Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
Законодательство определяет основные принципы государственной политики, взаимоотношения, права и обязанности госорганов, учреждений, организаций, граждан в области образования.
Структура системы образования: 1) дошкольное 2) общее среднее образование • начальное • базовое • среднее 3) внешкольное (секции и др.)
4) профессионально-техническое (ПТУ) 5) среднее специальное (колледжи)
6) высшее образование
Функции системы
образования: 1) развитие, определение,
организация и поддержка
Система органов управления образования:
1) министерство образования – республиканский орган государственного управления в сфере образования.
Функции: • осуществляет государственный контроль в области образования
• утверждает типовые
учебные планы • организует подготовку
и издание учебников •
2) управление образования облисполкома
Функции: • обеспечивает развитие образования с учетом национальных особенностей региона • создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учебные заведения • осуществляет руководство подведомственными учебными заведениями
3) отделы (управления)
образования городских и
Функции: • утверждает примерное положение об учебных заведениях
• определяет порядок
оплаты труда • разрешает кадровые
вопросы • непосредственно
4) администрация
учебных заведений (
Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставами с широким участием педагогических работников, учащихся, родителей.
33. Административно-правовые основы управления в области здравоохранения
В соответствии с ст. 45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Охрана здоровья граждан базируется на ряде принципов, которые закреплены в Законе Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. (в редакции от 11 января 2002 г.) «О здравоохранении». К ним, в частности, относятся: создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения; ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей; профилактическая направленность здравоохранения; доступность медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения и др.
Государственная
система здравоохранения
Частная система
здравоохранения включает организации
здравоохранения, медицинские учреждения
образования и научно-
Основным направлением государственной политики в сфере здравоохранения: 1) создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения 2) обеспечение доступности медицинской помощи 3) разработка программы по развитию системы медобслуживания и т.д.
Нормативное регулирование в сфере здравоохранения: • закон «о здравоохранении» • конституция РБ • закон «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» • закон «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» • др.
Система управления здравоохранения:
1) республиканский уровень
Ведущий республиканский орган государственного управления в данной сфере – министерство здравоохранения
Основные задачи Минздрава: • предоставление населению медпомощи • проведение государственной политики в области здравоохранения • формирование здорового образа жизни населения
Кроме Минздрава
не республиканском уровне в пределах
своей компетенции управление осуществляют
структурные подразделения
2) местный уровень
• управления (комитеты)
при облисполкомах и
• отделы, ТМО городского, районного уровня
Низовой базовой единицей управления в сфере здравоохранения является администрация учреждений здравоохранения (главврачи и т.д.).
34. Административно-правовые основы управления в области гос. безопасности
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Концепцией Национальной безопасности Республики Беларусь, утв. Указом Президента № 390 от 10 июля 2001 г., общее руководство безопасностью осуществляет Президент Республики Беларусь. Он возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь, основными задачами которого являются: определение стратегических интересов Республики Беларусь, концептуальных подходов и направлений обеспечения государственной безопасности и обороны; осуществление текущего контроля деятельности органов исполнительной власти в сфере государственной безопасности и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным социально-политическим, экономическим, военным и другим последствиям, и мероприятий по их ликвидации. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по государственной безопасности органами государственных служб специальной компетенции.
К числу основных
органов специальных служб
Деятельность
органов безопасности Республики Беларусь
осуществляется по таким основным направлениям:
1) контрразведывательная
В Законе Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г. (в редакции от 16 июня 2000; 24 июля 2002) закреплены обязанности и права сотрудников этих органов. В соответствии со своими основными задачами они обязаны: информировать Президента Республики Беларусь и по его поручению другие государственные органы об угрозе безопасности Республики Беларусь; предупреждать, выявлять и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на причинение ущерба безопасности Республики Беларусь, а также преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены актами законодательства Республики Беларусь к их ведению, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; осуществлять контрразведывательные мероприятия по обеспечению в пределах своих полномочий безопасности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках Республики Беларусь, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел Республики Беларусь, таможенных органах Республики Беларусь, в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекциях и др.
Важные функции в сфере безопасности Республики Беларусь осуществляют внутренние войска. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О внутренних войсках», они: участвуют в охране общественного порядка; обеспечивают режим изоляции лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу, и их конвоирование; охраняют особо важные государственные объекты и специальные грузы; участвуют в осуществлении режима чрезвычайного положения; выполняют задачи в системе территориальной обороны Республики Беларусь.
К сфере обеспечения государственной безопасности относится также охрана Государственной границы Республики Беларусь.
Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. «О государственной границе Республики Беларусь» (в редакции от 6 января 1999 г.; 19 мая 2000 г.) установлены виды, режим и правила охраны государственной границы.
35. Административно-правовые основы управления в области внутренних дел
Главная цель, которая стоит перед системой органов внутренних дел, — охрана общественного порядка и общественной безопасности на всей территории государства.
Непосредственное
управление в сфере обеспечения
общественного порядка и
Задачи и направления деятельности МВД Республики Беларусь определяют функциональную структуру его органов, которые состоят из криминальной милиции, милиции общественной безопасности, специальной, транспортной милиции и милиции по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Министерство
внутренних дел Республики Беларусь:
1) определяет приоритетные направления
совершенствования организации
и деятельности милиции в республике;
2) принимает меры к совершенствованию
правового обеспечения
36. Административно-правовые основы управления в области иностранных дел
Государственное управление иностранными делами — это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики Республики Беларусь. Согласно ст. 18 Конституции внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Среди правовых актов, определяющих основы внешней политики, полномочия и задачи государственных органов Республики Беларусь, следует назвать Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г., Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» и др.
Президент Республики Беларусь выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности государства, обеспечивает государственную независимость и национальную безопасность. Как глава государства он представляет Республики Беларусь в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры; принимает решение о признании иностранных государств; назначает и освобождает глав дипломатических представительств Республики Беларусь в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; осуществляет иные полномочия, определенные Конституцией Республики Беларусь.
Важную роль в осуществленные
внешней политики Республики Беларусь
играет Совет Министров, который
обеспечивает государственный суверенитет
и экономическую
Министерство
иностранных дел Республики Беларусь
является центральным органом