Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по Административному праву.
Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
является организующей деятельностью
исполнение законов минист-ми и ведомствами, предст-ми и исп-ми органами
субъектов, органами МСУ, военного упр-ия, контроля, 2) соотв-ие законам
издаваемых ими актов. Перечень не подлежит расширению. При несоот-ии пост-
ий Пр-ва К-ии и законам Генпрокурор инф-ет об этом Пр-та. Органы П. при
осущ-ии надзора не вмешиваются в опер-но-хоз. деят-ть поднадзорных. Прок.
проверки проводятся на основании поступ-ей инф-ии и по плану. Пр-ры имеют
большие полномочия – проход, доступ к документам, вправе вызывать ДЛ и гр-н
для объяснений. Актуальные виды надзора – о соблюдении законод-ва о собст-
ти, предприн-ве, приватизации, коррупции, налог. нарушения. Надзор за собл-
ем прав и свобод – надзор не только за вышеперечисл. госорганами, но и за
различными комм. и некомм. орг-иями. 54. АКТЫ ПР-РА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ УПР-
ИЯ Протест пр-ра – реагирование на противор-ий закону ПА органа или ДЛ,
приносится в этот орган или ДЛ, или в суд. В пр-те пр-р требует либо отмены
акта, либо приведение его в соот-ие. Пр-т д.б. расс-м в 10дн. срок, либо на
ближайшем заседании коллег. органа. О рез-тах рассм-ия докладывается пр-ру
в письменном виде. Представление – готовится на основе материалов проверок,
цель – устранение нарушений законов, способ-щих причин и условий. Вносится
в орган или ДЛ, кот. правомочны устранить нарушения. Конкретные меры – не
позднее, чем в мес. срок, доклад в письм. форме пр-ру. Постановление пр-ра
о возб-ии произ-ва об А. правон-ии – если установлены нарушения адм.
законод-ва, рассм-ся уполн-ым органом или ДЛ в установл. законом срок, о
рез-тах доклад в письм. форме пр-ру. В новой ред. Закона о пр-ре новая
статья «Предостережение о недопустимости нарушения закона» - превентивный х-
р, цель - предупредить возм. нарушения, сведения о подготовке которых стали
известны, выносится не по совершенным уже правон-ям, а по тем, кот.
готовятся и есть сведения об этом. В письменной форме.
28. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
Один из способов обесп-ия з-ти и дисц-ны в сфере упр-ия – АН. Определение –
особый вид деят-ти спецуполн-х гос. ОИВ и их ДЛ, в отношении организ-нно
неподчиненных органов, орг-ий, ДЛ и гр-н, по поводу исполнения ими общеобяз-
х правил, норм, стандартов и т.д. с целью предупр-ия, выявления и
пресечения правон-ий, восст-ия порядка и привлечения к АО. Виды АН по
объектам: 1) в отн-ии неопред. круга ФЛ и ЮЛ независимо от их ведом. под-
ти, за соблюдением ими опред. правил (например поведение в общ. местах); 2)
в отн-ии опред. круга гр-н, ДЛ, ЮЛ и по конкр. вопросам (соблюдение правил
приобр., хранения и исп-ия огнестр. оружия); 3) персониф. АН, осущ-ся ОВД в
отн-ии некоторых гр-н, освобожд. из мест лишения свободы. Особенности АН:
(по ср-ию с контролем) а) отс-ие орг. подч-ти субъектов и объектов АН; б)
проверяет только з-ть д-ий конкр. объекта, но не целесообр-ть; в) невозм-ть
вмеш-ва в опер-хоз. деят-ть объектов; г) возм-ть самост-го примен-ия мер А.
прину-ия в случае обн-ия правон-ий или возн-ия угрозы безоп-ти, эти меры
строго ограничены. ФОИВ, осн. деят-ю кот. явл-ся АН: горный надзор, по яд.
