Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа
Целью работы является изучение правовых режимов.
Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:
- изучить правовую основу указанных режимов;
- рассмотреть понятия особых правовых режимов, цели введения правовых режимов, основания введения правовых режимов и меры, предусмотренные законодательством для обеспечения правовых режимов;
- определить порядок введения и отмены правовых режимов.
Введение………………………………………………………...3-4
I. Понятие и содержание особых правовых режимов на территории Российской Федерации
1.1 Режим чрезвычайного положения:
понятие и содержание………………………………………….5-11
1.2 Режим военного положения: понятие и содержание…11-22
1.3 Режим чрезвычайной ситуации: понятие и содержа-ние………………………………………………………………23-29
II. Порядок введения и отмены особых правовых режимов..30-31
Заключение…………………………………………………….32
Список источников и литературы……………………………33-34
-- масштаб распространения; по масштабу чрезвычайные ситуации можно разделить на локальные, объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные.
К локальным, объектовым и местным относятся ситуации не выходящее за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, национальные, глобальные чрезвычайные ситуации охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
- продолжительность действия: по продолжительности действия чрезвычайные ситуации могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все чрезвычайные ситуации, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
- по характеру чрезвычайные ситуации: могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными (неумышленными) ; к преднамеренным следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористических актов и др.; стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными; к этой группе относится также большинство техногенных аварий и катастроф.
Классификация по причине возникновения
Чрезвычайные ситуации естественного (природного) происхождения.
Метеорологические опасные явления:
- аэрометеорологические: бури, ураганы штормы, смерчи, торнадо, циклоны;
- агрометеорологические: крупный град, ливень, снегопад, сильные морозы, необычайная жара, засуха;
- природные пожары: чрезвычайная природная опасность, лесные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.
Тектонические
и теллурические опасные
- землетрясения ( моретрясения);
- извержения вулканов.
Топологические опасные явления:
- гидрологические: половодье, паводки, ветровые нагоны, подтопления;
- оползни, сели, цунами, провал земной поверхности.
Космически опасные явления:
- падение метеоритов, остатков комет;
- прочие космические катастрофы.
Чрезвычайные ситуации антропогенного происхождения.
Транспортные: автомобильные, железнодорожные, авиационные, водные, трубопроводные.
Производственные опасные явления:
- с высвобождением механической энергии: взрывы, повреждение или разрушение механизмов, агрегатов, обрушение зданий;
- с высвобождением термической энергии: пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки, хранения, легковоспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в зданиях жилого и культурного назначения; обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
- с высвобождением радиационной энергии: аварии на АЭС, АЭУ производственного и исследовательского назначения радиоактивных веществ;
- с высвобождением химической энергии: аварии с выбросо) сильнодействующих ядовитых веществ.
Специфически опасные явления:
- инфекционная заболеваемость: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; групповые случаи особо опасных инфекций.
Социальные опасные явления:
- войны - относят и к специальным и к социальным опасным явлениям;
- военные
конфликты, терроризм,
Режим чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера может вводится органами исполнительной власти субъектов Федерации (режим чрезвычайной ситуации социального характера в данной части работы не исследуется, так как он был рассмотрен в предыдущих частях работы). При этом они руководствуются Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. К таким мерам относятся:
- проведение эвакуации;
- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий;
- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
- использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ;
усиление охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
В Законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплены права и обязанности граждан. Граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае чрезвачыйной ситуации;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций и при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, получившего заболевание или увечье, а также погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.8
Граждане РФ обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В ее задачи входит, например, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сбор,
и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей и т.д.
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
органы государственной власти обладают следующими полномочиями.
Президент РФ определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ. Правительство РФ осуществляет правое регулирование в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Например, издает различные нормативно-правовые акты, определяет порядок привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуации Вооруженные Силы РФ и Войск гражданской обороны РФ. Федеральное Собрание обеспечивает финансовое обеспечение деятельности и мероприятий в указанной области, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения.
В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима чрезвычайного положения в субъектах, выступают глава исполнительной власти субъекта Федерации, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Федерации и органов местного самоуправления, территориальные органы МЧС РФ. Для поддержания режима чрезвычайной ситуации привлекаются органы внутренних дел субъекта Федерации, силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Необходимо отметить, что режим
чрезвычайной ситуации
II. Порядок введения и отмены особых правовых режимов
Особые правовые режимы вводятся на территории РФ или в ее отдельных местностях на основании Указа Президента РФ. Незамедлительное сообщение о введении особого правового режима доводится Президентом до Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
В Указе Президента РФ о введении правового режима должны быть определены:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения того или иного правового режима;
-дата и время, с которых вводится правовой режим;
-границы территории, на которых вводится правовой режим.
Также Указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации включают:
- силы и средства, обеспечивающие данные правовые режимы;
- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;;
- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях правовых режимов.
Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
После обнародования Указ
Информация о работе Правовые режимы военного и чрезвычайного положения