Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
Сущность прокурорского
Прокурорский надзор осуществляет:
Исполнение законов
Соответствие законам
Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости от содержания и характера имеющейся у прокурора информации.
Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, о коррупции, неплатежах, налоговых правонарушениях.
Прокуратура профессионально подходит к надзору за соответствием законам актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами.
Предметом прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Органы прокуратуры не вмешиваются
в оперативно-хозяйственную
Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. (рассматривается в течении 10 дней).
Представление прокурора готовится на основании материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений. (срок 1 месяц).
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок.
При надзоре в отличие от контроля,
вмешательство в текущую
Оценка деятельности поднадзорного органа дается только с точки зрения законности, но не целесообразности.
53. Административный надзор.
Административный надзор — это
особый вид государственной
Контроль и надзор:
различие между внешним
Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности.
Административный надзор связан с проверкой только законности действий - конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.
Контроль и админ. надзор различаются по объему полномочий.
Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную деят. объекта. Органы адм. надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к адм. отв.
Адм. надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверок. Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.
Адм. надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.
Адм. надзор реализуется в деятельности
большого числа государственных
органов: это специализированные ведомства
(таможенный комитет), гос. инспекции
и надзоры, входящие в состав различных
министерств(санитарно-
Органы контроля такого разнообразия не имеют. К ним относятся государственные комитеты (по охране окружающей среды, по печати) и некоторые министерства и службы (Министерство торговли, общего и ср. образования, Фед. Миграционная служба, служба безопасности).
Адм. надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах.
Админ. надзор может сопровождаться
проверкой знаний правил дорожного
движения водителей, правил обращения
со служебным огнестрельным
Адм. надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. для адм. н. основным методом является наблюдение. Проверка за заявлениями и жалобами. К. проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы.
Адм. надзор связан с применением адм. принуждения (карантин), меры адм. пресечения( запрещение эксплуатации авт., меры адм.-процессуального обеспечения (изъятия вещей, товаров, документов). Органы контроля объемом адм. принудительных полномочий не обладают.
54 Судебный контроль за законностью в сфере управления.
Согласно ч.2 ст. 118 КРФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить к рассмотрению конкретных судебных дел.
Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью. От 27.04.93 закон РФ о «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих прав и свобод граждан». Суду стали подконтрольны любые действия (решения) любых структур, должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.
Контрольные полномочия Конституционного суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции.
Реализуя эти полномочия, суд разрешает эти дела в соответствии К-ции нормативных актов Президента, Правительства и органов исп. Власти субъектов Федерации, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исп. Власти РФ и ее субъектов.
Толкование К. РФ, данное Конституционным судом является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов гос. власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Формы контроля судов общей юрисдикции
за деятельностью органов
Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел.
Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. Суд может выносить решения, определения или постановления. По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной отв. и применяет одну из возможных мер воздействия (прекращает производство по делу).
В условиях рыночной экономики особую
роль играет система арбитражных
судов. Этот вид правосудия позволяет
установить жесткую дисциплину договорных
отношений, пресечь экономический
произвол чиновников, цивилизованно
осуществить процесс
Т.о. Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти.
55. Обжалование действий и
Порядок обжалования определен гражданским процессуальным кодексом РФ.
Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего:
Гражданин, организация
Заявление подается в суд
по подсудности, установленной
статьями 24 - 27 ГПК. Заявление может
быть подано гражданином в
суд по месту его жительства
или по месту нахождения
Заявление военнослужащего,
оспаривающего решение,
Суд вправе приостановить
действие оспариваемого
Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд:
Гражданин вправе обратиться
в суд с заявлением в течение
трех месяцев со дня, когда
ему стало известно о
Пропуск трехмесячного срока
обращения в суд с заявлением
не является для суда
Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего:
Заявление рассматривается
судом в течение десяти дней
с участием гражданина, руководителя
или представителя органа
Неявка в судебное заседание
кого-либо из указанных в
Статья 258. Решение суда и его реализация
Суд, признав заявление
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно
быть сообщено об исполнении
решения суда не позднее чем
в течение месяца со дня
получения решения. Решение
Суд отказывает в
56. Административно-правовые
Правовой режим – это
Структура правового режима включает
такие элементы, как носитель режима,
режимные правовые средства, режимные
правила, правовые статусы субъектов
режимного регулирования, система
организационно-юридических
В качестве носителя режима выступают
определенные территории (режим закрытого
административно-