Шпаргалака по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Администативное право"

Файлы: 1 файл

АП ответы к зачёту .docx

— 130.48 Кб (Скачать файл)

К аккредитуемым  услугам относят: услуги по образованию, услуги по проведению испытаний (испытательные  лаборатории), услуги по клинической  диагностике (медицинские лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные  лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации) и т. п. Как  правило, аккредитацию проводят органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания Аккредитационные органы - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

 

 

                         18.Институт государственной службы.

С правовой точки  зрения о государственной службе говорят как об особом правовом институте. В теории права термин "институт" означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную  обособленную группу, проникнуты внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка. С точки зрения современной  административно-правовой теории, под  институтом административного права  понимается "наиболее полная нормативная  характеристика материальных и процессуальных механизмов отношений относительно определенного предмета (сферы) правового  регулирования методами и средствами административного права".

Главная функция правового института состоит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида. Многообразные управленческие отношения, отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые правом, группируются в однородные комплексы, т. е. выделяются такие их группы, которые объединяют нормы по признаку регулирования однородных отношений. Нормы соответствующих административно-правовых институтов регулируют отношения, имеющие общий характер для всех направлений управленческой деятельности.

Институт государственной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения государственности, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов, т. е. он создает государственную администрацию, обеспечивая тем самым функционирование самого государства. С другой стороны, этот правовой институт активно используется для формирования правовых режимов других правовых отраслей.

Современный правовой институт государственной  службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных пединститутах, входящих в структуру института государственной службы).

Институт государственной службы состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения. Государственно-служебные нормы могут функционировать только при условии их внутренней согласованности и скоординированности. Можно сказать, что на сегодняшний день формирование и системность нормативных обобщений в сфере государственной службы приближается к завершению. Правотворчество в этой области, опираясь на потребности государственного строительства, на данные юридической науки, достижения правовой культуры, способно придать юридическим нормам значительную степень абстрактности, сформулировать нормы-принципы, нормы-задачи, унифицировать, согласовать весь правовой материал в системе государственной службы, подчинить его определенным юридическим задачам, конкретному правовому режиму регулирования. Указанные задачи могут быть решены посредством системного, кодификационного правотворчества. Именно в кодифицированных актах получают развитие нормативные обобщения, и таким путем идет процесс построения логически завершенной, структурно замкнутой правовой системы. Первыми шагами в этом направлении стали утвержденное в декабре 1993 г. Указом Президента РФ Положение о федеральной государственной службе и принятый Государственной Думой 5 июля 1995 г. ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". А в настоящее время идет дискуссия по поводу разработки проекта Кодекса РФ о государственной службе. В Послании Президента РФ от 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох" как серьезное достижение в рамках процесса совершенствования организации системы государственной службы указывается на "подготовку проекта Кодекса РФ о государственной гражданской службе, который должен стать настоящим кодексом поведения "человека-власти". Его принятие позволит повысить результативность функционирования государственного аппарата, сделать его более восприимчивым к современным требованиям, а также создать эффективные антикоррупционные механизмы.

Процесс кодификации правового  материала в сфере государственной  службы выражен в России достаточно четко, причем не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации. В конституциях республик, а также в уставах (основных законах) областей и краев имеются главы, посвященные государственной и муниципальной службе субъекта РФ. Поэтому, имея в виду, что в настоящее время государственная служба с правовой точки зрения является автономным административно-правовым институтом, следует видеть и современные тенденции по выделению государственной службы в особую подотрасль (отрасль) права, постоянно и непрерывно связанную с административным правом. В процессе кодификации правовой материал системно организуется: формулирующиеся нормативные положения посредством объединения, введения общих норм, норм-принципов и т. п. образуют структурные подразделения нормативной системы.

Следует отметить, что государственной службе присущ также особый административно-правовой режим. Он характеризуется целостной системой регулятивного воздействия на государственно-служебные отношения и специфическими приемами регулирования: особым порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей, спецификой санкций, способов их реализации; действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм (принцип стабильности, общеобязательности, подчиненности и пр.).

Правовые средства, используемые в  сфере государственной службы, связаны  едиными регулятивными началами, т. е. все они функционируют в особой, характерной именно для этого правового режима среде. В специфическом юридическом режиме в системе государственной службы выделяются конкретные средства и приемы регулирования, существует специфика регулятивных свойств государственной службы. Вместе с тем здесь обнаруживается действие принципов, которые пронизывают все содержание государственной службы. Особенностями государственной службы являются специфические средства и приемы регулирования: дозволения, запреты, связывание, подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т. д.

