Правовые режимы военного и чрезвычайного положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение правовых режимов.
Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:
- изучить правовую основу указанных режимов;
- рассмотреть понятия особых правовых режимов, цели введения правовых режимов, основания введения правовых режимов и меры, предусмотренные законодательством для обеспечения правовых режимов;
- определить порядок введения и отмены правовых режимов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3-4
I. Понятие и содержание особых правовых режимов на территории Российской Федерации
1.1 Режим чрезвычайного положения:
понятие и содержание………………………………………….5-11
1.2 Режим военного положения: понятие и содержание…11-22
1.3 Режим чрезвычайной ситуации: понятие и содержа-ние………………………………………………………………23-29
II. Порядок введения и отмены особых правовых режимов..30-31
Заключение…………………………………………………….32
Список источников и литературы……………………………33-34

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ2.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

-- масштаб  распространения; по масштабу чрезвычайные ситуации можно разделить на локальные, объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные.

К локальным, объектовым и местным относятся ситуации не выходящее за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, национальные, глобальные чрезвычайные ситуации охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

- продолжительность действия: по продолжительности действия чрезвычайные ситуации могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все чрезвычайные ситуации, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

- по  характеру чрезвычайные ситуации: могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными (неумышленными) ; к преднамеренным следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористических актов и др.; стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными; к этой группе относится также большинство техногенных аварий и катастроф.

 Классификация  по причине возникновения

Чрезвычайные  ситуации естественного (природного) происхождения.

Метеорологические опасные явления:

- аэрометеорологические:  бури, ураганы штормы, смерчи, торнадо, циклоны;

- агрометеорологические:  крупный град, ливень, снегопад, сильные морозы, необычайная жара, засуха;

- природные  пожары: чрезвычайная природная  опасность, лесные пожары,  подземные пожары горючих ископаемых.

Тектонические и теллурические опасные явления:

- землетрясения  ( моретрясения);

- извержения  вулканов.

Топологические  опасные явления:

- гидрологические:  половодье, паводки, ветровые  нагоны, подтопления;

- оползни, сели, цунами, провал земной поверхности.

Космически  опасные явления:

- падение  метеоритов, остатков комет;

- прочие  космические катастрофы.

Чрезвычайные  ситуации антропогенного происхождения.

Транспортные: автомобильные, железнодорожные, авиационные, водные, трубопроводные.

Производственные  опасные явления:

- с высвобождением  механической энергии: взрывы, повреждение  или разрушение механизмов, агрегатов,  обрушение зданий;

- с высвобождением  термической энергии: пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки, хранения, легковоспламеняющихся, горючих, взрывчатых веществ; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в зданиях жилого и культурного назначения; обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

- с высвобождением  радиационной энергии: аварии  на АЭС, АЭУ производственного и исследовательского назначения радиоактивных веществ;

- с  высвобождением химической энергии: аварии с выбросо) сильнодействующих ядовитых веществ.

 Специфически  опасные явления:

- инфекционная  заболеваемость: единичные случаи  экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; групповые случаи особо опасных инфекций.

Социальные  опасные явления:

- войны  - относят и к специальным и  к социальным опасным явлениям;

- военные  конфликты, терроризм, общественные  беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания  и др.

   Режим чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера может вводится органами исполнительной власти субъектов Федерации (режим чрезвычайной ситуации социального характера в данной части работы не исследуется, так как он был рассмотрен в предыдущих частях работы). При этом они руководствуются Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. К таким мерам относятся:

- проведение эвакуации;

- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий;

- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

- использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

- привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ;

 усиление  охраны общественного порядка  в зоне чрезвычайной ситуации.

   В Законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплены права и обязанности граждан. Граждане Российской Федерации имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае чрезвачыйной ситуации;

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций и при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, получившего заболевание или увечье, а также погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.8

      Граждане РФ обязаны:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

     Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В ее задачи входит, например, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сбор, 

и выдача информации в области защиты населения  и территорий от чрез-

вычайных  ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей и т.д.

     В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

органы  государственной власти обладают следующими полномочиями.

Президент РФ определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; вводит при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ. Правительство РФ осуществляет правое регулирование в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Например, издает различные нормативно-правовые акты, определяет порядок привлечения к ликвидации чрезвычайных ситуации Вооруженные Силы РФ и Войск гражданской обороны РФ. Федеральное Собрание обеспечивает финансовое обеспечение деятельности и мероприятий в указанной области, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения.

       В качестве органов, осуществляющих руководство деятельностью по обеспечению режима чрезвычайного положения в субъектах, выступают глава исполнительной власти субъекта Федерации, главные управления и управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Федерации и органов местного самоуправления, территориальные органы МЧС РФ. Для поддержания режима чрезвычайной ситуации привлекаются органы внутренних дел субъекта Федерации, силы и средства иных федеральных органов исполнительной власти, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

      Необходимо отметить, что режим  чрезвычайной ситуации существенно  отличается от режимов, описанных  выше. Во-первых, режим чрезвычайной  ситуации не предусматривает  ограничения конституционных прав личности, социально-политической активности. Ограничение свободы передвижения, свободы предпринимательской деятельности и некоторых других прав выступает как неизбежное последствие аварийно-спасательных, восстановительных эвакуационных мероприятий. Во-вторых, такой режим не предполагает изменение компетенции органов публичной администрации, перераспределение полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Порядок введения и отмены особых правовых режимов

    Особые правовые режимы вводятся на территории РФ или в ее отдельных местностях на основании Указа Президента РФ. Незамедлительное сообщение о введении особого правового режима доводится Президентом до Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    В Указе Президента РФ о введении правового режима должны быть определены:

    - обстоятельства, послужившие основанием  для введения того или иного  правового режима;

    -дата  и время, с которых вводится  правовой режим;

    -границы  территории, на которых вводится  правовой режим.

    Также Указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения  и чрезвычайной ситуации включают:

    - силы и средства, обеспечивающие данные правовые режимы;

    - перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;;

    - государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях правовых режимов.

    Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

         После обнародования Указ Президента  РФ передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении Указа Президента РФ о введении правового режима рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации в срок, не превышающий 48 часов(для военного положения) и 72 часов (для чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации) с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении правового режима, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении правового режима принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента. Эти изменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. В противном случае указ не может быть действующим актом.

Информация о работе Правовые режимы военного и чрезвычайного положения