Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
21. гос.служба в РБ: понятие, принципы, административно-правовое регулирование ее происхождения.
В законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»: государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.
Сущность правового
института государственной
Принципы
государственной службы: верховенства
Конституции Республики
Государственная
служба организуется и осуществляется
с учетом многообразия и специфики
сфер и отраслей государственной
деятельности. Поэтому можно выделить
несколько видов
- В органах ветвей власти: службы в органах законодательной власти; службы в органах исполнительной власти; службы в органах судебной власти.
- В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: служба в органах внутренних дел; служба в прокуратуре; служба в таможенных органах; служба в налоговых органах и т.д.
- В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских органах; служба в местных органах.
Видовая структура государственной службы по органам в которых она осуществляется может быть представлена следующим образом:
Гражданская: общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах.
Специализированная: финансово-кредитная; избирательная; контрольно-надзорная; юстиционная.
Правоохранительная: прокурорская; государственной безопасности и др.
Милитаризованная: военизированная (службы в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.); войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.).
22.Административно-правовой статус государственных служащих в РБ.
Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется тем, что они имеют право на: письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций; получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных, предусмотренных законодательством, источников финансирования; повышение в должности, классе государственного служащего; заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами; участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь; ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; здоровые и безопасные условия труда; отставку по основаниям, предусмотренным Законом; государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции.
Ограничения, связанные с государственной службой.
Государственный служащий не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами; принимать участие в забастовках; заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством; выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке; пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей; использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну; иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Установленные ограничения не преследуют ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата.
23.Понятие и виды ответственности государственных служащих в РБ
Ответственность государственных служащих - это применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.
В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная
ответственность - это применение мер
дисциплинарного или
Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки, хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их достоинством и назначением ввиду особого характера выполняемых обязанностей.
Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, государственных комитетов, ведомств; 3) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга кругом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.
Административную
ответственность
Материальная
ответственность государственны
Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Особо закон выделяет общие виды должностных преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Предусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступающих с критикой.
24. Понятие, сущность и виды форм государственного управления
Форма управленческой деятельности – это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления должностными лицами в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.
При этом необходимо уточнить что, 1) если такие управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их можно, в общем, обозначить в качестве административно-правовых форм; 2) форма – это не сами управленческие действия, не само управление, а его внешний вид, она оформляет содержание управления внешне (в виде акта управления, устного приказа, жеста и т.д.).
Классификация форм управленческой деятельности:
- по характеру действий: правовые; неправовые;
- по целенаправленности: внутренние; внешние;
- по способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные.
К видам правовых форм управления относятся: административно-правовые акты управления; издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера. По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами исполнительной власти и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, хозяйственного, социально-культурного, оборонного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти. Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность.