Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
46. Рассмотрение дела об
Производство по делам об административных правонарушениях слагается из:
Возбуждения дела;
Его рассмотрения и разрешения;
Обжалования или опротестования постановления по делу;
Исполнения постановления по делу.
Рассмотрение дела об административном правонарушении — центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению.
При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно:
относится ли данное дело к компетенции данного органа;
правильно ли составлены протокол и другие материалы;
извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения;
имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела;
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
имеются ли ходатайства и отводы.
Установлен порядок
Главное в содержании данной стадии адм, производства состоит в том, что орган (дол. Лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено адм. правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно адм. отв., имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.
Разрешение дела об адм, правонарушении выражается в вынесении постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о наложении адм. взыскания.
Постановление по делу объявляется по окончании его рассмотрения. Его копия вручается наказанному лицу, а также немедленно направляется прокурору.
47. Исполнение постановлений по
делам об административных
Исполнение принятого по делу об адм. правонарушении постановления — также одна из стадий юрисдикционного производства, она завершает вид административно-процессуальной деятельности.
Постановление обязательно для исполнения всем и исполнительными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и юридическими лицами.
К компетенции судьи, органа (долж. лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об адм. аресте, лишение спец. права невозможно в установленные сроки, отнесена отсрочка исполнения до 1 месяца.
Уплата штрафа может быть рассрочена на период до З месяцев. Давность постановления определяется постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.
Постановление о наложении административного штрафа на физ. лицо исполняется: - уплачен не позднее 30 дней, возможно принудительное исполнение, все это должно произойти в срок - 6 месяцев. В отношении юрид. лица принудительное взыскание осуществляется банком из доходов юридического лица.
Постановление о возмездном изъятии предмета или конфискации исполняется судебным приставом, а в отношении вооружения — органами внутренних дел.
Постановление о лишении специальных прав исполняется уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов путем изъятия вод. уд.
Постановление об адм. аресте — органами вн. дел. Постановление об адм. выдворении исполняется органами Федеральной пограничной службы.
48. Административно-процедурная
Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном), составляет административно-процессуальная деятельность:
административно-
административно-процедурная.
В первом случае в центре внимания
— осуществление
Во втором случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов ( дол. лиц) по осуществлению установленных административно- правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией.
Предметом процедурного производства является индивидуально-административные дела бесспорного характера. В рамках процедурного производства правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной . Она может иметь место в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных ходатайств (при регистрации, выдачи лицензии).
Процедурное производство не имеет
своим результатом
В рамках процедурного производства
возможно совершение правоохранительных
действий, но их характер иной: сам факт
выдачи разрешения или проведения регистрации
свидетельствует о том, что разрешенная
или зарегистрированная деятельность
соответствует требованиям
Виды процедурных производств:
Лицензионно-разрешительные;
Регистрационные;
Правотворческие.
Лицензия - официальный документ, который
разрешает осуществление
Регистрация — акт официального признания законности соответствующих действий, осущ. органами Министерства юстиции РФ.
49. Административная юрисдикция.
Юрисдикция - суд,судопроизводство, право решать вопросы. Она не является главным и определяющим содержанием государственно-управленческой деятельности признаком, что является характерным для функционирования органов судебной власти, но она реальное явление управленческой деятельности.
Первой особенностью административной юрисдикции является ее специфический предмет —конкретный административный правовой спор.
Второй — правовая оценка поведения в отношении сторон возникшего спора является важнейшим условием, обеспечивающим основанное на законе, справедливое и эффективное разрешение административно-правового спора.
Третьей - является возможность или
необходимость применения соответствующих
мер юридической
Виды административно - юрисдикционного производства:
производство по делам об
административных
дисциплинарное производство;
производство по жалобам.
50. Понятие и система способов обеспечения законности.
Соблюдение Конституции и
Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:
Это общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, организаций, должностных лиц;
Единством законности, обеспечивающее
единообразное понимание и
Недопустимость
Неразрывная связь законности и правовой культуры населения.
При любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью.
Законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное действие.
Существует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Способы обеспечения законности: контроль и надзор.
Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (закон.,исп,суд власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущен ли в деятельности подконтрольных органов исп.
Власти и их долж. лиц нарушения законности, устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.
Контроль, как способ обеспечения законности характеризуется признаками:
Между контролирующим органом и
подконтрольным объектом существуют отношения
подчиненности или
Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую адм-хоз деят контролируемого.
Контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого.
Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные право нарушения.
Надзор — прокурорский и административный. При надзоре вмешательство в текущую адм.-хоз. деят. поднадзорного исполнительного органа не допускается.
51. Контроль органов в сфере управления: понятие и виды .
Контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта целью устранения отклонений от заданных параметров.
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (закон., исп, суд власти) и общ. орг., используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли деятельности подконтрольных органов исп.
Власти и их долж. лиц нарушения законности, устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности.
Контроль, как способ обеспечения законности характеризуется признаками:
Между контролирующим органом и
подконтрольным объектом существуют отношения
подчиненности или
Объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую адм-хоз деят контролируемого.
Контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого.
Контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные право нарушения.
Различают следующие виды контроля:
президентский,
контроль органов
контроль органов
Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности гос. регулирования.
Его основные принципы:
законность,
объективность,
независимость,
гласность,
экономичность,
сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
52. Прокурорский надзор за
Прокуратура РФ это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Это ее основная функция.
Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.