Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, шпаргалка
1. Административное право как отрасль российского права.
Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления).
издаются с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания.
Самым главным требованием является недопустимость нарушений установленных и гарантированных КРФ. К правовым актам управления могут предъявляться и иные требования, влияющие по их качество. Это требования оптимальности, четкости и ясного изложения, соблюдение установленных реквизитов(печати, подписи, сроки исполнения, контроль).
Важным условием действенности акта является правовым свойством — юридической силой. Это означает, что данный акт способен выступить в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти т.е. полностью соответствовать ее задачам и функциям. данное условие считается соблюденным в любом случае издания правового акта управления, поскольку на него распространяется презумпция правильности (действительности). Законная сила правового управления определяется двумя моментами: подписание и официальное опубликование.
30. Дефектность актов управления.
В науке административного права акты не соответствующие требованиям законности считаются дефектными.
Их делят на ничтожные и оспоримые.
Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они на подлежат исполнению. Акты признаются ничтожными, если:
есть прямое указание закона;
грубо нарушена подведомственность дел(в таком случае можно говорить об адм. самоуправстве, например- начальник РОВД, который самовольно вселяет своего подчиненного в освободившуюся квартиру);
нет законного основания(заявления, представления) для принятия акта;
нарушен срок давности;
акт предписывает совершение преступления.
Незаконность оспоримых актов
не очевидна, спорна. Они находятся
под сенью презумпции законности
и подлежат исполнению, что не лишает
индивидуальных и коллективных субъектов
права оспорить их законность в установленном
порядке. Не исключено, что акт в
целом или частично будет признан
не соответствующим закону, отменен,
или изменен и даже аннулирован,
т.е. призван ничтожным, не породившим
никаких юридических
31. Правотворческий процесс
Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.
В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности.
Правотворчество включает деятельность по:
изданию новых нормативно-правовых актов;
их совершенствованию, изменению, переработке;
отмене действующих нормативно-
Признаки правотворчества:
Сознательно-волевой характер.
Объективно-исторический характер.
Признаки правотворчества
Несмотря на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем произвольно, исключительно по собственному усмотрению.
Право отражает объективные закономерности
общественных отношений. В нормах права
находят выражение потребности
общества на определенном историческом
этапе. Попытки волюнтаристски, произвольно
устанавливать нормы права
Рассмотрим принципы правотворчества.
Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых
актов предполагает учет общественного
мнения, публичное и гласное обсуждение
законопроектов, социологический анализ
реализации действующих норм. Последнее
позволяет оценить
Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Законодателю необходимо создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции России закреплены определения Российской Федерации как правового, социального, демократического государства.
Принцип научности правотворческого
процесса. Правотворчество - специализированная
деятельность, требующая особых знаний
и навыков, прежде всего юридических.
Она требует высокой
Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Регулируя общественные отношения, правовые
нормы должны обеспечивать баланс публичных
и частных интересов. Например, нормы,
устанавливающие ставки налогообложения,
должны, с одной стороны, гарантировать
наполнение доходной части бюджета,
а с другой - сохранить для
Рассмотрим виды правотворчества.
Народное правотворчество
Государственное правотворчество - это
правотворчество, при котором правовые
нормы формируются
Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.
Государственное правотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий:
Первая - выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.
Вторая - решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.
Третья - предварительное обсуждение
проекта нормативно-правового
Четвёртая - официальное рассмотрение
проекта нормативно-правового
Пятая - принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.
Шестая - опубликование нормативно-
32. Административно-правовой
В законодательстве этот термин не употребляется. В правовой науке существует две точки зрения:
АД - реальность, они уже применяются, это перспективная форма;
АД предшествуют юридически властной форме реализации исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются.
АД непосредственно не порождает конкретных административных правоотношений, но как бы входит в процесс формирования сложного юридического факта, на основании которого возникнет административное правоотношение.
Административный договор - вид сделок, в которых равноправие сторон, так или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон «О воинской обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор предшествует возникновению административных правоотношений.
Черты АД:
имеют организационное содержание;
одной из сторон договора всегда является субъект ИВ;
в РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций;
как управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане предшествует принятию акта;
нормативной базой являются нормы АП.
Виды договоров:
по содержанию:
АД о компетенции (разграничение, делегирование полномочий);
АД о совместной деятельности (между субъектами, один из которых АП субъект);
АД о выполнении государственных заказов;
по субъектам АП договоры могут быть:
между 2 субъектами,
между субъектом ИВ и гос. организациями,
между гос. и негос. организациями,
между субъектами управления и гражданами;
по взаимоотношению сторон договора:
АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу,
АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры).
Вертикальные договоры — при
договорной практике все-таки у подчиненной
стороны есть возможность обосновать
свою позицию и требовать
33. Понятие и виды
Метод управления является способом
практического осуществления
Методы управления:
реализуются в процессе
используются субъектами
в них находят свое
выбор конкретных методов
управляющего воз действия
поскольку управляющее