Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 23:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Администативное право"
23. Институт материальной ответственности.
Материальная ответственность — это применение
восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный
ущерб. Поэтому она наступает, если: 1) государству действительно причинен
прямой, реальный ущерб; 2) при исполнении служебных обязанностей; 3)
противоправным деянием; 4) виновно; 5) между противоправным деянием и
наступившим ущербом имеется причинная связь.
Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда
причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид
ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном
не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных
противоправных действий вреда (1); виновный может добровольно возместить
причиненный вред полностью или частично (2); санкция не может быть заменена
мерами общественного воздействия (3).
Материальная ответственность
за нарушение административно-
Вред, причиненный личности или имуществу
гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим
вред. Законом обязанность возмещения
вреда может быть возложена на лицо, не
являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается
от возмещения вреда, если докажет, что
вред причинен не по его вине. Законом
может быть предусмотрено возмещение
вреда и при отсутствии вины причинителя
вреда. Вред, причиненный правомерными
действиями, подлежит возмещению в случаях,
предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано,
если вред причинен по просьбе или с согласия
потерпевшего, а действия причинителя
вреда не нарушают нравственные принципы
общества.
Вред, причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, в том числе
в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно
казны Российской Федерации, казны субъекта
Российской Федерации или казны муниципального
образования.
Вред, причиненный гражданину в результате
незаконного осуждения, незаконного привлечения
к уголовной ответственности, незаконного
применения в качестве меры пресечения
заключения под стражу или подписки о
невыезде, незаконного привлечения к административной
ответственности в виде административного
ареста, а также вред, причиненный юридическому
лицу в результате незаконного привлечения
к административной ответственности в
виде административного приостановления
деятельности, возмещается за счет казны
Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных
законом, за счет казны субъекта Российской
Федерации или казны муниципального образования
в полном объеме независимо от вины должностных
лиц органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда в порядке,
установленном законом.
В случаях, когда в соответствии с настоящим
Кодексом или другими законами причиненный
вред подлежит возмещению за счет казны
Российской Федерации, казны субъекта
Российской Федерации или казны муниципального
образования, от имени казны выступают
соответствующие финансовые органы.
Административный
надзор – вид деятельности специально
уполномоченных органов исполнительной
власти и их должностных лиц по систематическому
наблюдению за точным и единообразным
соблюдением, исполнением и применением
юридическими и физическими лицами правовых
норм в сфере государственного управления.
Виды надзорной деятельности
государства:
– отраслевой надзор (например, финансовый
надзор);
– межотраслевой надзор, осуществляемый
не только в сфере государственного управления,
но и в иных сферах общественной жизни.
Существует большое число государственных
структур, занимающихся административным
надзором. Среди них есть специализированные
ведомства. Это:
– Государственный таможенный комитет
РФ;
– Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора РФ;
– Комитет РФ по стандартизации, метрологии
и сертификации;
– Федеральный горный и промышленный надзор
России;
– Федеральный надзор по ядерной и радиационной
безопасности;
– Государственная налоговая служба РФ;
– Федеральная служба России по надзору
за страховой деятельностью.
Особенности административного
надзора:
– является особой разновидностью
государственного контроля;
– осуществляется специально уполномоченными
органами исполнительной власти и их должностными
лицами;
– деятельность по надзору осуществляется
систематически;
– цель – обеспечение правопорядка и общественной
безопасности в сфере государственного
управления;
– между субъектами и объектами надзора
отсутствует организационная соподчиненность;
– осуществляется в отношении органов
исполнительной власти, местного самоуправления,
учреждений, организаций, предприятий,
общественных объединений и их должностных
лиц и граждан;
– осуществляется при помощи определенных
методов;
– оценка объекта дается только с позиции
законности.
Методы осуществления
административного надзора:
– постоянное наблюдение; – периодические
проверки; – обследование поднадзорного
объекта; – истребование и анализ документов;
– изучение обращений граждан и юридических
лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности
в сфере государственного управления.
Полномочия органов,
осуществляющих административный
надзор:
– получение информации;
– применение мер административного предупреждения;
– применение мер административного пресечения;
– привлечение к административной ответственности;
– регистрация и учет; – выдача разрешений
(лицензий);
– нормотворчество.
