Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка

Описание работы

1. Административное право как отрасль российского права.

Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

 

При региональной администрации нередко  соз даются органы, на которые возлагаются специфиче ские управленческие функции, — в первую очередь функции надзора и контроля над соблюдением пра вил в сфере государственного управления. Это раз личного рода инспекции (например, инспекция по благоустройству) и некоторые другие органы. Им предоставлено право либо применять меры адми нистративного принуждения к нарушителям, либо подготавливать материалы для последующего при влечения к ответственности.

 

В тесном контакте с органами исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют  органы ме стного самоуправления. Органы местного самоупра вления занимаются теми же вопросами хозяйствен ного и социального строительства, что и органы субъектов РФ. В связи с этим выработаны опреде ленные формы:

передача отдельных государственных  полно мочий органам местного самоуправления для их практической деятельности, при этом переданные полномочия не перестают быть государственными;

заключение договоров по различным  вопросам;

совместное проведение мероприятий  различ ного масштаба и т. д.

 

Формирование местного самоуправления показы вает, что положения ст. 12 Конституции нуждаются в корректировке в сторону более тесных организа ционно-правовых связей государственных органов и органов местного самоуправления.

 

Основные полномочия высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ:

разрабатывает и осуществляет меры по обеспе чению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует а проведении единой государственной политики в области фи нансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

 

а) осуществляет в пределах своих  полномочий меры по реализации, обеспечению  и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собст венности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представ ления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета  субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюд жета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для пред ставления их высшим должностным лицом субъ екта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

д) управля-ет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, передан ной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством;

е) предлагает органу мест ного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе об ратиться в суд;

ж) заключает в соответствии с  ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении  предметов веде ния и полномочий;

з) осуществляет иные полно мочия, установленные законодательством.

27. Понятие и виды административно-правовых  форм.

 

Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения  ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего  юридических), которые характеризуют  ее как специфическую ветвь единой государственной власти.

 

Говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать  в роли:

форм реализации исполнительной власти;

форм внутриаппаратной работы.

 

Главенствующее значение в механизме  функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они  выражают внешнее юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это - формы  управления в собственном смысле.

 

Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного  органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и  вызывающее определенные последствия.

 

Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно  можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

 

Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми  нормами. Как правило, такого рода нормы  содержатся в тех юридических  актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица). Это, например, положения о  министерствах, должностные инструкции и т.п. Внутриорганизационная деятельность субъектов исполнительной власти может  регламентироваться административно-правовыми  нормами, содержащимися в различного рода нормативных документах, посвященных, например, организации делопроизводства.

 

Наиболее значимы формы, связанные  с реализацией правоприменительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

 

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным  основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение  на правовые и неправовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

 

Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические  последствия, а потому они в максимальной степени претендуют на обозначение  их в качестве административно-правовых форм управления.

 

Неправовые формы прямых юридических  последствий не влекут. Например, это проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., т.е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций (экспедиция, транспорт, охрана и т.п.).

 

Форма управленческой деятельности может  быть отнесена к числу правовых только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное  для государственного управления юридическое  волеизъявление данного субъекта. В этом суть правовых форм реализации исполнительной власти.

 

Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами (должностными лицами) в различных вариантах  и связанные с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, но сами по себе элементами такого процесса не являющиеся, однозначно относятся  к неправовым (организационным, аналитическим, обеспечительным и т.п.).

 

Как правило, в числе форм управленческой деятельности называют: издание нормативных  актов; издание индивидуальных (административных) актов; совершение иных юридически значимых действий, заключение договоров; осуществление  организационных действий; выполнение материально-технических (организационно-технических) операций.

 

Административно-правовые формы могут  быть классифицированы по ряду критериев, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных  лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и  базирующиеся на них, т.е. различные  действия, влекущие определенные юридические  последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития и  т.п.) либо реакция на негативные явления  в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере  государственного управления (внешняя  направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного  органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения  вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого  решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной  инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного  или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам  государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными  органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы  собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.

 

Таким образом, исполнительная власть имеет только юридические формы  своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления.

28. Понятие и юридическое значение  актов управления.

 

Правовые акты управления являются основной юридической формой реализации исполнительной власти.

 

Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации исполнительной власти.

 

Правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные (правоприменительные). Правовой акт подзаконен, он должен соответствовать актам вышестоящих звеньев системы исп. власти. Издается в виде письменного юридического документа. В отдельных случаях допускается его устная форма(система военного управления).

 

Правовые акты управления по масштабности своего действия не ограничиваются сферой государственного управления. В ряде случаев они используются в интересах  регламентации отдельных сторон тех общественных отношений, которые  относятся к предмету, например, финансового, природоохранного, земельного, предпринимательского права. для правовых актов управления в отличие от актов судебных органов характерен преимущественно позитивный характер регулируемых отношений. Они могут служить доказательствами в судебных процессах по жилищным, трудовым, административным делам.

 

Правовые акты управления не могут  отменить или изменить судебные акты, в то время как последние такую  возможность в отношении них  имеют. Арбитражный суд вправе признать за собой недействительность акта управления в рамках своей подведомственности.

 

Нормативные акты: создаются, в них  сформулированы нормы права, они  являются основным источником права, обязателен для нефиксированного круга лиц, оформляется в виде законов, указов, положений.

 

Индивидуальные акты: издаются, нормы  права не содержат, источником права  не являются, обязателен только для лиц указанных в этом праве, оформляется в виде указов, приказов.

29. Требования к правовым актам  управления и их действие.

 

В самом емком значении суть требований заключается в обеспечении их законности, т.е. соответствия закону. Это общее требование, вытекающее из подзаконности государственно-управленческой деятельности.

 

С позиций юридического содержания правовые акты управления должны:

не противоречить КРФ, действующему законодательству, нормативным указам Президента;

основываться на конституционном  и договорном разграничении предметов  ведения и полномочий между Федеральными органами исп. власти и органами субъектов  РФ;

издаваться только полномочным  исполнительным органом (должностным  лицом), т.е. в пределах закрепленной за ним компетенцией;

учитывать правовые акты вышестоящих  органов исп. Власти;

быть юридически обоснованными т.е. четко выражать основания и цели издания, а также юридические последствия, вызываемые его изданием;

не должны ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность  нижестоящих звеньев системы  исп. Власти;

не должны ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством  права и законные интересы общественных объединений и иных негос. формирований;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"