Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".
По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.
По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные.
К неправовым формам управленческой деятельности относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления, они также должны соответствовать целям и задачам управления. Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно-обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др. Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.
25. Понятиее, сущность и виды методов госуд-го управления
Методы госуд-го
управления – способы, средства
практического осуществления
Виды методов:
I. Убеждение
– представляет собой
По характеру воздействия: 1.Прямое воздействие – административные методы управления. 2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е. создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения.
II. Принуждение
– разновидности
III. Правовые акты управления
Это основная
правовая форма реализации
26. Понятие, юредич-ое значение и виды актов госуд-го управления
Акт государственного управления – это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
С помощью актов управления осуществляется и реализация норм права в ходе управленческой деятельности, обеспечивающая должное поведение участников соответствующих правовых отношений. Акты управления – средство установления и применения правовых норм в процессе государственного управления. Издание актов управления – часть управленческой деятельности, одно из ее проявлений. Акты управления отражают общие черты управленческой деятельности и имеют свои особенности, отражающие их правовой характер. Они, естественно, имеют черты, присущие всем правовым актам, и особенности, отличающие их от законов и других актов государственных органов, обусловленные ролью и местом государственного управления как одного из видов государственной деятельности.
Юридическое значение актов управления заключается в том, что они могут:
- служить основанием
для издания иных актов
Главное внимание уделяется юридическим свойствам актов управления - основному критерию их классификации. В зависимости от этого акты управления подразделяются на два основных вида: нормативные и индивидуальные. Нормативные акты - важнейший вид правовых актов, издаваемых органами государства в процессе управленческой деятельности. Существо юридической природы нормативных актов не только в том, что они излагают нормы права, а в том, что с принятием таких актов возникают новые правовые нормы, изменяются или отменяются действовавшие ранее и т.п. Нормативный акт вводит юридические нормы в правовую систему, является непосредственным способом выражения и закрепления государственной воли. Индивидуальные акты - это акты применения норм права к конкретным общественным отношениям, один из способов реализации правовых норм. Они выступают в качестве юридических фактов - порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Отличительной особенностью данного вида актов является их индивидуальный характер - свойство, давшее название виду. Его проявления, признаки заключаются в следующем: конкретность предписаний, адресование их персонально определенным субъектам, регулирование конкретных отношений, однократность реализации (применения, исполнения), и др.
Виды актов, издаваемых конкретными органами государственного управления. К ним относятся: декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Совета Министров и распоряжения Премьер-министра; постановления, приказы, инструкции, распоряжения и иные акты министерств (министров), государственных комитетов (председателей гос. комитетов), комитетов при Совете Министров; решения местных исполнительных комитетов и местных администраций; распоряжения председателей исполнительных комитетов (глав местных администраций); приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исполнительных комитетов и администраций, руководителей определенных предприятий, учреждений и организаций.
Акты органов исполнительной власти могут издаваться в словесной и конклюдентной формах. Словесные акты в свою очередь подразделяются на письменные и устные.
По сроку действия правовые акты управления подразделяются: бессрочные (с неопределенным сроком действия); срочные; временные.
По территории
действия правовые акты управления
различают: акты управления, действующие
в масштабе всей страны; акты управления,
действующие в масштабе административно-
По характеру компетенции органов, издающих акты, классифицировать последние допустимо следующим образом: акты общего управления; акты отраслевого управления; акты межотраслевого управления.
27. Процесс принятия актов госуд-го управления: понятие, стадии; требования, предъявляемые к актам
Вопросы о вступлении актов управления в силу, их действии во времени и пространстве имеют важное значение для обеспечения режима законности.
Как известно, принятие, подписание, т.е. должное оформление правового акта, придают ему юридическую силу и тем самым включают в действие механизм, обеспечивающий применение акта, процесс его исполнения. Однако при этом следует различать момент придания юридической силы акту управления и начало вступления его в действие.
В законодательстве установлены правила вступления в силу законов, актов Президента, постановлений и распоряжений Совета Министров, актов других органов исполнительной власти.
Акты Президента, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Они публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Постановления и распоряжения Совета Министров в случаях, когда не указан срок их введения в действие, вступают в силу с момента принятия.
Нормативные акты министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции, касающиеся предприятий, организаций и учреждений другой формы собственности либо иного подчинения или граждан, являются обязательными для исполнения при условии, если эти акты зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь. Вопрос о вступлении в силу акта решается с учетом момента его получения исполнителем. Такое же правило распространяется на акты других органов управления.
Оговорки о вступлении в силу акта, как правило, делаются следующим образом. Во-первых, указывается точный срок (месяц, число, год), с которого акт управления вступает в силу. Во-вторых, указывается определенный промежуток времени, по истечении которого акт вступает в силу. В- третьих, возможно указание на время вступления в силу того или иного акта в связи с определенными событиями или действиями.
Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку издания.
Исходя из этого, можно выделить три группы требований, предъявляемых к актам органов исполнительной власти:
1) Общие требования законности (юридические требования), которым должны удовлетворять все акты управления, независимо от того, кем они издаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства.
2) Дополнительные, или специальные, требования. Они предъявляются к некоторым актам в зависимости от содержания и назначения этих актов.
3) Требования организационно-технического характера.
Общими, обязательными для всех актов управления, являются требования о том, чтобы акт управления был издан полномочным органом в пределах его компетенции, в интересах граждан и государства, в соответствии с законом и его целями, в форме и порядке, определенных законом.
Специальными являются такие требования, которые вытекают из общих критериев правомерности акта, но предъявляются лишь к определенной группе актов управления.
Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. В соответствии с этим в актах управления должны быть четко определены конкретные задачи (права и обязанности), их исполнители, сроки, формы и методы решения задач. Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.
28. Административно-правовые основы управления в области природных ресурсов и охраны окр.среды
Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ст.13).
Понятия использования и охраны природных ресурсов во многом взаимосвязаны, но было бы неверно полностью отождествлять их. Использование природных ресурсов направлено на получение из природных ресурсов определенных полезных как для общества в целом (например, в хозяйственных целях), так и для отдельных индивидов (например, для оздоровительных целей) свойств. Целью охраны природных ресурсов являются предотвращение экологически вредных последствий их использования, сохранение в первозданном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, ее экологического баланса. Следует подчеркнуть особое значение охраны природных ресурсов в контексте реализации конституционного положения о праве граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46).
В системе управления использованием и охраной природных ресурсов значительные полномочия имеют государственные органы, деятельность которых направлена на решение широкого круга вопросов. К ним относятся: Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.