Предметом прокурорского надзора является
исполнение законов федеральными министерствами
и ведомствами, представительными и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также соответствие законам издаваемых
ими правовых актов. При осуществлении
надзора за исполнением законов органы
прокуратуры не подменяют иные государственные
органы. Проверки исполнения законов проводятся
на основании поступившей в органы прокуратуры
информации о фактах нарушения закона,
требующих принятия мер прокурором.
25. Административно – правовые режимы.
Правовой режим – особый порядок правового регулировани
Административно-правовой
режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного
управления по реализации возложенных
на них правомочий.
Административно-правовой
режим (в узком смысле) – совокупность
правил поведения, деятельности граждан
и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими
прав и законных интересов в определенных
ситуациях в сфере публичного управления,
направленный на обеспечение общественного
порядка и общественной безопасности
специально создаваемыми для этой цели
органами, подразделениями и службами
органов государственного управления.
Признаки административно-правовых
режимов:
• устанавливаются в сфере публичного
управления, сфере деятельности органов
исполнительной власти;
• регламентируются, в основном, нормами
административного права;
• закрепляют, детализируют правила поведения
граждан, государственных органов, общественных
объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения,
возлагаются дополнительные обязанности;
• широко применяются административные
методы воздействия;
• вводится дополнительный контроль за
соблюдением правил поведения гражданами
и юридическими лицами, а также государственной
администрацией;
• нарушение правил режима влечет за собой применение
дополнительных мер государственного
принуждения.
Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Административно-правовые
режимы назначаются:
• для обеспечения бесперебойного
функционирования объектов, представляющих
повышенную общественную опасность или
имеющих важное государственное значение;
• определения порядка реализации прав
и обязанностей на территориях, где проводятся
специальные противопожарные, санитарные,
природоохранные и иные мероприятия;
• установления особых правил пользования
объектами, представляющими повышенную
опасность или содержащими сведения, отнесенные
к государственной тайне;
• обеспечения прав, свобод и законных
интересов граждан и юридических лиц в
условиях чрезвычайного режима;
• создания условий для эффективной, правомерной
деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления.
Правовой основой административно-правовых
режимов служат Конституция, федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, нормативные правовые акты органов государственной
власти субъектов РФ.
Принципы административно-
• разделение административных и судебных властей;
• минимализация ограничений прав и свобод
граждан;
• законность;
• ответственность государственных органов
и должностных лиц за превышение полномочий.
1.По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной
безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности
государства (государственной тайны, Государственной
границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию
и др.); режимы обеспечения
безопасности государства и общественного
порядка (пребывание иностранных граждан
на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны)
общественного порядка; разрешительные режимы (паспортно-визовый режим); административно-правовые
режимы (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые
режимы (в условиях массовых беспорядков,
эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий,
техногенных процессов, военной угрозы
и др.).
2.В зависимости от
субъекта установления разделяют: федеральные режимы (
3.По времени действия
различают: постоянные (действуют
непрерывно) и временные (действуют
при наступлении определенных юридических
фактов) режимы.
4.В зависимости от
объекта – носителя режима принято выделять: территориальные режимы (
5.В зависимости от
юридических свойств бывают: ординарные
и экстраординарные режимы.
26. Административное правонарушение: понятие и признаки.
Административным
правонарушением признается противоправное,
виновное действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое КОАП
РФ или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Признаки административного
правонарушения:
– административным правонарушением является
деяние: действие или бездействие;
– деяние является противоправным, т. е.
нарушает установленные в государстве
нормы поведения;
– деяние должно быть виновным;
– за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность.
(Вина - психическое отношение лица к своему противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям)
В административном праве различают две Формы вины — умысел и неосторожность.
Административное
Административное
Отграничение умышленной
вины от неосторожной при совершении
административного проступка
1.В зависимости
от сферы совершения: совершенные в экономической
сфере, совершенные вадминистративно-политической
2.В зависимости от
родового объекта посягательства:
посягающие на государственный порядок,
на общественный порядок, на общественную
безопасность, на права граждан и здоровье
населения, на собственность, на установленный
порядок управления, на другие объекты.
3.В зависимости от
характера деяния: совершенные в форме
действия и совершенные в форме бездействия.
4.В зависимости от
субъекта правонарушения: совер
5.В зависимости от
формы вины: совершенные умышленно
и по неосторожности.
6.В зависимости от
состояния физического лица, совершившего правонарушение: в
состоянии опьянения, с психическими отклонениями.