Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

 

Сущность прокурорского надзора  состоит в действиях прокуроров по выявлению пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов  государственными и общественными  образованиями.

 

Прокурорский надзор осуществляет:

Исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными  и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;

Соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

 

Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости  от содержания и характера имеющейся  у прокурора информации.

 

Все большую актуальность приобретает  надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, о коррупции, неплатежах, налоговых правонарушениях.

 

Прокуратура профессионально подходит к надзору за соответствием законам  актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами.

 

Предметом прокурорского надзора  является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

Органы прокуратуры не вмешиваются  в оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменить или изменить акты управления.

 

Протест прокурора — это его  реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. (рассматривается  в течении 10 дней).

 

Представление прокурора готовится  на основании материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений. (срок 1 месяц).

 

Постановление прокурора о возбуждении  производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным  лицом в установленный законом  срок.

 

При надзоре в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную  деятельность поднадзорного исполнительного  органа (должностного лица) не допускается.

 

Оценка деятельности поднадзорного  органа дается только с точки зрения законности, но не целесообразности.

53. Административный надзор.

 

Административный надзор — это  особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении  организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан  по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с  использованием комплекса мер административного  принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, выявления предписанного порядка  и привлечения виновных к административной ответственности.

 

Контроль и надзор:

различие между внешним контролем  и административным надзором состоит  в их содержании.

 

Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она  включает в себя проверку состояния  дел подконтрольного объекта  не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых  решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности.

 

Административный надзор связан с  проверкой только законности действий - конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Контроль и админ. надзор различаются  по объему полномочий.

 

Контрольные полномочия связаны с  вмешательством органов контроля в  оперативно-хозяйственную деят. объекта. Органы адм. надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к адм. отв.

Адм. надзор и контроль различаются  по объектам наблюдения и проверок. Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных  лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

Адм. надзор и контроль различаются  по субъектам, их осуществляющим.

 

Адм. надзор реализуется в деятельности большого числа государственных  органов: это специализированные ведомства (таможенный комитет), гос. инспекции  и надзоры, входящие в состав различных  министерств(санитарно-эпидемиологический надзор) и др.

 

Органы контроля такого разнообразия не имеют. К ним относятся государственные комитеты (по охране окружающей среды, по печати) и некоторые министерства и службы (Министерство торговли, общего и ср. образования, Фед. Миграционная служба, служба безопасности).

Адм. надзор и контроль реализуются  в различных организационных  и правовых формах.

 

Админ. надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного  движения водителей, правил обращения  со служебным огнестрельным оружием  лиц, занимающихся частной охранной деятельностью. Контроль представляет процесс последовательных этапов: предварительный, текущий, заключительный.

Адм. надзор и контроль характеризуют  особые методы их осуществления. для адм. н. основным методом является наблюдение. Проверка за заявлениями и жалобами. К. проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы.

Адм. надзор связан с применением  адм. принуждения (карантин), меры адм. пресечения( запрещение эксплуатации авт., меры адм.-процессуального обеспечения (изъятия вещей, товаров, документов). Органы контроля объемом адм. принудительных полномочий не обладают.

54 Судебный контроль за законностью в сфере управления.

 

Согласно ч.2 ст. 118 КРФ судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

 

Судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить  к рассмотрению конкретных судебных дел.

 

Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о  судебном контроле за исполнительной властью. От 27.04.93 закон РФ о «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих прав и свобод граждан». Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.

 

Контрольные полномочия Конституционного суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции.

 

Реализуя эти полномочия, суд  разрешает эти дела в соответствии К-ции нормативных актов Президента, Правительства и органов исп. Власти субъектов Федерации, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исп. Власти РФ и ее субъектов.

 

Толкование К. РФ, данное Конституционным  судом является официальным и  обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов  гос. власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности.

 

Основной задачей судов общей  юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел.

 

Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. Суд может  выносить решения, определения или  постановления. По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд  проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению  лица к административной отв. и применяет одну из возможных мер воздействия (прекращает производство по делу).

 

В условиях рыночной экономики особую роль играет система арбитражных  судов. Этот вид правосудия позволяет  установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический  произвол чиновников, цивилизованно  осуществить процесс банкротства, защитить интересы предпринимателей.

 

Т.о. Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.

55. Обжалование действий и решений  органов исполнительной власти  и должностных лиц.

 

Порядок обжалования определен  гражданским процессуальным кодексом РФ.

 

Статья 254. Подача заявления об оспаривании  решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего:

 Гражданин, организация вправе  оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего,  если считают, что нарушены  их права и свободы. Гражданин,  организация вправе обратиться  непосредственно в суд или  в вышестоящий в порядке подчиненности  орган государственной власти, орган  местного самоуправления, к должностному  лицу, государственному или муниципальному  служащему. 

 Заявление подается в суд  по подсудности, установленной  статьями 24 - 27 ГПК. Заявление может  быть подано гражданином в  суд по месту его жительства  или по месту нахождения органа  государственной власти, органа  местного самоуправления, должностного  лица, государственного или муниципального  служащего, решение, действие (бездействие)  которых оспариваются.

 Заявление военнослужащего,  оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного  управления или командира (начальника) воинской части, подается в  военный суд. 

 Суд вправе приостановить  действие оспариваемого решения  до вступления в законную силу  решения суда.

 

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд:

 Гражданин вправе обратиться  в суд с заявлением в течение  трех месяцев со дня, когда  ему стало известно о нарушении  его прав и свобод.

 Пропуск трехмесячного срока  обращения в суд с заявлением  не является для суда основанием  для отказа в принятии заявления.  Причины пропуска срока выясняются  в предварительном судебном заседании  или судебном заседании и могут  являться основанием для отказа  в удовлетворении заявления. 

 

Статья 257. Рассмотрение заявления  об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего:

 Заявление рассматривается  судом в течение десяти дней  с участием гражданина, руководителя  или представителя органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего,  решения, действия (бездействие)  которых оспариваются.

 Неявка в судебное заседание  кого-либо из указанных в части  первой настоящей статьи лиц,  надлежащим образом извещенных  о времени и месте судебного  заседания, не является препятствием  к рассмотрению заявления. 

 

Статья 258. Решение суда и его  реализация

 Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности  соответствующего органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего  устранить в полном объеме  допущенное нарушение прав и  свобод гражданина или препятствие  к осуществлению гражданином  его прав и свобод.

 Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

 В суд и гражданину должно  быть сообщено об исполнении  решения суда не позднее чем  в течение месяца со дня  получения решения. Решение исполняется  по правилам, указанным в части  второй статьи 206 ГПК. 

 Суд отказывает в удовлетворении  заявления, если установит, что  оспариваемое решение или действие  принято либо совершено в соответствии  с законом в пределах полномочий  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего  и права либо свободы гражданина  не были нарушены.

56. Административно-правовые режимы.

 

Правовой режим – это официально установленный особый порядок правового  регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных  средств, используемых для закрепления  социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение  их устойчивого функционирования.

 

Структура правового режима включает такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов  режимного регулирования, система  организационно-юридических гарантий.

 

В качестве носителя режима выступают  определенные территории (режим закрытого  административно-территориального образования, режим исключительной экономической  зоны), правовые образования и институты (режим законодательства, режим отрасли), организации (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового  учреждения), социальные и природно-техногенные  процессы (режимы труда и отдыха, чрезвычайной ситуации), предметы материального  мира (режимы имущества, природных ресурсов, документов), административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"