Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят: министерства Республики Беларусь, государственные органы Республики Беларусь, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, объединения (учреждения) подчиненные Совету Министров.
Совет Министров
Республики Беларусь состоит из Премьер-министра,
заместителей Премьер-министра, в том
числе Первого заместителя
17. Правовой статус президиума совета министров РБ и аппарата совета министров РБ.
Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, Министра экономики Республики Беларусь, Министра финансов Республики Беларусь, Министра иностранных дел Республики Беларусь. Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях). Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти. Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.
Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Аппарат Совета Министров создается для обеспечения деятельности Совета Министров. Его возглавляет руководитель Аппарата, который назначается на должность Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
18. Формы работы, компетенция и акты совета министров РБ.
Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства Республики Беларусь. Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь - один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства. Рассмотрим его основные полномочия.
Так, Совет Министров Республики Беларусь: регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию; обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации; разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации; Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.
На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства Республики Беларусь. Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются: вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь; основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты в форме постановлений. Используя данную форму управленческой деятельности Правительство на практике осуществляет исполнительную власть. Постановления могут быть как нормативные, так и индивидуальные. Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.п.) утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
19. Правовой статус республиканских органов государственного управления, подчинённых правительству РБ
Основными видами
республиканских органов
Все республиканские органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными). Они подчинены непосредственно Совету Министров и действуют на основании законов, актов Президента и Совета Министров. Правовой основой их деятельности служат также специальные положения. Положение о каждом из центральных органов управления утверждается Президентом Республики Беларусь, или, по его поручению, - Советом Министров.
Министерства образует, реорганизует и упраздняет Президент. Он также назначает и освобождает от должности министров.
Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет всю полноту ответственности за деятельность своего министерства, подотчетен Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь. Его правовой статус закреплен в Положении о министре Республики Беларусь, утвержденном указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001.
В своей деятельности
он руководствуется законодательны
Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и постановления. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются в форме постановлений. Принимаемые министерствами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.
Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их, как и министерства, образует, реорганизует и упраздняет Президент. Во главе Госкомитета находится Председатель, который назначается и освобождается от должности Указом президента, по должности входит в состав Совета Министров и по статусу является министром.
Государственные комитеты выполняют две группы задач:
а) Межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой. Это главная задача, ради которой орган был создан.
б) Линейное руководство
подчиненным ему организациями,
внутриведомственное
Оперативное руководство
межотраслевой деятельностью и
внутриведомственное управление осуществляется
Председателем Госкомитета
Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Он образуется указом Президента Республики Беларусь. Руководители комитетов не входят в состав Правительства Республики Беларусь.
Комитеты при Совете Министров отличаются от министерств и государственных комитетов тем, что у комитетов более низкий правовой статус; меньший объем задач; большинство из них осуществляют специальные функции, а предлог «при» указывает на подчинение Совету Министров, т.е. вспомогательное их назначение.
Что же касается государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, то они не являются республиканскими органами государственного управления, и не обладают соответствующими властными полномочиями. Руководители этих государственных организаций не входят в состав правительства, за исключением Председателя Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
20.Правовой статус местных органов государственного управления, их отделов и управлений
Местное управление
– это форма организации
1) исполкомов (областных, городских, районных, поселковых и сельских)
2) местная администрация
Исполкомы делятся на:
1) исполкомы первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)
2) исполкомы
базового уровня: районные, городские
(городов областного подчинения
3) исполкомы областного уровня: областные и минский городской.
В состав исполнительных комитетов входят председатель, его заместители, управляющий делами исполкома (секретарь) и члены исполкома. Полномочия исполкомов определены законом о местном управлении и самоуправлении от 20 февраля 1991г. В соответствии с указанным законом к основным полномочиям исполкомов относятся:
1) разработка
и схема управления местным
хозяйством и коммунальной
2) разработка
программ местного
3) разработка
и исполнение местных бюджетов,
обеспечение законности и
Особый вид органов местного управления является местная администрация. Она является исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе. Пример: администрация фрунзенского района в г. Минске. Возглавляет глава местной администрации. По структуре, полномочиям она аналогична городскому исполкому городов областного подчинения.
Правовой статус отделов, управлений и иных подразделений исполкомов (местных администраций). Исполком включает в себя структурные подразделения: отделы, управления и другие, которые являются местными органами отраслевой или межотраслевой компетенции. Пример: финансовый отдел, управление социального обеспечения, отдел социального обеспечения и отдел загс. Они возглавляются начальниками или заведующими. Это единоличные органы, их руководители принимают управленческие решения в окончательно м варианте в пределах своей компетенции. Поселковые и сельские исполкомы не имеют отделов и управлений. Отделы и управления подчинены как исполнительному комитету (администрации), так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления. Перечень отделов управления исполкомов, их количество определено самим исполкомом с учетом указа от 22 октября 2006г.