Шпаргалака по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Администативное право"

Файлы: 1 файл

АП ответы к зачёту .docx

— 130.48 Кб (Скачать файл)

3) большинство норм административного  права носят императивный (обязывающий)  характер;

4) действие административно-правовых  норм обеспечено специальными  видами ответственности: административной  и дисциплинарной;

5) административно-правовая  норма имеет специфическую структуру:  как правило, она не имеет  гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация административно- правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Под реализацией  понимается практическое использование норм в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. Различают два основных способа реализации: исполнение и применение. И в том, и в другом случае имеется в виду проведение в жизнь содержащихся в них властных волеизъявлений.

Исполнение административно-правовых нор – точное следование участников управленческих отношений прямым предписаниям, запретам и дозволениям. В исполнении требований норм практически участвуют все возможные стороны управленческих отношений. Для этого достаточно вести себя в соответствии с содержащимися в норме требованиями. Очевидно, что данный вид реализации административно-правовых норм является условием стабильности самой сферы государственного управления.

Применение административно-правовых норм предполагает издание основанных на конкретной норме индивидуальных юридических актов по вопросу или по конкретному делу, возникающему в процессе государственно-управленческой деятельности. Например, если гражданин подает заявление о получении пенсии, соответствующая административно-правовая норма будет применена в случае издания полномочным исполнительным органом юридического акта о назначении данному гражданину пенсии в установленном законом размере.

Очевидно, что применение административно-правовых норм является прерогативой органов исполнительной власти (должностных лиц). Граждане подобных полномочий не имеют.

В предусмотренных действующим  законодательством случаях применение административно-правовых норм отнесено к компетенции судебной власти. Так, судьи городских, районных судов, мировые  судьи применяют их при наложении  административных взысканий за совершение административных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Понятие и основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

                            Признаки административных правоотношений:

1.являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

2.носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

3.являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

4.в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные  правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

                           Структура административно-правовых отношений:

объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

                                      Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру  правоотношений:

А) материальные, основанные на нормах материального права;

Б)процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений,  возникающих между субъектами:

А)горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

Б)вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

В)субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

Г)координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

А) регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения.

Б) охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

  7.Понятие и классификация субъектов административного права.

Субъекты административного  права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного  права могут стать субъектами административных правоотношений при  наличии 3-х условий:

1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

2. административной правоспособности и дееспособности субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридический факт)

Административная  правоспособность – это установленная и охраняемая возможность субъекта вступать в административные правоотношения.

Административная  дееспособность - способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного  права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и  негосударственные организации. В  этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

                                                Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения в сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

1.Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные  субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъекты, обладающие специальным административно –  правовым статусом:

· должностные лица· военнослужащие·  беженцы· вынужденные переселенцы· инвалиды

Коллективные  субъекты

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

Признаки органа исполнительной власти:

· исполнительно – распорядительный характер деятельности· подзаконный  характер деятельности· повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3-х сферах.

1.Органы исполнительной власти:

2.Органы исполнительной власти субъектов

3.Территориальные органы исполнительной власти

 

 

 

 

          8.Административно-правовой статус граждан России.

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации есть установленные законом и иными нормативными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов. Это одна из разновидностей статуса гражданина (наряду с политическим, трудовым и т.д.), реализация которого зависит от соответствующих действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.    

Административно-правовой статус граждан  РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.

Главная особенность, характеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не правомочия государственных или негосударственных организаций, где они могут работать. Поэтому административно-правовые отношения между соответствующим органом (должностным лицом), выступающим в качестве одной стороны, наделенной государственно-властными полномочиями, и гражданами в качестве другой стороны, не наделенной такими полномочиями, но обладающей определенными правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, могут складываться в связи с: реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти; выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти; нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере; нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Круг возникающих  при этом административно-правовых отношений весьма разнообразен, а  происходящие в стране общественные преобразования приводят к значительному  расширению и улучшению административно-правового  статуса граждан.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового  статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений  граждан с органами государственной  власти, местного самоуправления, общественными  объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации  системы управления государством, в  первую очередь следует назвать следующие:

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ);

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ);

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ);

5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ);

6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ);

7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ);

8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ);

9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ);

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые  другие права граждан РФ имеют  основополагающее значение при осуществлении  государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и  другими субъектами административного  права.

Информация о работе Шпаргалака по "Административному праву"