и рад. безоп-ти, ветеринарные, рыбные, пожарные, регистры и т.д. Указ Пр-та
92 г. о гос. надзорных органах. Компетенция конкр. надзоров определена
соотв-ми НПА. Многие надз. органы имеют право разрабатывать и утверждать
правила в своей области деят-ти. Стадии АН: предварит. – анализ инф-ии об
объекте, разработка и доведение до объекта правил его функц-ия. Текущий –
систем. набл-ие, проверки. Заключит-ый – выявление тенденций, разработка
предложений.
29 РОЛЬ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Одним из важных конституционных прав человека и гражданина является право на обращения в государственные органы. Оно закреплено в статье 33 Конституции Российской Федерации,
В праве на обращение проявляется
возможность удовлетворения личных,
государственных и общественных
интересов. Обращения граждан способствуют
усилению контроля народа за деятельностью
государственных органов и
Праву граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним законные и обоснованные решения.
. Особенности подачи и
обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющее функции представителя
власти либо выполняющее организационно-
В Законе указывается, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, а рассмотрение обращений осуществляется бесплатно. Право гражданина подавать жалобу не ограничивается возможностью направить ее в упомянутые органы либо должностному лицу и требовать своевременного рассмотрения. Закон наделяет гражданина определенными правами и при ее рассмотрении.
Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; в то же время гражданину предоставлено право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Предоставлено также право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.Закон (ст. 6) устанавливает запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих или других лиц прав, свобод и законных интересов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Государственный орган, орган местного
самоуправления или должностное
лицо при направлении письменного
обращения на рассмотрение в другой
государственный орган, орган местного
самоуправления или иному должностному
лицу может в случае необходимости
запрашивать в указанных
Закон запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если направление такой жалобы органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в суд.
Обращение, поступившее в орган
или должностному лицу в соответствии
с их компетенцией, подлежит обязательному
рассмотрению. В случае необходимости
обращение может быть рассмотрено
с выездом на место. Это, например,
может быть вызвано просьбой заявителя
проверить достоверность
Значительное место в Законе занимают положения, непосредственно относящиеся к рассмотрению обращений, принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В числе таких мер указывается на обязанность упомянутых органов и должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Для этой цели могут быть, в частности, запрошены необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. По направленному запросу в течение 15 дней должны быть предоставлены такие документы и материалы, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Если обращение поступило по информационным системам общего пользования, ответ дается по почтовому адресу, указанному в обращении.
Ряд положений Закона посвящен особым
случаям, связанным с отдельными
обращениями. Это касается, например,
обращения, в котором обжалуется
судебное решение. Такое обращение
подлежит возвращению заявителю, но
с обязательным разъяснением порядка
обжалования данного судебного
решения. Такое требование предполагает
необходимость исключить
Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Одной из новелл для российского законодательства является положение, содержащееся в ч. 5 ст. 11 Закона. Ее содержание таково:
"В случае если в письменном
обращении гражданина
Судя по содержанию нормы, она направлена на борьбу с сутяжничеством и волокитой, т.е. с явлениями бесспорно негативными. Однако при конструировании упомянутой нормы законодатель без достаточных оснований исходит из презумпции компетентности и добросовестности должностного лица, рассмотревшего жалобу или другое обращение, и недобросовестности гражданина, направившего обращение. Представляется, что в приведенном случае решение о прекращении переписки с гражданином должен принимать не исполнитель, если он и должностное лицо, а вышестоящее должностное лицо либо руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления либо его заместитель. Естественно, что такому решению должно предшествовать тщательное изучение доводов и обстоятельств, приведенных в обращении, и сопоставление их с данными ответами.
В случае если ответ по существу поставленного
в обращении вопроса не может
быть дан без разглашения сведений,
составляющих государственную или
иную охраняемую федеральным законом
тайну, гражданину, направившему обращение,
сообщается о невозможности дать
ответ по существу поставленного
в нем вопроса в связи с
недопустимостью разглашения