Среди важнейших административно-правовых средств, используемых в институте  государственной службы и носящих  публично-правовой характер, выделяются правовое стимулирование и правовое ограничение. Следует согласиться с мнением, согласно которому эти правовые средства имеют более широкий объем, чем традиционные методы правового регулирования, так как сам метод может выступать в качестве либо стимулирующего, либо ограничивающего фактора. Например, диспозитивный, рекомендательный и поощрительный методы являются правостимулирующими по своему позитивному характеру и поэтому могут включаться в понятие "правовое стимулирование".

Правовое стимулирование, согласно общепризнанной точке зрения, включает в себя как "позитивные" (субъективные права, льготы, поощрения), так и "негативные" (запреты, обязанности, меры принуждения, взыскания, наказания) воздействия.

Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.

Этому институту  права соответствуют конкретные законодательные и нормативные  акты, устанавливающие все его  основные элементы. Например, ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" фиксирует  следующие общие подинституты: государственная должность; классификация государственных должностей; понятие государственного служащего и основы его правового положения; прохождение государственной службы. Государственно-служебные пединституты обусловлены комплексностью социально-правового института государственной службы; значение их определяется тем положением, которые они занимают в его структуре.

Деятельность государственных  служащих как субъектов административного  права характеризуется применением  не только регулятивных, но и диспозитивных  методов; она опосредуется нормами  материального и процессуального  права, а также нормами одной  отрасли права и правовыми  установлениями многих других правовых отраслей и институтов.

Материальные нормы  в институте государственной  службы устанавливают статутные  положения, которые определяют принципиальные черты этого правового института. К материальным нормам относятся: принципы государственной службы; понятие государственного служащего; права, обязанности, правоограничения государственных служащих, льготы, гарантии и компенсации (правовой статус служащих); реестр государственных должностей; вопросы совместительства; способы замещения должности; испытательный срок; аттестация; служебная дисциплина и дисциплинарная ответственность; условия службы; способы и основания для прекращения государственной службы; контроль и надзор в системе государственной службы.

Процессуальные нормы  регулируют отношения по реальному  исполнению положений, содержащихся в  материальных правовых нормах. Причем в каждом конкретном пединституте, образующем институт государственной  службы, содержатся специфические процессуальные положения и процедуры. К ним  относятся: порядок поступления  на службу; процедура перемещения  служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное производство; процедура увольнения и т. д.

Государственная служба как правовой институт регулирует организацию  и деятельность всех работающих (сотрудников), которые на профессиональной основе выполняют государственные задачи и функции и которые введены (назначены, избраны) в структуру  государственного органа (государственной  администрации) на уровне Федерации, ее субъектов. Как правило, институт государственной  службы должен регулировать отношения  с государством пожизненно назначаемых  служащих, работающих в сфере законотворчества, исполнительной и судебной власти, прокурорского надзора.

 

 

     19.     Институт предложений, заявлений и административного иска.

Одна из форм деятельности субъектов административного права  – их обращение друг к другу, к  иным государственным и общественным структурам. Однако если государственные  органы и их должностные лица свои обращения облекают в формы обязательных предписаний (приказов, распоряжений и  т.д.), докладных записок, актов о  результатах проверок, обследований и т.п., то граждане такой возможности  не имеют, поскольку они не носители государственно-властных полномочий. Поэтому для них определены особые формы их обращения в государственные  и иные организации. Более того, право  обращения в государственные  и иные органы закреплено в Конституции  в качестве одного из основных прав гражданина. Причем это право в  Конституции, по сравнению с прежними конституциями, значительно расширено и уточнено: обращаться можно устно и письменно, индивидуально и коллективно (ст. 33).

 Заявление – обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его  личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными  способами, приеме на работу (службу), поступлении  в профессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение  и т.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а  не обязанностями, осуществляются в  основном через заявления.

Предложение – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора, которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями, совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельности государственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросу государственной и общественной жизни в плане ее улучшения.

Жалобы – обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус: а) основанием для обращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересов гражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится о нарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений; б) право подачи жалобы законодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересы нарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) и адвокату; в) для подачи жалобы обычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только по уважительным причинам; г) для жалобы установлена письменная форма.

Общие правила  рассмотрения заявлений, предложений  и жалоб:

1. Государственные и иные  органы и организации обязаны  принимать заявления, предложения  и жалобы, рассматривать их, принимать  меры и давать ответы заявителям.

2. Определен срок рассмотрения и разрешения обращений граждан: заявлений и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган (организацию), которые обязаны разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Информация о работе Шпаргалака по "Административному праву"