Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

экзам. админ. право.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

21. гос.служба в РБ: понятие, принципы, административно-правовое регулирование ее происхождения.

В законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 «О государственной  службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»: государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.

Сущность правового  института государственной службы раскрывают принципы, лежащие в его  основе. Они непосредственно закреплены в Конституции Республики Беларусь и в статье выше указанного закона.

 Принципы  государственной службы: верховенства  Конституции Республики Беларусь; служения народу Республики Беларусь;  законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;  гуманизма и социальной справедливости;  единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; гласности; профессионализма и компетентности государственных служащих; подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; добровольности поступления граждан на государственную службу; равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики  сфер и отраслей государственной  деятельности. Поэтому можно выделить несколько видов государственной  службы:

- В органах ветвей власти: службы в органах законодательной власти; службы в органах исполнительной власти;  службы в органах судебной власти.

- В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: служба в органах внутренних дел; служба в прокуратуре; служба в таможенных органах; служба в налоговых органах и т.д.

- В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских органах;  служба в местных органах.

Видовая структура  государственной службы по органам  в которых она осуществляется может быть представлена следующим образом:

Гражданская: общеадминистративная  (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных  государственных органах.

Специализированная:  финансово-кредитная;  избирательная;  контрольно-надзорная;   юстиционная.

Правоохранительная:   прокурорская;  государственной безопасности и др.

Милитаризованная: военизированная (службы в органах  милиции,   финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.); войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Административно-правовой статус государственных служащих в РБ.

Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется  тем, что они имеют право на:  письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения; принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций; получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных,  предусмотренных законодательством,  источников финансирования;  повышение в должности, классе государственного служащего; заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом  законодательными актами; участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь; ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;  проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;  уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;  здоровые и безопасные условия труда;  отставку по основаниям, предусмотренным Законом;  государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные  органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной  службой, в том числе по вопросам поступления на государственную  службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан: поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства; исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь,  Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;  обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции.

Ограничения, связанные с  государственной службой.

Государственный служащий не вправе:  заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;  принимать    участие в забастовках; заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;  выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;  принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;  пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей; использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;  иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев; принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств. Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Установленные ограничения не преследуют ущемления  гражданских прав государственных  служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Понятие и виды ответственности государственных служащих в РБ

Ответственность государственных служащих - это  применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.

В зависимости  от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Дисциплинарная  ответственность - это применение мер  дисциплинарного или общественного  воздействия к государственным  служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности - трудовой дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке.

Отдельные категории  государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности  и  за проступки, хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их достоинством и назначением ввиду особого характера выполняемых обязанностей.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, государственных комитетов, ведомств; 3) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга кругом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.

Административную  ответственность государственные  служащие несут за совершение административного  правонарушения (проступка) в общем порядке, то есть как все граждане. Что касается должностных лиц, то они несут ее не только за нарушения общеобязательных правил своими собственными действиями, но и за некоторые административные правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например, правил в сфере охраны порядка управления, государственного или общественного порядка, природы, здоровья населения и т.д.) К должностным лицам могут применяться не все  административные взыскания, а только предупреждение и штраф. Административное взыскание может налагаться независимо от дисциплинарного взыскания.

Материальная  ответственность государственных служащих наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб предприятию, учреждению, организации, гражданам. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Этот вид юридической ответственности наступает либо по суду (на основе норм трудового и гражданского права), либо в административном порядке (например, отчисление из заработной платы служащего на основании решения администрации).

Уголовная ответственность  государственных служащих наступает  за совершение ими преступлений. Особо  закон выделяет общие виды должностных  преступлений: злоупотребление властью  или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Предусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступающих с критикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Понятие, сущность и виды форм государственного управления

Форма управленческой деятельности – это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых  органами государственного управления должностными лицами в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.

При этом необходимо уточнить что, 1) если такие управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их можно, в общем, обозначить в качестве административно-правовых форм; 2) форма – это не сами управленческие действия, не само управление, а его внешний вид, она оформляет содержание управления внешне (в виде акта управления, устного приказа, жеста и т.д.).

Классификация форм управленческой деятельности:

- по характеру действий: правовые; неправовые;

- по целенаправленности: внутренние; внешние;

- по способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные.

К видам правовых форм управления относятся: административно-правовые акты управления; издание юридических  актов и совершение на их основе иных действий юридического характера. По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами исполнительной власти и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, хозяйственного, социально-культурного, оборонного, внутреннего и внешнеполитического  характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти. Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"