И.Г.Тимошенко, Н.Ю.Трещетенковой и других ученых.

     Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

     В главе 1 раскрываются понятия правовых режимов, цели, основания введения, срок введения, чрезвычайные меры, роль органов государственной власти в обеспечении правовых режимов.

     В главе 2 описывается порядок введения и отмены правовых режимов.

 В заключении сделаны выводы по работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Понятие и содержание особых правовых режимов на территории Российской Федерации

1.1 Режим чрезвычайного  положения: понятие  и содержание

    Институт чрезвычайного положения является особым административно-правовым режимом жизнедеятельности всех субъектов административно-правовых отношений на территории, где реально возникла чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю.

       Термин «чрезвычайный» или «особый»  правовой режим  может трактоваться  в широком и в узком смысле. В широком смысле этим термином  обозначаются все режимы, предусмотренные  законодательство и носящие исключительный  характер. В узком  смысле под данной категорией понимается только исключительный режим, введенный в связи с внутренними факторами, в том числе и внутренними вооруженными конфликтами.

             Чрезвычайное положение-это вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей1.

      Целью введения чрезвычайного положения  является устранение в кратчайшие сроки наступивших обстоятельств, добиться восстановления законности и таким образом обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе ФС РФ. При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации ФС РФ и ГД ФС РФ продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

      Срок  действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории России, не может превышать 30 суток, а вводимого  в ее отдельных местностях — 60 суток.

      В случае, если в течение этого срока  цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации. Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

      Для обеспечения режима чрезвычайного  положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

      В исключительных случаях на основании  указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным  выше, могут привлекаться Вооруженные  Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной  службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы РФ.

      Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

      а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

      б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность  населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

      в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением  оружия, боевой и специальной техники;

      г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

      д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      При введении чрезвычайного положения  на всей территории РФ все войска и  воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ.

      На  территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может  вводиться особое управление этой территорией  путем создания:

      а) временного специального органа управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение;

      б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

      Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого указом Президента РФ. 

      Руководитель  временного специального органа управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение, назначается  Президентом РФ.

      В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

      Руководитель  федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом РФ. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой "введено чрезвычайное положение, утверждается указом Президента РФ.

      Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

        При  отмене режима чрезвычайного положения утрачивают свою силу без специального уведомления указы Президента РФ и иные нормативно-правовые акты, принятые в целях обеспечения этого режима.

           Возможность введения режима чрезвычайного положения предусматривается в первую очередь Конституцией РФ, а также Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и зависит от появления чрезвычайных обстоятельств. При этом эти обстоятельства должны представлять непосредственную угрозу жизни и безопасности или конституционному строю Российской Федерации, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

       В соответствии с действующим законодательством все чрезвычайные обстоятельства можно разделить на две группы. К первой группе чрезвычайных обстоятельств относятся попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, террористические акты блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ко второй группе относятся такие обстоятельства, как чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ2.

Информация о работе Правовые режимы военного и чрезвычайного положения