Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды»: определяет единую государственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает порядок разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и их финансирования; определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды; устанавливает порядок использования природных ресурсов и др.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. К его функциям, в частности, относится: разработка и принятие нормативных актов в области охраны окружающей среды; организация разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; утверждение лимитов на изъятие объектов растительного и животного мира; координация деятельности республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; проведение государственной экологической экспертизы; организация учета и оценки природных ресурсов и др.
Управление
использованием и охраной природных
ресурсов на территориях соответствующих
административно-
29. Административно-правовые основы управления в области транспорта и коммуникаций
В Республике Беларусь действует единая транспортная система, которая должна отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру, обеспечивать внешнеэкономические связи государства.
К единой транспортной системе относятся: транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт и метрополитен); промышленный железнодорожный транспорт; ведомственный транспорт; трубопроводный транспорт; пути сообщения общего пользования.
Правовой статус железнодорожного транспорта определяется Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О железнодорожном транспорте» (в редакции от 21 мая 2002 г.), а также Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г., морского — Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г., речного — Водным кодексом Республики Беларусь от 15 июля 1998 г., авиационного — Воздушным кодексом Республики Беларусь от 4 января 2003 г., автомобильного — Законом Республики Беларусь от 30 июня 1993 г. «О дорожном движении», а также Уставом автомобильного транспорта.
Государственное управление в области транспорта осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, специально уполномоченные на то органы исполнительной власти, а также местные советы. Данное министерство является центральным органом, который обеспечивает управление транспортом на территории всего государства.
Министерство
транспорта и коммуникаций Республики
Беларусь реализует государственную
политику в области транспорта и
дорожного хозяйства; содействует
структурной перестройке
На Минтранс возложены такие задачи: осуществление государственного управления транспортным комплексом Республики Беларусь; реализация государственной политики становления и развития транспортного комплекса для обеспечения своевременного, полного и качественного удовлетворения потребностей населения и общественного производства в перевозках; обеспечение взаимодействия и координации работы автомобильного, авиационного, железнодорожного, речного транспорта и дорожного комплекса; осуществление мероприятий по созданию единой транспортной системы Беларуси; создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта всех форм собственности; обеспечение вхождения транспортного комплекса республики в европейские и мировые транспортные системы.
В соответствии с этими задачами Минтранс Беларуси: обеспечивает выполнение единой государственной экономической, тарифной, инвестиционной, научно-технической и социальной политики на транспортно-дорожном комплексе; обеспечивает защиту прав граждан во время их транспортного обслуживания; содействует развитию внешнеэкономических связей.
Что касается задач органов, которые входят в систему Минтранса Республики Беларусь, то в отношении их осуществляется разграничение их полномочий.
Через Минтранс Республики Беларусь осуществляется управление железнодорожным транспортом государства. Морской и речной транспорт Республики Беларусь является комплексной отраслью законодательства. Его деятельность регулируется системой норм, которые затрагивают как административно-правовые, так и иные отношения (гражданско-правовые, земельные, трудовые, финансовые и др.). Основными задачами Минтранса Республики Беларусь на морском и речном флоте являются: организация слаженной работы предприятий, которые относятся к сфере его управления, с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в морских и речных перевозках. Основными задачами органов управления автомобильным транспортом являются: организация слаженной работы объединений, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления, с целью удовлетворения потребностей общественного производства и населения в автомобильных перевозках. Минтранс в процессе выполнения возложенных на него задач взаимодействует с центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также соответствующими органами других государств. В пределах своих полномочий и на основе законодательства Республики Беларусь издает приказы, организует и контролирует их исполнение. Органом, осуществляющим управление гражданской авиацией, является Государственный комитет по авиации. Его основные задачи: реализация государственной политики по вопросам развития гражданской авиации; обеспечение потребностей отраслей национальной экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров и др. Правовые, экономические и организационные принципы деятельности трубопроводного транспорта определяет Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 г.
30.Административно-правовые основы управления в области связи
Современная связь является одной из приоритетных и важнейших отраслей в Республике Беларусь, призванной удовлетворять потребности потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обороны и безопасности государства в средствах и услугах почтовой и электрической связи. Отношения в области связи регулируются Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О связи», другими актами законодательства и нормативными актами министерств и ведомств. Правовой статус, полномочия и обязанности операторов связи, а также использование радиочастотного ресурса определяются отдельными законодательными актами.
Действие Закона «О связи» распространяется на отношения в области связи, в которых участвуют органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации связи, потребители услуг связи и радиочастот. Но действие этого Закона не распространяется на государственную систему правительственной связи, а также на сети технологической связи и ведомственные сети связи и отношения, которые обеспечивают их функционирование. Средства связи также находятся в ведении Минтранса, Министерства внутренних дел, Службы безопасности, Минобороны и других ведомств Республики Беларусь. Эти государственные органы осуществляют управление связью ведомственного пользования.
Центральным органом исполнительной власти в области связи является Министерство связи и информатизации. Управление связью заключается в определении основных направлений развития отрасли, к которым отнесены: разработка и осуществление мероприятий по развитию и усовершенствованию единой национальной системы связи, повышению ее качества, доступности и постоянного функционирования; регулирование деятельности по удовлетворению потребностей органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, объединений, учреждений, организаций и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи общего пользования; содействие развитию предпринимательства на конкурентных основах в сфере предоставления услуг связи; проведение государственной антимонопольной политики в области связи.
Минсвязи в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение. Его решения, принятые в пределах полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Почтовую и электрическую связь в едином технологическом процессе осуществляют государственные предприятия связи. Почтовая связь — это приемка, обработка, перевозка и доставка письменных отправлений, материальных ценностей, выполнение поручений физических и юридических лиц относительно денежных переводов, банковских операций.
31. Административно-правовые основы управления в области торговли
Сфера управления торговлей охватывает несколько направлений деятельности — внешнеэкономической, торговой, бытового обслуживания населения. Их осуществление регулируется на основе Конституции Республики Беларусь законами «О торговле» от 28 июля 2003 г. (в редакции от 26 ноября 2003 г.) «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г., Гражданским кодексом, актами Президента, Совета Министров и другими нормативно-правовыми актами.
Основными принципами государственного регулирования торговли являются: соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли; обеспечение условий реализации права на свободу выбора торгового партнера и товара; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.
Основными формами государственного регулирования торговли являются: сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; квотирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
К основным полномочиям Министерства торговли Республики Беларусь в области государственного регулирования торговли относятся: принятие в пределах его компетенции нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли; разработка и реализация республиканских долгосрочных и краткосрочных программ развития торговли; координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в области торговли; создание и ведение торгового реестра в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь и др.
К основным полномочиям
местных исполнительных и распорядительных
органов в области
32. Административно-правовые основы управления образованием
В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. (в редакции от 19 марта 2002 г.) «Об образовании». Право на образование закреплено в конституции. В нашей стране гарантируется доступность и бесплатность общего среднего образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями граждан. Каждый может на конкурсной основе получить соответствующее бесплатное образование в государственных учебных заведениях. НПА, регламентирующие управленческую деятельность в сфере образования:1) конституция 2) законы (об образовании, о высшем образовании) 3) декреты и указы